Знать:
план обследования больного;
основные симптомы заболеваний внутренних органов;
этиологию, патогенез и меры профилактики наиболее часто встречающихся заболеваний;
современные методы клинического, лабораторного, инструментального обследования больных, их диагностические возможности;
применение информативных методов и вычислительной техники в диагностике, лечении и профилактике различных заболеваний;
принципы и методы проведения санитарно-просветительной работы среди населения по профилактике ряда заболеваний;
основы организации первичной медико-социальной помощи, организационные модели:
амбулаторно-поликлиническая и общая врачебная практика (семейная медицина);
принципы диспансеризации населения, реабилитации больных и переболевших;
устройство и оборудование лечебных отделений больницы; организацию работы младшего и среднего медицинского персонала, и роль их в профилактике внутрибольничных инфекций;
виды санитарной обработки больных;
типы лихорадок; механизм действия физиопроцедур;
особенности наблюдения и ухода за больными с заболеваниями различных систем организма;
особенности наблюдения, ухода и профилактики различных осложнений у больных пожилого и старческого возраста;
доврачебные неотложные состояния;
анатомо-физиологические, возрастные и половые особенности здорового и больного человека;
основные клинические симптомы и синдромы заболеваний внутренних органов и механизм их возникновения;
критерии диагноза различных заболеваний; диагностические возможности методов непосредственного исследования терапевтического больного;
основные принципы оказания медицинской помощи при неотложных состояниях;
современные методы различных видов лабораторного анализа;
диагностическую информативность лабораторных симптомов и синдромов - понятия специфичности, чувствительности тестов, прогностической значимости;
перечень лабораторных методов с учетом организационной структуры учреждений здравоохранения;
алгоритмы лабораторной диагностики различных заболеваний в клинике внутренних болезней, при хирургической и акушерско-гинекологической патологии
особенности диагностики профессиональных и производственно обусловленных болезней;
анализ действующих вредных производственных факторов на основании санитарно-гигиенической характеристики условий труда;
критерии диагностики острых профессиональных интоксикаций;
основы врачебно-трудовой экспертизы, первичной и вторичной профилактики, медико-социальной и трудовой реабилитации;
основы деятельности медперсонала на всех этапах лечения хирургических больных; общие принципы клинического обследования хирургического больного;
клинические проявления основных хирургических синдромов;
этиологию и меры профилактики наиболее часто встречающихся хирургических заболеваний; вопросы борьбы с внутрибольничной инфекцией в хирургическом стационаре;
алгоритм базисной сердечно-легочной реанимации, способы искусственной вентиляции легких, технику непрямого массажа сердца, электрической дефибрилляции;
принципы профилактики осложнений сердечно-легочной реанимации;
современные методы обследования стоматологических больных; вопросы этиологии и профилактики стоматологических заболеваний, связь их с факторами внешней среды, профессиональными вредностями и несоблюдением здорового образа жизни;
принципы организации и методы проведения неотложных врачебных мероприятий у пациентов с гнойно-воспалительными заболеваниями и повреждениями челюстно-лицевой области;
принципы организации онкологической помощи населению России; современные классификации при основных локализациях злокачественных опухолей;
патогенез развития и клиническую симптоматику наиболее частых злокачественных процессов;
положения по формированию групп риска с целью раннего выявления опухолевых заболеваний;
принципы и методы проведения санитарно-просветительской работы по пропаганде здорового образа жизни;
основы организации и проведения санитарно-противоэпидемических мероприятий в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера мирного времени и в военное время;
организацию и способы защиты от поражающих факторов оружия массового поражения, природных и техногенных катастроф; основы оказания различных видов медицинской помощи пораженному населению;
симптомы и синдромы основных заболеваний детского возраста;
методы профилактики детских заболеваний; принципы организации детских лечебно-профилактических учреждений и санитарно-эпидемиологического режима в них и в родильных домах;
санитарно-гигиенические особенности организации работы с источниками ионизирующих и неионизирующих излучений в отделении лучевой диагностики;
принцип получения изображения при лучевых методах диагностики, диагностические возможности различных методов лучевой диагностики;
значение физических упражнений в условиях современной жизни; механизмы действия лечебной физкультуры;
показания и противопоказания к назначению средств лечебной физкультуры;
основные показания и противопоказания к санаторно-курортному лечению;
классификацию и основные механизмы действия лечебных физических факторов;
показания и противопоказания к назначению физиотерапии;
основные показания и противопоказания к санаторно-курортному лечению;
социально-значимые вирусные инфекции:
особенности эпидемического процесса в современных условиях, методы диагностики, профилактики и лечения; возможности специфической и неспецифической профилактики основных инфекционных заболеваний;
значение дерматологии и венерологии для врачей-гигиенистов; вопросы этиологии, патогенеза и профилактики кожных заболеваний, связь их с факторами внешней среды, профессиональными вредностями и несоблюдением здорового образа жизни;
основные симптомы и синдромы поражения нервной системы; основные и дополнительные методы обследования неврологических больных;
этиопатогенез, клинику, лечение основных нозологических форм и профессиональных заболеваний нервной системы;
методы медицинской генетики, применяемые для оценки действия факторов окружающей среды, для охраны здоровья населения и популяционной профилактики болезней;
основы фармакогенетики человека; основы экологической генетики человека, принципы генетико-гигиенического нормирования факторов окружающей среды;
организацию медико-генетической службы в России и ее взаимодействие с медико-профилактическими службами России;
основные психические проявления в норме и патологии;
международную и отечественную классификацию психических расстройств; основные закономерности психологии больного человека, психологии медицинского работника, психологической атмосферы лечебно-профилактических учреждений; основные особенности психогигиены - общей и специальной;
систему организации производства судебно-медицинской экспертизы в Российской Федерации;
основные способы и методы исследования объектов судебно-медицинской экспертизы.
Уметь:
провести обследование больного;
оценить полученные данные;
сформулировать синдромальный диагноз и наметить план дополнительных методов исследования;
заполнить историю болезни;
оценить результаты обследований пациента;
осуществлять контроль за показателями гемодинамики и дыхания;
осуществлять уход за больными с заболеваниями различных органов и систем и осуществлять профилактические мероприятия; констатировать биологическую смерть и уметь обращаться с трупом;
установить клинический диагноз наиболее распространенных заболеваний внутренних органов, протекающих в типичной форме, и обосновать этот диагноз;
решать вопросы экспертизы трудоспособности; оформить первичную и текущую документацию, составить план вторичной диспансеризации, оценить эффективность диспансерного наблюдения;
оказать первую помощь в экстренных случаях до приезда бригады скорой медицинской помощи;
реализовывать госпитализацию в экстренном порядке;
проводить мероприятия по первичной и вторичной профилактике наиболее часто встречающихся в поликлинике заболеваний терапевтического профиля;
проявить комплексный подход к назначению лабораторных исследований, составить план обследования с учетом характеристик лабораторных тестов;
уметь интерпретировать результаты лабораторных исследований, в том числе с учетом преемственности амбулаторного, стационарного, лабораторного предоперационного обследования;
анализировать санитарно-гигиеническую характеристику условий труда;
организовывать и проводить медицинские осмотры и профилактические мероприятия;
определять группы повышенного риска заболевания туберкулезом; проводить клиническое обследование больного туберкулезом легких; оценивать результаты стандартных лабораторных и рентгенологических методов исследования;
установить тип очага туберкулезной инфекции и организовать мероприятия по его оздоровлению;
осуществлять все необходимые мероприятия по уходу за хирургическими больными;
собрать и проанализировать информацию об онкологических больных в плане ее статистической обработки;
проводить санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия в чрезвычайной ситуации;
применить методы прогнозирования и профилактики патологических состояний в акушерстве и гинекологии;
оценить роль экологических и производственных факторов в патологии беременности, заболевании плода и новорожденных;
проанализировать социальные и экологические факторы, влияющие на здоровье детей; создать условия для гармоничного развития детей, организации здорового образа жизни;
уметь распознать метод лучевого исследования, определить лучевые признаки неотложных состояний;
провести комплексную оценку физического состояния, составить медицинское заключение и распределить на группы для занятий физкультурой;
проводить врачебно-педагогические наблюдения и оценивать эффективность тренировочного процесса;
диагностировать профдерматозы, выявить факторы, способствующие их возникновению, поставить эпикутанные кожные пробы и применить методы иммунологического исследования для подтверждения диагноза профессиональной этиологии;
обследовать больного на выявление наследственной патологии; использовать методы медицинской генетики для организации мониторинга за отдаленными последствиями экологических воздействий; проводить профилактические мероприятия, направленные на предупреждение наследственных и врожденных заболеваний, снижение частоты широко распространенных заболеваний мультифакториальной природы;
оказать первую помощь при психических расстройствах, возникающих в условиях боевых действий, стихийных бедствий и катастроф; применять навыки установления профессионального контакта, формировать доверительные отношения с больным;
учитывать психологические особенности личности в процессе установления контакта;
провести обследование лор-органов;
оказать экстренную помощь при травмах, кровотечениях и острых заболеваниях лор- органов; наметить план профилактических мероприятий с учетом профессиональной патологии в оториноларингологии;
правильно интерпретировать данные специальных офтальмологических методов диагностики;
оказывать первую врачебную помощь при острой офтальмопатологии, проводить профилактику глазной патологии, профессиональный отбор, трудовую экспертизу;
применить правовые и медицинские аспекты констатации смерти человека, методики осмотра трупа на месте его обнаружения и выявления вещественных доказательств биологического происхождения, правила их изъятия, упаковки и направления для последующего экспертного исследования;
провести судебно-медицинское освидетельствование живых лиц;
трактовать результаты лабораторных исследований объектов судебно-медицинской экспертизы.
Владеть:
методами общеклинического обследования (расспрос, осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация, определение свойств артериального пульса, измерение артериального давления);
навыками общения, относящимися к основным навыкам клинической компетентности, пациент- центрированными навыками общения, улучшающими статус здоровья пациентов и увеличивающими эффективность помощи, сокращая диагностические тесты и направления;
интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики; алгоритмом развернутого клинического диагноз; алгоритмом постановки предварительного диагноза с последующим направлением к соответствующему врачу-специалисту;
алгоритмом выполнения основных диагностических и лечебных мероприятий по оказанию первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях; этическими и деонтологическими аспектами врачебной деятельности;
техникой проведения санитарно-профилактической обработки лечебных и диагностических помещений лечебных учреждений; техникой сбора биологического материала для лабораторных исследований; техникой ухода за больными с заболеваниями различных органов и систем;
особенностями ухода за тяжелобольными и агонирующими больными;
методами получения биологического материала для исследования - получение венозной крови, мочи при катетеризации мочевого пузыря, мазков из зева, полостных жидкостей, выпотов;
методами прикроватной диагностики (определение глюкозы, использование мочевых полосок) с использованием "сухой химии";
методами распознавания профессиональных болезней, их лечения и профилактики;
основными лабораторными и инструментальными диагностическими методами, применяемыми в диагностике профессиональных болезней и при проведении профилактических медицинских осмотров; техникой оказания неотложной помощи при острых профессиональных отравлениях;
методикой организации и проведения санитарно-просветительной работы среди работающих в контакте с вредными профессиональными факторами;
методами обследования пациента с целью диагностики туберкулеза;
методикой выявления лиц, первично инфицированных микобактериями туберкулеза по результатам пробы манту;
методикой отбора лиц для ревакцинации с учетом результатов массовой туберкулино диагностики;
методикой оценки эпидемиологической ситуации с туберкулезом по основным эпидемиологическим показателям;
методикой проведения типовых медицинских диагностических и лечебных процедур;
алгоритмом подготовки больного к проведению инструментальных методов обследования и операции;
методами диагностики острых хирургических заболеваний и неотложной помощи при них;
определением наличия:
перелома и вывиха, свободного газа в брюшной полости, гидро- и пневмоторакса на рентгенограмме;
методами временной остановки наружных кровотечений;
методикой проведения комплексной сердечно-легочной и мозговой реанимации, оказания первой помощи при обструкции верхних дыхательных путей;
методикой обследования челюстно-лицевой области и полости рта; оказанием первой помощи при ургентных состояниях в челюстно-лицевой области; способами оказания урологической помощи на догоспитальном этапе;
методикой организации и проведения санитарно-просветительной работы, направленной на предупреждение урологических заболеваний;
методами общего клинического обследования пациентов с подозрением на злокачественный процесс; методиками забора материала для цитологического исследования (мазки-отпечатки, соскоб, пункционная биопсия);
принципами проведения санитарно-просветительской работы по пропаганде здорового образа жизни;
методикой немедленного устранения жизнеопасных нарушений при травмах (острая кровопотеря, нарушение дыхания, остановка сердца); методикой оказания первой медицинской помощи при травмах (транспортная иммобилизация, наложение повязок на рану);
оказанием первой врачебной помощи пострадавшим в очагах поражения в чрезвычайных ситуациях; методами гигиенической оценки радиационной, химической и бактериологической обстановки;
методами оказания первой врачебной помощи пострадавшим в очагах поражения в чрезвычайной ситуации;
алгоритмом назначения основных методов и методик физиотерапии с целью профилактики, лечения и реабилитации наиболее распространенных заболеваний;
критериями диагностики профессиональных заболеваний кожи;
построением алгоритма лучевых исследований при неотложных состояниях;
методикой сбора анамнеза у неврологического больного, методикой исследования неврологического статуса и постановки предварительного клинического диагноза;
составлением плана обследования неврологического больного при профессиональных заболеваниях нервной системы;
навыками чтения результатов цитогенетического исследования, оценки и трактовки результатов современных методов генетического тестирования;
методикой экспертного анализа обстоятельств происшествия и медицинских документов;
описанием морфологических изменений и повреждений, ориентировочного решения вопроса о прижизненном (посмертном) их образовании, давности, последовательности и механизмах формирования;
формулированием судебно-медицинского диагноза и составления выводов (заключения) эксперта.
|