Положение о расчете пособий в новой редакции
С 1 января 2010 года Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам будет действовать в новой редакции. В статье мы расскажем о предстоящих изменениях.
Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, утверждено постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 N 375 (далее - Положение о расчете пособий). Этот документ разработан в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Закон N 255-ФЗ). С 2010 года данный закон будет применяться с учетом новшеств, о которых вы можете прочитать в статье "Рассчитываем пособия по новым правилам" ("Зарплата", 2009, N 10).
Изменения, внесенные в Закон N 255-ФЗ, вызвали необходимость скорректировать Положение о расчете пособий (постановление Правительства РФ от 19.10.2009 N 839).
Общая характеристика изменений
Порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком изменен в связи с отменой единого социального налога. Теперь основным источником финансирования этих пособий будет не ЕСН, а страховые взносы в Фонд социального страхования.
Новая редакция Положения о расчете пособий корреспондирует с правилами взимания страховых взносов, установленными Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), которые также вступают в силу 1 января 2010 года.
Сгруппируем изменения, внесенные постановлением Правительства РФ от 19.10.2009 N 839 в Положение о расчете пособий, по темам:
- сфера применения Положения о расчете пособий;
- выплаты, учитываемые при расчете среднего заработка для исчисления пособий;
- расчетный период;
- назначение и порядок расчета пособий;
- различия в порядке назначения разных пособий (пособие по уходу за ребенком);
- особенности исчисления пособий лицам, добровольно вступившим в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (добровольно застрахованные лица).
Сфера применения положения о расчете пособий расширена
Закон N 255-ФЗ в новой редакции не только регулирует правила расчета и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, но и определяет условия, размеры и порядок обеспечения ежемесячным пособием по уходу за ребенком. Особенности исчисления данных выплат установлены в новой редакции Положения о порядке расчета пособий. В связи с этим уточнено его название.
С 1 января 2010 документ будет называться "Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
Средний заработок для расчета пособий
Согласно пункту 1 статьи 14 новой редакции Закона N 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица.
Перечень выплат, учитываемых в среднем заработке
Согласно прежней редакции пункта 2 Положения о расчете пособий в заработок, из которого исчислялись пособия, включались все выплаты, предусмотренные системой оплаты труда, установленной у страхователя. Из новой редакции Положения о расчете пособий это условие изъято.
Понятие "система оплаты труда" раскрыто в статье 135 ТК РФ. Согласно статье 129 Трудового кодекса оплата труда - это вознаграждение за труд с учетом стимулирующих и компенсирующих выплат. В 2009 году при расчете пособий учитываются выплаты, которые отвечают понятию "оплата труда". К ним не относятся материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и т.п., поэтому они не включаются в средний заработок. Это подтверждается пунктом 4 пока действующей редакции Положения о расчете пособий.
В новой редакции данного документа пункт 4 утрачивает силу. Более того, из пункта 2 исключен весь перечень выплат, которые учитываются в среднем заработке. Его текст в новой редакции сформулирован следующим образом. В средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу работника, которые включаются в базу для начисления страховых взносов в ФСС России в соответствии с Законом N 212-ФЗ.
Какие выплаты учитываются при расчете среднего заработка
Для определения состава выплат при расчете среднего заработка бухгалтеру необходимо обратиться к статьям 7-9 Закона N 212-ФЗ.
Во-первых, необходимо решить, относится ли та или иная выплата к объекту обложения страховыми взносами в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 7 Закона N 212-ФЗ или она не является объектом обложения страховыми взносами в ФСС России в силу пунктов 3 и 4 статьи 7 Закона N 212-ФЗ. Если выплата не относится к объекту обложения страховыми взносами, она не учитывается при расчете среднего заработка.
Не являются объектом обложения страховыми взносами в ФСС России выплаты и вознаграждения:
- по любым договорам гражданско-правового характера;
- иностранным гражданам и лицам без гражданства по трудовым договорам, заключенным с российской организацией для работы в ее обособленном подразделении, за границей РФ.
Во-вторых, если выплата соответствует критериям объекта обложения страховыми взносами, следует уточнить, не включена ли она в перечень необлагаемых выплат, установленный в статье 9 Закона N 212-ФЗ. В этом случае выплата также не учитывается при расчете среднего заработка.
На схеме на представлен алгоритм распределения выплат. Желтым цветом отмечены выплаты, облагаемые страховыми взносами и, следовательно, учитываемые при расчете среднего заработка для исчисления пособий; голубым - выплаты, которые не облагаются страховыми взносами и не включаются в средний заработок.
"Схема"
Объект обложения страховыми взносами
В Законе N 212-ФЗ не приводится исчерпывающий перечень облагаемых страховыми взносами выплат.
Критерий отнесения к объекту. Главный критерий отнесения к объекту обложения страховыми взносами в ФСС России для работодателей - организаций и индивидуальных предпринимателей - указание выплаты в трудовом договоре (ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ). Обратите внимание: на вознаграждения по договорам гражданско-правового характера страховые взносы в ФСС России не начисляются (ч. 3 ст. 9 Закона N 212-ФЗ).
Таким образом, все выплаты и вознаграждения, предусмотренные трудовым договором, являются объектом обложения страховыми взносами. При этом не имеет значения основание выплаты (за труд, социальная выплата), а также уменьшает ли выплата облагаемую базу по налогу на прибыль или финансируется из собственных средств организации.
Относятся к объекту, но не облагаются страховыми взносами. Ряд выплат и вознаграждений, будучи объектом обложения страховыми взносами в ФСС России, ими не облагаются. Их перечень приведен в пункте 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ. Такие выплаты не учитываются при расчете среднего заработка для исчисления пособий.
Список выплат, учитываемых в среднем заработке
В отсутствие нормативно установленного перечня учитываемых выплат составим его самостоятельно, опираясь на новую и действующую редакции Положения о расчете пособий, а также нормы статей 7 и 9 Закона N 212-ФЗ.
В таблице на с. 27 приведен перечень выплат, производимых в пользу работников. Напротив выплат, учитываемых при расчете среднего заработка для исчисления пособий, стоит знак "+". Напротив выплат, не учитываемых при расчете пособий, знак "-".
Периоды и суммы, исключаемые при расчете среднего заработка
В пункте 8 Положения о расчете пособий приведены периоды и суммы, не включаемые в расчет среднего заработка. Этот перечень остался без изменений.
Напомним, что при определении среднего заработка из расчетного периода исключаются следующие периоды, а также начисленные за эти периоды суммы:
- период сохранения за работником среднего заработка в соответствии с законодательством Российской Федерации. Например, отпуск, командировка;
- временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;
- простоя по вине работодателя или по причинам, не зависящим от работодателя и работника, и т.д.
Расчетный период
Средний заработок для расчета пособий исчисляется за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком. Об этом говорится в пункте 1 статьи 14 новой редакции Закона N 255-ФЗ. Рассмотрим, как изменились нормы Положения о расчете пособий, касающиеся расчетного периода.
Учитываем время работы у данного работодателя
Как и в законе, в новой редакции Положения о расчете пособий уточняется, что учитываются 12 календарных месяцев работы у данного работодателя. Если работник уволился, а затем вновь поступил на работу в ту же организацию, отсчет начала расчетного периода производится с момента повторного поступления на работу. При реорганизации предприятия без увольнения работников расчетный период определяется с учетом работы у прежнего работодателя.
Таблица
Пример 1. Г.К. Хомяков, отработавший в ООО "Фортуна" 5 лет 3 месяца 4 дня, 26 мая 2009 года был уволен в связи с сокращением штата. 27 октября 2009 года он вновь поступил на работу в ООО "Фортуна". Работник заболел 12 января 2010 года. Необходимо определить расчетный период для исчисления суммы пособия по временной нетрудоспособности.
Решение. Расчетный период - с 27 октября по 31 декабря 2009 года.
В расчетном периоде нет заработка, но есть заработок в месяце наступления страхового случая
Если у работника не было учитываемого заработка в течение последних 12 календарных месяцев работы у данного работодателя, для расчета применяется заработок, полученный в месяце наступления страхового случая (п. 10 Положения о порядке расчета).
Заработок отсутствует в расчетном периоде и в месяце наступления страхового случая
Возможны ситуации, когда сотрудник не имел заработка ни в течение последних 12 календарных месяцев работы у данного работодателя, ни в месяце наступления страхового случая. Тогда пособие определяется исходя из среднего заработка, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы у данного работодателя, предшествующих месяцу наступления предыдущего страхового случая. Такое правило установлено в пункте 11 новой редакции Положения о расчете пособий. В настоящее время в подобной ситуации средний заработок определяется исходя из тарифной ставки, должностного оклада или денежного содержания (вознаграждения).
Применение новой нормы вызывает вполне закономерный вопрос: нужно ли корректировать средний заработок, исчисленный для предыдущего страхового случая, ведь в то время действовали иные правила его расчета. Например, не учитывались непроизводственные премии, оплата коммунальных услуг и т.п., так как эти выплаты не относятся к оплате труда и не облагаются ЕСН в ФСС России.
Как пояснили редакции специалисты Фонда социального страхования, если с момента определения среднего заработка по предыдущему страховому случаю изменились правила расчета, его сумма не корректируется.
Пример 2. О.Н. Блохина находится с 15 февраля 2007 года в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. С 8 января 2010 года она оформляет новый отпуск по беременности и родам.
В первый отпуск по беременности и родам О.Н. Блохина ушла 28 сентября 2006 года. Последнюю заработную плату работница получила за сентябрь 2006 года. К 8 января 2010 года у нее не было заработка ни в течение последних 12 календарных месяцев, ни в месяце наступления нового отпуска по беременности и родам.
Каким образом будет рассчитан средний заработок для выплаты пособия по беременности и родам, если известно, что при расчете среднего заработка по предыдущему страховому случаю не учитывались премия ко Дню 8 Марта и материальная помощь?
Решение. Пособие по беременности и родам будет исчислено исходя из фактического размера среднего дневного заработка для предыдущего страхового случая. В данной ситуации это отпуск по уходу за ребенком, который наступил в феврале 2007 года. В тот момент средний заработок был определен без учета премии ко Дню 8 Марта и материальной помощи. Его корректировать не нужно.
Заработка нет и не было
Положение о порядке расчета пособий дополнено пунктом 11.1. В нем уточняются положения прежней редакции пункта 11, расширяется перечень случаев, когда для расчета пособий следует применять тарифную ставку, оклад, денежное содержание (вознаграждение) при отсутствии у работника учитываемого заработка:
- в течение последних 12 календарных месяцев работы у данного работодателя;
- в месяце наступления страхового случая;
- в течение последних 12 календарных месяцев работы у данного работодателя, предшествующих месяцу наступления предыдущего страхового случая.
В районах и местностях, в которых применяются районные коэффициенты, размеры пособий, исчисленные исходя из тарифной ставки, должностного оклада или денежного содержания (вознаграждения), определяются с учетом этих коэффициентов.
Если работнику в данных случаях даже не установлена тарифная ставка, оклад или денежное содержание (вознаграждение), средний заработок для исчисления пособий необходимо рассчитать исходя из МРОТ. В районах и местностях, в которых применяются районные коэффициенты, - исходя из МРОТ с учетом этих коэффициентов.
Порядок исчисления пособий
Со следующего года не будет применяться понятие "максимальный размер пособия".
Предельный размер среднего дневного заработка
При расчете пособия по временной нетрудоспособности или по беременности и родам нужно сравнить средний дневной заработок работника и его предельную величину и выбрать меньшую сумму. Ее корректируют в зависимости от страхового стажа и определяют сумму дневного пособия, которую, в свою очередь, умножают на количество календарных дней болезни или отпуска по беременности и родам и получают суммы соответствующих пособий.
Предельная величина среднего дневного заработка вычисляется следующим образом. Нужно разделить величину предельной базы для начисления страховых взносов (415 000 руб.) на 365 календарных дней (п. 19.1 Положения о расчете пособий в новой редакции). Предельный размер среднего дневного заработка равен 1136,99 руб.
В случае если работник получает пособие по временной нетрудоспособности или по беременности и родам у нескольких работодателей, ограничение действует по каждому месту работы.
"Северные" коэффициенты при снижении размера пособия
Согласно пункту 22 Положения о расчете пособий в случаях, когда имеются основания для снижения пособия, оно выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц МРОТ. В новой редакции эта норма дополнена словами "...в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, - в размере, не превышающем минимального размера оплаты труда с учетом этих коэффициентов".
Аналогичное дополнение внесено в абзац 4 пункта 22 Положения о расчете пособий. Норма этого абзаца применяется, если исчисленное пособие по временной нетрудоспособности за период со дня, когда было допущено нарушение, либо за весь период нетрудоспособности в расчете за полный календарный месяц превышает минимальный размер оплаты труда (в установленных случаях - с учетом районных коэффициентов).
Разные пособия - разные правила назначения
Как было сказано выше, сфера применения новой редакции Положения о расчете пособий расширена. Теперь оно распространяется и на пособия по уходу за ребенком. Но согласно Закону N 255-ФЗ порядок назначения пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам отличается от порядка назначения пособия по уходу за ребенком. Рассмотрим эти отличия.
Место назначения пособий
Пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам сотрудник получает по каждому месту работы. Пособие по уходу за ребенком только у одного работодателя по своему выбору. Об этом говорится в пунктах 19 и 20 новой редакции Положения о расчете пособий.
Пособие по уходу за ребенком
Положение о расчете пособий дополнено двумя новыми пунктами (23 и 24), посвященными особенностям расчета пособия по уходу за ребенком. Рассмотрим новшества, адресованные работодателям.
В новой редакции пункта 23 говорится, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляется исходя из среднего заработка. Тут же указан порядок исчисления данного показателя. Он определяется путем умножения среднего дневного заработка работника на 30,4.
Исключение составляют случаи, когда у работника нет учитываемых выплат:
- в течение последних 12 календарных месяцев работы у данного работодателя;
- в месяце наступления страхового случая;
- в течение последних 12 календарных месяцев работы у данного работодателя, предшествующих месяцу наступления предыдущего страхового случая.
В таких ситуациях пособие по уходу за ребенком определяется исходя из тарифной ставки, должностного оклада или денежного содержания (вознаграждения) на день наступления отпуска по уходу за ребенком. В районах и местностях, в которых применяются районные коэффициенты, пособие рассчитывается с учетом этих коэффициентов (п. 11.1 Положения о расчете пособий в новой редакции).
Пункт 24 Положения о расчете пособий в новой редакции устанавливает ограничение размера среднего заработка, из которого исчисляется ежемесячное пособие по уходу за ребенком. Для его расчета нужно разделить предельную величину базы для начисления страховых взносов на 12 месяцев. То есть с 1 января 2010 года максимальный размер среднего заработка для расчета пособия по уходу за ребенком составляет 34 583,33 руб. (415 000 руб. : 12 мес). Следовательно, предельная величина пособия равна 13 833,33 руб. (34 583,33 руб. х 40%) за календарный месяц.
Новшества для добровольно застрахованных лиц
Все рассмотренные выше нововведения касались работодателей, которые осуществляют обязательное социальное страхование работников путем уплаты страховых взносов в ФСС России.
Платить взносы не обязаны. Отдельные категории лиц не обязаны платить страховые взносы в ФСС России и соответственно претендовать на получение пособий. К ним относятся:
- адвокаты;
- индивидуальные предприниматели;
- члены крестьянских (фермерских) хозяйств;
- физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями, например нотариусы частной практики;
- члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера.
Право на пособия. Перечисленные выше физические лица имеют право на пособия, выплачиваемые за счет средств ФСС России, в случае уплаты страховых взносов ФСС России в добровольном порядке в размере стоимости страхового года за календарный год, предшествующий году, в котором наступил страховой случай (п. 7 Положения о расчете пособий).
Согласно части 3 статьи 4.5 Закона N 255-ФЗ стоимость страхового года определяется как произведение МРОТ на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, тарифа страховых взносов в части страховых взносов в ФСС России и 12 месяцев. Тариф страховых взносов в ФСС России в 2010 году составляет 2,9% (п. 1 и 4 ст. 57 Закона N 212-ФЗ). Таким образом, в 2010 году стоимость страхового года равна 1506,84 руб. (4330 руб.*(1) х 2,9% х 12 мес).
Средний заработок. Пункт 9 прежней редакции, в котором устанавливался порядок определения среднего заработка для расчета пособий добровольно застрахованным лицам, исключен.
В новой редакции пункта 3 Положения о расчете пособий установлено, что для добровольно застрахованных лиц средний заработок для исчисления пособий принимается равным МРОТ на день наступления страхового случая.
При этом согласно новой редакции пункта 15 Положения о расчете пособий средний дневной заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам добровольно застрахованным лицам определяется путем деления МРОТ на день наступления страхового случая на число календарных дней каждого месяца, на которые приходится страховой случай.
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком добровольно застрахованным лицам определяется исходя из МРОТ на день наступления страхового случая. При этом средний дневной заработок не рассчитывается и коэффициент 30,4 не применяется. Об этом говорится в новой редакции пункта 23 Положения о расчете пособий.
О.С. Овчинникова,
заместитель главного
редактора журнала "Зарплата"
"Зарплата", N 12, декабрь 2009 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) МРОТ, действующий в 2009 году, установлен Федеральным законом от 24.06.2008 N 91-ФЗ. Если в будущем году будет применяться иной МРОТ, вы сможете узнать об этом из журнала "Зарплата" или новостей на сайте www.zarp.ru. - Примеч. ред.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Зарплата"
"Зарплата" - профессиональное практическое издание для бухгалтера и работника отдела кадров. Все материалы и рекомендации журнала нацелены на возможность практического применения, как оперативного, так и долгосрочного.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-23886 от 28.03.2006 г., выданное Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия
www.zarplata-online.ru