В соответствии с пунктом 5.2.7 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 337 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 21, ст. 2603; N 26, ст. 3350), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю:
Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 070401 Сценография (квалификация (степень) "специалист") и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего приказа.
Министр |
А.А. Фурсенко |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 февраля 2011 г.
регистрационный N 19830
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности)
070401 Сценография
(квалификация (степень) "специалист")
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2010 г. N 2063)
См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах
I. Область применения
1.1 Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ подготовки специалиста по направлению подготовки (специальности) 070401 Сценография образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию.
1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
II. Используемые сокращения
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
ВПО |
- высшее профессиональное образование; |
ООП |
- основная образовательная программа; |
ОК |
- общекультурные компетенции; |
ПК |
- профессиональные компетенции; |
ПСК |
- профессионально-специализированные компетенции; |
УЦ ООП |
- учебный цикл основной образовательной программы; |
ФГОС ВПО |
- федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. |
III. Характеристика направления подготовки
(специальности)
Нормативный срок, общая трудоемкость освоения ООП (в зачетных единицах)* и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.
Таблица 1
Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация (степень) выпускников
Наименование ООП |
Квалификация (степень) |
Нормативный срок освоения ООП (для очной формы обучения), включая каникулы, предоставляемые после прохождения итоговой государственной аттестации |
Трудоемкость (в зачетных единицах) |
|
Код в соответствии с принятой классификацией ООП |
Наименование |
|||
ООП подготовки специалиста |
65 |
специалист |
5 лет |
300* |
______________________________
* Трудоемкость ООП подготовки специалиста по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.
Сроки освоения ООП подготовки специалистов и по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм на основании решения ученого совета вуза может быть увеличена на один год относительно нормативного срока, указанного в таблице 1.
IV. Характеристика профессиональной деятельности специалиста
4.1. Область профессиональной деятельности специалистов включает: создание авторских художественных проектов сценического оформления спектаклей (концертных программ, цирковых представлений, концертных и цирковых номеров) в организациях исполнительских искусств разных видов, авторский контроль в процессе реализации этих проектов, руководящая работа в организациях исполнительских искусств, театральная педагогика.
4.2. Объектами профессиональной деятельности специалистов являются: эскизы декораций, костюмов, реквизита; материальные и технические средства, используемые при создании спектаклей (концертных программ, цирковых представлений, концертных и цирковых номеров); учащиеся образовательных учреждений профессионального образования сферы культуры и искусства.
4.3. Специалист по направлению подготовки (специальности) 070401 Сценография готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
художественно-творческой;
организационно-управленческой;
педагогической.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится специалист, определяются высшим учебным заведением совместно с заинтересованными работодателями.
4.4. Специалист по направлению подготовки (специальности) 070401 Сценография должен быть подготовлен к решению следующих профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности:
художник-постановщик театра:
художественно-творческая:
создает авторский художественный проект сценического оформления драматического или музыкального спектакля (концерта, представления), включая эскизы декораций, чертежи фронтальных проекций и планов, габаритные чертежи, рабочие макеты, эскизы бутафории, мебели и реквизита, эскизы костюмов и особо сложного грима;
использует при оформлении спектаклей (концертов, представлений) новейшие достижения в области театрально-постановочной техники, технологии и новых материалов; контролирует состояние комплекса вещественного и светового оформления спектаклей (концертов, представлений) текущего репертуара;
организационно-управленческая:
руководит группой художников (художник по костюму, художник по свету, художник по гриму и др.) при подготовке спектакля (концерта, представления);
осуществляет авторский контроль и авторское руководство художниками-технологами и работниками производственных мастерских, изготавливающих оформление драматического или музыкального спектакля (концерта, представления); при исполнении обязанностей главного художника организации исполнительских искусств определяет общие принципы и обеспечивает художественный уровень сценического оформления спектаклей (концертов, представлений), интерьеров театра (концертной организации, цирка), участвует в подборе кадров художников всех специальностей;
педагогическая:
преподает основы композиции, сценическую композицию и смежные дисциплины в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, а также в рамках образовательных программ повышения квалификации и переподготовки специалистов;
художник-постановщик в театре кукол:
художественно-творческая: создает авторский художественный проект сценического оформления спектакля в театре кукол, включая эскизы декораций, рабочие макеты, габаритные чертежи, эскизы кукол; использует при оформлении спектаклей в театре кукол новейшие достижения в области театрально-постановочной техники, технологии и новых материалов; контролирует состояние комплекса вещественного и светового оформления спектаклей текущего репертуара в театре кукол;
организационно-управленческая:
осуществляет авторский контроль и авторское руководство художниками-технологами и работниками производственных мастерских, изготавливающих кукол и оформление спектакля в театре кукол; при исполнении обязанностей главного художника театра кукол определяет общие принципы и обеспечивает художественный уровень сценического оформления спектаклей, интерьеров театра, участвует в подборе кадров художников, механиков кукол и скульпторов;
педагогическая:
преподает основы композиции, сценическую композицию в театре кукол и смежные дисциплины в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, а также в рамках образовательных программ повышения квалификации и переподготовки специалистов;
художник по сценическому костюму:
художественно-творческая:
создает авторский художественный проект сценических костюмов для спектакля (концерта, представления);
использует для создания костюмов новейшие достижения в области швейного производства и новых материалов; контролирует состояние комплекса сценических костюмов спектаклей (концертов, представлений) текущего репертуара;
организационно-управленческая:
осуществляет авторский контроль и авторское руководство художниками-технологами и работниками производственных мастерских, изготавливающих сценические костюмы;
контролирует работу художников-технологов по костюму, соответствующих специалистов художественно-постановочной части; участвует в подборе кадров портных-закройщиков, рабочих швейного цеха, ведет работу по их воспитанию;
педагогическая:
преподает композицию сценического костюма и смежные дисциплины в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, а также в рамках образовательных программ повышения квалификации и переподготовки специалистов.
V. Требования к результатам освоения основных образовательных программ подготовки специалиста
5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
способностью ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры (ОК-1);
способностью к анализу социально-значимых процессов и явлений, к ответственному участию в общественно-политической жизни (ОК-2);
способностью к осуществлению просветительской и воспитательной деятельности в сфере публичной и частной жизни, владеет методами пропаганды научных достижений (ОК-3);
готовностью демонстрировать гражданскую позицию, интегрированность в современное общество, нацеленность на его совершенствование на принципах гуманизма и демократии (ОК-4);
свободным владением литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке, навыками публичной и научной речи, умением создавать и редактировать тексты профессионального назначения (ОК-5);
владением одним из иностранных языков как средством делового общения (ОК-6);
способностью к социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, демонстрируя уважение к историческому наследию и культурным традициям, толерантность к другой культуре, способностью создавать в коллективе отношения сотрудничества, владением методами конструктивного разрешения конфликтных ситуаций (ОК-7);
владением культурой мышления, способен к обобщению, анализу, критическому осмыслению, систематизации, прогнозированию, постановке целей и выбору путей их достижения, умением анализировать логику рассуждений и высказываний (ОК-8);
владением средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовности к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-9);
способностью находить организационно-управленческие решения в не стандартных ситуациях (ОК-10);
5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
общепрофессиональными:
способностью ориентироваться в базовых положениях экономической теории, применять их с учетом особенностей рыночной экономики, самостоятельно вести поиск работы на рынке труда, владением методами экономической оценки художественных проектов, интеллектуального труда (ПК-1);
способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ПК-2);
способностью к работе в многонациональном коллективе, в том числе и над междисциплинарными, инновационными проектами, способностью в качестве руководителя подразделения, лидера группы сотрудников формировать цели команды, принимать решения в ситуациях риска, учитывая цену ошибки, вести обучение и оказывать помощь сотрудникам (ПК- 3);
способностью на научной основе организовать свой труд, самостоятельно оценить результаты своей деятельности, владением навыками самостоятельной работы, в первую очередь в сфере художественного творчества (ПК-4);
пониманием значимости своей будущей специальности, стремление к ответственному отношению к своей трудовой деятельности (ПК-5);
способностью самостоятельно или в составе группы вести творческий поиск, реализуя специальные средства и методы получения нового качества (ПК-6);
способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества (ПК-7);
владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ПК-8);
владением основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ПК-9);
в художественно-творческой деятельности:
готовностью к созданию авторского художественного проекта сценического оформления спектакля (концерта, представления) (ПК-10);
умением свободно осуществляет свои замыслы, изображая любые пространственные формы - отдельные предметы, архитектуру, пейзаж, человеческую фигуру, как с натуры, так и используя зрительную память и воображение (ПК-11);
умением использовать цвет и свет как важнейшие средства театральной выразительности (ПК-12);
умением находить новые живописно-пластические средства для каждого спектакля, творчески используя сценическое пространство (ПК-13);
умением использовать при оформлении спектаклей (концертов, представлений) новейшие достижения в области театрально-постановочной техники, технологии и новых материалов (ПК-14);
готовностью работать в творческом сотрудничестве с режиссером-постановщиком, другими создателями спектакля (ПК-15);
в организационно-управленческой деятельности:
способностью руководить группой художников-технологов при постановке спектакля (концерта, представления) (ПК-16);
готовностью осуществлять авторский контроль в процессе производства художественного оформления спектакля (концерта, представления) и эксплуатации сценографии (ПК-17);
готовностью при исполнении обязанностей главного художника организации исполнительских искусств обеспечивать художественный уровень сценического оформления спектаклей (концертов, представлений), интерьеров театра (концертной организации, цирка) (ПК-18);
в педагогической деятельности:
готовностью преподавать основы композиции, сценическую композицию, композицию сценического костюма и смежные дисциплины в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, а также в рамках образовательных программ повышения квалификации и переподготовки специалистов (ПК-19).
Специализация N 1 "Художник-постановщик театра":
готовностью к созданию авторского художественного проекта сценического оформления драматического, музыкального спектакля (концерта, представления), включая эскизы декораций, чертежи фронтальных проекций и планов, габаритные чертежи, рабочие макеты, эскизы бутафории, мебели и реквизита, эскизы костюмов и особо сложного грима, с учетом договорных сроков и затрат (ПСК-1.1);
способностью руководить группой художников (художник по костюму, художник по свету, художник по гриму и др.) при постановке драматического, музыкального спектакля (концерта, представления) (ПСК-1.2);
готовностью контролировать состояние комплекса вещественного и светового оформления драматических, музыкальных спектаклей (концертов, представлений) текущего репертуара (ПСК-1.3);
способностью осуществлять авторский контроль и авторское руководство художниками-технологами и работниками производственных мастерских, изготавливающих оформление драматического, музыкального спектакля (концерта, представления) (ПСК-1.4);
владением знаниями сценической техники, технологии изготовления компонентов сценического оформления (ПСК-1.5).
Специализация N 2 "Художник-постановщик в театре кукол":
готовностью к созданию авторского художественного проекта сценического оформления спектакля в театре кукол, включая эскизы декораций, рабочие макеты, габаритные чертежи, эскизы кукол (ПСК-2.1);
готовностью контролировать состояние комплекса вещественного и светового оформления спектаклей текущего репертуара в театре кукол (ПСК-2.2);
способностью осуществлять авторский контроль и авторское руководство художниками-технологами и работниками производственных мастерских, изготавливающих кукол и оформление спектакля в театре кукол (ПСК-2.3);
владением знаниями изготовления всех основных систем театральных кукол (ПСК-2.4);
готовностью использовать в авторских проектах технологические особенности различных видов театра кукол (ширма, марионеточный театр) (ПСК-2.5).
Специализация N 3 "Художник по сценическому костюму":
готовностью к созданию авторского художественного проекта сценических костюмов для спектакля (концерта, представления) (ПСК-3.1);
готовностью использовать для создания костюмов новейшие достижения в области швейного производства и новых материалов (ПСК-3.2);
готовностью контролировать состояние комплекса сценических костюмов спектаклей (концертов, представлений) текущего репертуара (ПСК-3.3);
способностью осуществлять авторский контроль и авторское руководство художниками-технологами и работниками производственных мастерских, изготавливающих сценические костюмы (ПСК-3.4);
готовностью участвовать в подборе кадров портных-закройщиков, рабочих швейного цеха (ПСК-3.5);
способностью контролировать работу художников-технологов по костюму, соответствующих специалистов художественно-постановочной части (ПСК-3.6);
VI. Требования к структуре основных образовательных программ подготовки специалиста
6.1. ООП подготовки специалиста предусматривают изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный, социальный и экономический цикл;
цикл истории и теории мировой художественной культуры,
профессиональный цикл;
и разделов:
физическая культура;
учебная и производственная практики, научно-исследовательская и художественно-творческая работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную, устанавливаемую вузом. Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей) и дисциплин специализаций, позволяет обучающимся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в системе послевузовского образования (аспирантуре).
Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык".
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".
Таблица 2
Структура ООП подготовки специалиста
Код УЦ ООП |
Учебные циклы и проектируемые результаты их освоения |
Трудоемкость (зачетные единицы) |
Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий |
Коды формируемых компетенций |
С.1 |
Гуманитарный, социальный и экономический цикл |
40 |
|
|
Базовая часть В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать: этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде; условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры, понимать роль насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе; знать формы и типы культур, основные культурно-исторические центры и регионы мира, знать историю культуры России, ее место в системе мировой культуры и цивилизации; основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей; нормативно-правовые документы, касающиеся деятельности театра; основы организации театрального дела, трудового законодательства и законодательства об авторских и смежных правах; правила внутреннего трудового распорядка, охраны труда; общие принципы дидактики и их реализации в конкретны предметных методиках обучения; уметь: дать психологическую характеристику личности (ее темперамента, способностей), интерпретацию собственного психического состояния; объяснить феномен культуры, ее роль в человеческой жизнедеятельности; роль искусства и науки в развитии цивилизации и связанные с ними современные социальные и этические проблемы; уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому; уметь вести на иностранном языке беседу-диалог общего характера и беседу-диалог по специальности, соблюдая правила речевого этикета; читать литературу по специальности без словаря с целью поиска информации, переводить тексты по специальности со словарем; владеть: государственным языком Российской Федерации - русским языком; культурой мышления; способностью логично строить свою письменную и устную речь; лексическим минимумом одного из иностранных языков (1200 - 2000 лексических единиц) и грамматическим минимумом, включающим грамматические структуры, необходимые для обучения устным и письменным формам общения; простейшими приемами психической саморегуляции; педагогическими технологиями; системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств. |
38 |
История Философия Иностранный язык Психология и педагогика Русский язык и культура речи Социология Организация театрального дела Культурология |
||
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) |
2 |
|
|
|
С.2 |
Цикл истории и теории мировой художественной культуры |
40 |
|
|
Базовая часть |
38 |
|
|
|
В результате освоения дисциплин базовой части модуля студент должен: знать: основные этапы (эпохи, стили, направления) в развитии театра, литературы, изобразительного искусства, музыки, кино; исторические факты и имена, связанные с формированием театров, созданием конкретных спектаклей, произведений изобразительного искусства, музыкальных произведений, включая современные; материальную культуру и быт разных времен и народов; уметь: оценивать достижения художественной культуры на основе знания исторического контекста; анализировать произведения литературы и искусства; владеть: профессиональной лексикой, грамотно использовать ее в своей деятельности; навыками научно-исследовательской деятельности в области истории искусств. |
34 |
История театра История музыки История изобразительных искусств История театрально-декорационного искусства История материальной культуры и быта |
||
Специализация N 1 "Художник-постановщик театра" С целью получения данной специализации при изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать: основные этапы (эпохи, стили, направления) в развитии архитектуры; эстетические, стилевые и технические особенности театральной архитектуры в ее историческом развитии; основные, наиболее значительные памятники мировой архитектуры и градостроительного искусства; основные проблемы современной архитектуры и практики градостроительства; уметь: использовать полученные знания в художественно-творческой деятельности владеть: понятиями объемно-пространственной композиции. |
4 |
Основы архитектуры |
||
Специализация N 2 "Художник-постановщик в театре кукол" С целью получения данной специализации при изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать: историю отечественного и зарубежного театра кукол; уметь: творчески применять полученные знания при решении конкретных практических задач по созданию авторского художественного проекта сценического оформления в театре кукол; самостоятельно разбираться в направлениях и концепциях современной художественной жизни в развитии искусства театра кукол; владеть: навыками научно-исследовательской работы с библиографическими и иконографическими материалами по истории театра кукол. |
4 |
История театра кукол |
||
Специализация N 3 "Художник по сценическому костюму" С целью получения данной специализации при изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать: эстетические, стилевые и технологические особенности костюма в историческом развитии; комплектность мужского и женского костюма и аксессуаров, учитывая социальные особенности и манеру одеваться в разные исторические времена; ткани и материалы, используемые для изготовления предметов одежды, технику их изготовления, цвет, орнамент, характерные для изучаемой эпохи; историю развития костюма от Древнего мира до сегодняшнего дня; уметь: творчески применять полученные знания при решении конкретных практических задач по созданию авторского художественного проекта сценических костюмов для спектакля; определять художественно-технологические характеристики предметов сценического костюма с использованием иконографических, библиографических и этнографических источников; участвовать в исследованиях исторического опыта технологического производства предметов одежды по материалам музейных коллекций и библиографическим материалам; владеть: приемами имитации или стилизации исторического костюма, реконструкции предметов исторического костюма. |
4 |
История костюма |
||
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) |
2 |
|
|
|
С.3 |
Профессиональный цикл |
170 |
|
|
Базовая часть |
150 |
|
|
|
Базовая общепрофессиональная часть В результате освоения дисциплин базовой части модуля обучающийся должен: знать: общие закономерности и практические методы пространственной композиции; различные живописные системы и стили, чтобы при необходимости имитировать их в оформлении спектакля; историю театрально-декорационного искусства; современные требования к техническому арсеналу театра, технику безопасной эксплуатации сценических машин и механизмов; пропорции тела человека; основы театрального грима и техники изготовления постижерских изделий; правила техники безопасности и пожарной безопасности; уметь: развивать в себе природные способности к изображению на плоскости пространственных форм (интерьер, экстерьер, пейзаж, человек, образ), свободно осуществлять свои замыслы, изображая любые пространственные формы, как с натуры, так и используя зрительную память и воображение; составлять художественно-технологическую документацию выпускаемого спектакля; работать в творческом сотрудничестве с режиссером-постановщиком, другими создателями спектакля; самостоятельно разбираться в направлениях и концепциях современной художественной жизни; преподавать сценическую композицию и смежные с ней дисциплины; исполнять обязанности главного художника организации исполнительских искусств, определять общие принципы и обеспечивать художественный уровень сценического оформления спектаклей (концертов, представлений), интерьеров театра (концертной организации, цирка); действовать в условиях чрезвычайных ситуаций; владеть: различными живописными системами, стилями и техниками; приемами создания единой пластической среды спектакля (декорации, костюмы, аксессуары); техникой гримирования. |
132 |
Основы композиции Рисунок и живопись Технология художественного оформления спектакля Устройство и оборудование сцены Театральный грим и постиж Пластическая анатомия Материаловедение Театральные здания и сооружения Безопасность жизнедеятельности |
||
Специализация N 1 "Художник-постановщик театра" С целью получения данной специализации при изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать: театральную технику и технологию; технологию изготовления компонентов сценического оформления; технические особенности сцены; принципы светового решения спектакля и световую аппаратуру; эстетические, стилевые и технологические особенности костюма в историческом развитии, основы технологии, конструирования и моделирования костюма в театре; уметь: создавать авторский художественный проект сценического оформления спектакля (концерта, представления), включая эскизы декораций, чертежи фронтальных проекций и планов, габаритные чертежи, рабочие макеты, эскизы бутафории, мебели и реквизита, эскизы костюмов и особо сложного грима, использовать при этом возможности новейших достижений в области театрально-постановочной техники, технологии и новых материалов; руководить группой художников (художник по костюму, художник по свету, художник по гриму и др.) при постановке спектакля (концерта, представления); контролировать состояние комплекса вещественного и светового оформления спектаклей (концертов, представлений) текущего репертуара; осуществлять авторский контроль и авторское руководство художниками-технологами и работниками производственных мастерских, изготавливающих оформление спектакля (концерта, представления); владеть: профессией художника, освоив живописно-графическую школу; законами композиции; приемами создания единой пластической среды спектакля (декорации, костюмы, аксессуары); методиками анализа драматургии и режиссерской работы над спектаклем; приемами воплощения замысла на плоскости (эскиз), в пространстве (макет) и в плане (планировка); основными методами макетирования. |
18 |
Сценографическая композиция Макетирование Основы перспективы |
||
Специализация N 2 "Художник-постановщик в театре кукол" С целью получения данной специализации при изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать: театральную технику и технологию; технологию изготовления компонентов сценического оформления в театре кукол; технические особенности сцены; принципы светового решения спектакля и световую аппаратуру; технологию изготовления всех основных систем театральных кукол; уметь: создавать авторский художественный проект сценического оформления спектакля в театре кукол, включая эскизы декораций, рабочие макеты, габаритные чертежи, эскизы кукол; контролировать состояние комплекса вещественного и светового оформления спектаклей текущего репертуара в театре кукол; осуществлять авторский контроль и авторское руководство художниками-технологами и работниками производственных мастерских, изготавливающих кукол и оформление спектакля в театре кукол; использовать в авторских проектах технологические особенности различных видов театра кукол (ширма, марионеточный театр); владеть: профессией художника, освоив живописно-графическую школу; законами композиции; методами создания кукол, сценографии спектакля с участием живых актеров и кукол разного размера; приемами создания единой пластической среды спектакля (декорации, костюмы, аксессуары); методиками анализа драматургии и режиссерской работы над спектаклем; приемами воплощения замысла на плоскости (эскиз), в пространстве (макет) и в плане (планировка); основами скульптурной лепки. |
18 |
Сценографическая композиция в театре кукол Композиция театральной куклы Скульптура |
||
Специализация N 3 "Художник по сценическому костюму" С целью получения данной специализации при изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать: технологию изготовления сценического костюма; устройство сцены; эстетические, стилевые и технологические особенности костюма в историческом развитии, основы технологии, конструирования и моделирования костюма в театре; уметь: создавать авторский художественный проект сценических костюмов для спектакля (концерта, представления); использовать для создания костюмов новейшие достижения в области швейного производства и новых материалов; контролировать состояние комплекса сценических костюмов спектаклей (концертов, представлений) текущего репертуара; осуществлять авторский контроль и авторское руководство художниками-технологами и работниками производственных мастерских, изготавливающих сценические костюмы; контролировать работу художников-технологов по костюму, соответствующих специалистов художественно-постановочной части; владеть: профессией художника, освоив живописно-графическую школу; законами композиции; приемами воплощения замысла на плоскости (эскиз) и в пространстве (макет); понятиями мода, стиль, этикет, цвет в одежде |
18 |
Композиция сценического костюма Художественная обработка ткани Технология исторического костюма Библиография и иконография костюма Моделирование и конструирование костюма |
||
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) |
20 |
|
|
|
С.4 |
Физическая культура |
2 |
|
|
С.5 |
Учебная и производственная практики, научно-исследовательская и художественно-творческая работа (практические умения и навыки определяются ООП вуза) |
24 |
|
|
С.6 |
Итоговая государственная аттестация |
24 |
|
|
|
Общая трудоемкость основной образовательной программы |
300 |
|
|
1. Трудоемкость УЦ ООП задается с интервалом до 10 зачетных единиц.
2. Суммарная трудоемкость базовых составляющих УЦ ООП C.1, C.2 и С.3 должна составлять не менее 90 процентов от общей трудоемкости указанных УЦ ООП.
3. Необходимость выделения дисциплин специализации в циклах C.1, C.2 и С.3 определяется вузом, при этом в циклах С.1 и С.2 в целом на дисциплины специализации может быть выделено не более восьми процентов, а в цикле С.3 - не более 12 процентов трудоемкости базовой части соответствующего цикла;
4. Наименование учебного цикла С.2 определяется с учетом особенности образовательной области, в которую входит данная специальность.
VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ подготовки специалиста
7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП подготовки специалиста, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Специализация ООП определяется высшим учебным заведением в соответствии с ФГОС ВПО и примерной ООП подготовки специалиста.
При разработке ООП подготовки специалиста должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.2. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги, художественно-творческие практикумы) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 40 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа не могут составлять более 30 процентов аудиторных занятий.
7.3. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП подготовки специалиста.
Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся и факультативных дисциплин). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
7.4. ООП подготовки специалиста должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам C.1, C.2 и С.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливается вузом.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ООП и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП подготовки специалиста и являющихся необязательными для изучения обучающимися. Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП в очной форме обучения составляет 36 академических часов.
Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП подготовки специалиста в очно-заочной (вечерней) форме не может составлять более 16 академических часов.
Максимальный объем аудиторных учебных занятий в год при освоении ООП подготовки специалиста в заочной форме обучения не может составлять более 200 академических часов.
В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.
7.8. В случае реализации ООП подготовки специалиста в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникул в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
7.10. Раздел "Физическая культура трудоемкостью две зачетные единицы реализуется: при очной форме обучения, как правило, в объеме не менее 400 часов аудиторных занятий, при этом объем практической подготовки должен составлять не менее 360 часов.
7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП подготовки специалиста, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.
7.13. Наряду с установленными законодательными и другими нормативными правовыми актами правами и обязанностями обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП подготовки специалиста, выбирать конкретные дисциплины (модули);
при формировании своей индивидуальной образовательной программы обучающиеся имеют право получить консультацию в вузе по выбору (модулей) и их влиянию на будущую специализацию ООП подготовки специалиста;
обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП подготовки специалиста.
7.14. Раздел ООП подготовки специалиста "Учебная и производственная практики, научно-исследовательская и художественно-творческая работа" является обязательным и представляет собой форму организации учебного процесса, непосредственно ориентированную на профессионально-практическую подготовку обучающихся. При реализации ООП подготовки специалистов по данной специальности предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.
Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.
Практики проводятся в сторонних организациях (предприятиях, научно-исследовательских институтах (НИИ), фирмах) или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
Особые условия реализации программ практик в ООП подготовки специалиста.
Учебная ознакомительная практика в профессиональном театре (концертной организации, цирке), предусматривающая знакомство со структурой театра, его основными творческими, техническими, административными подразделениями, процессом подготовки спектакля.
Производственная практика в театральных мастерских. Приобретение навыков художественно-творческой исполнительской деятельности в соответствии с присваиваемой квалификацией.
Производственная практика в профессиональном театре (концертной организации, цирке). Приобретение навыков практической деятельности в соответствии с присваиваемой квалификацией.
Каждая практика проводится под руководством квалифицированного специалиста - работника принимающей на практику организации, и преподавателя вуза, назначенного выпускающей кафедрой.
Аттестация по итогам практики проводится на основании оформленного в соответствии с установленными требованиями письменного отчета и отзыва руководителя практики от предприятия. По итогам аттестации выставляется оценка.
7.15. Научно-исследовательская и художественно-творческая работа является обязательным разделом ООП подготовки специалистов, направлена на комплексное формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
При разработке программы научно-исследовательской и художественно-творческой работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся:
изучать специальную литературу и другую научно-техническую и художественно-творческую информацию в области театра, организаций исполнительских искусств;
участвовать в проведении научных исследований и художественно-творческих мероприятий кафедр, факультетов и иных подразделений вуза;
принимать участие в исследовательских разработках и творческих мероприятиях, проводимых вузом по заказу других организаций;
выступать с докладами на вузовских (межвузовских) конференциях;
участвовать в сценографических и художественных вузовских и межвузовских выставках;
выступать с инициативой проведения в вузе (на факультете) творческих мероприятий (фестивалей, выставок, конкурсов).
В процессе выполнения научно-исследовательской и художественно-творческой работы и оценки ее результатов должно проводиться широкое обсуждение в учебных структурах вуза с привлечением работодателей, позволяющее оценить уровень компетенций, сформированных у обучающегося. Необходимо также дать оценку компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры.
7.16. Реализация ООП подготовки специалистов должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научно-методической, научной и (или) художественно-творческой деятельностью.
Доля преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной ООП специалиста, должно быть не менее 65 процентов, ученую степень доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и (или) ученое звание профессора должны иметь не менее 10 процентов преподавателей.
К образовательному процессу по дисциплинам профессионального цикла должны быть привлечены не менее 10 процентов преподавателей из числа действующих руководителей и ведущих работников профильных организаций, предприятий и учреждений.
Не менее 70 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени и ученые звания, из них ученые степени доктора наук или ученое звание профессора должны иметь не менее 10 процентов преподавателей, исходя из того, что по данной специальности к преподавателям с учеными степенями и (или) учеными званиями приравниваются лица без ученых степеней и званий, имеющие государственные почетные звания, лауреаты международных и всероссийских конкурсов, лауреаты государственных премий в соответствующей профессиональной сфере, члены Союза художников Российской Федерации и Союза театральных деятелей Российской Федерации.
До 10 процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы в данной сфере на должностях руководителей или ведущих специалистов более 10 последних лет.
Ведущий педагог (руководитель курса) по дисциплинам "Сценографическая композиция", "Сценографическая композиция в театре кукол", "Композиция сценического костюма" должен иметь, как правило, не менее 10 лет педагогического стажа либо стажа работы по соответствующей специальности в театре, иметь достаточный авторитет среди деятелей соответствующего вида искусства.
Общее руководство содержанием теоретической и практической подготовки по специализации должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником вуза, имеющим ученую степень доктора или кандидата наук и (или) ученое звание профессора или доцента, стаж работы в образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее трех лет. К общему руководству содержанием теоретической и практической подготовки по специализации может быть привлечен высококвалифицированный специалист в соответствующей сфере профессиональной деятельности.
7.17. ООП должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) ООП. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (курсов, модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения с выполнением установленных требований по защите информации.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение и контроль.
Реализация ООП подготовки специалиста должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ООП. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся по ООП подготовки специалистов должен быть обеспечен не менее чем одним учебным и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине профессионального цикла, входящей в образовательную программу.
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной и научной литературы по дисциплинам общенаучного и профессионального циклов, изданными за последние пять лет.
Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете одного-двух экземпляров на каждые 100 обучающихся.
Для обучающихся должна быть обеспечена возможность оперативного обмена информацией с отечественными и зарубежными вузами, предприятиями и организациями, обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящего не менее-чем из пяти наименований отечественных и не менее четырех наименований зарубежных журналов.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящего не менее чем из пяти наименований отечественных и не менее четырех наименований зарубежных журналов.
Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и защите сведений, составляющих государственную тайну, а также международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Обучающимся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.
7.18. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП подготовки специалистов утверждает бизнес-план реализации соответствующих ООП.
Финансирование реализации ООП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения**.
7.19. Высшее учебное заведение, реализующее ООП подготовки специалиста, должно располагать материально-технической базой (в том числе приборы, оборудование и программно-аппаратные средства специального назначения), обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам, в том числе криминалистической и специальной техникой и другими материально-техническими средствами, необходимыми для осуществления специальной (военной) подготовки обучающихся.
7.20. Минимально необходимый для реализации программы подготовки специалистов перечень материально-технического обеспечения включает в себя:
наличие аудиторий для проведения теоретических занятий, оборудованных аудиторной мебелью, видео проекционной техникой;
наличие специально оборудованных и укомплектованных аудиторий (художественная мастерская с необходимым количеством мольбертов, с набором разнообразных предметов, гипсов, драпировок, обеспечивающих возможность разнообразных постановок, аудитории для проведения практических занятий по изготовлению макетов, крою и пошиву костюмов, изготовлению кукол, осуществлению других технологических операций);
компьютерные классы.
При использовании электронных изданий вуз должен иметь не менее 10 компьютеров с выходом в Интернет на 100 обучающихся очной формы обучения.
Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
VIII. Требования к оценке качества освоения основных образовательных программ подготовки специалиста
8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки специалиста, в том числе путем:
разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;
мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;
разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенции выпускников;
обеспечения компетентности преподавательского состава;
регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;
информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.
8.2. Оценка качества освоения ООП подготовки специалистов должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.
8.3. Конкретные формы и процедуры текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.
8.4. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП подготовки специалиста (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты, практические задания, практикумы, и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.
Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отражениями требований ФГОС ВПО по данному направлению подготовки (специальности), соответствовать целям и задачам конкретной ООП подготовки специалиста и ее учебному плану. Они призваны обеспечивать оценку качества общекультурных и профессиональных компетенций, приобретаемых выпускником в соответствии с этими требованиями.
Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения системы оценивания и контроля компетенций специалистов с условиями их будущей профессиональной деятельности. С этой целью кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов должны активно использоваться работодатели (представители заинтересованных организаций), преподаватели, читающие смежные дисциплины
При проектировании оценочных средств необходимо предусматривать оценку способности обучающихся к творческой деятельности, их готовности вести поиск решения новых задач, связанных с недостаточностью конкретных специальных знаний и отсутствием общепринятых алгоритмов профессионального поведения.
Помимо индивидуальных оценок должны использоваться групповые оценки и взаимооценки: рецензирование студентами работ друг друга; оппонирование студентами рефератов, проектов, дипломных, исследовательских работ; экспертные оценки группами, состоящими из студентов, преподавателей и работодателей.
8.5. Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.
8.6 Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (дипломного проекта (работы)). Государственный экзамен вводится по решению ученого совета вуза.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы (дипломного проекта (работы)), а также требования к государственному экзамену (при наличии) определяется вузом.
______________________________
* Одна зачетная единица составляет 36 академическим часам.
** Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2010 г. N 2063 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 070401 Сценография (квалификация (степень) "специалист")"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 февраля 2011 г.
регистрационный N 19830
Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования
Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный настоящим приказом, вводится в действие со дня вступления в силу настоящего приказа
Текст приказа опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 4 апреля 2011 г. N 14 (без стандарта)
Приказом Минобрнауки России от 12 сентября 2016 г. N 1158 настоящий приказ признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Минобрнауки России от 31 мая 2011 г. N 1975
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа