Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 070501 Режиссура театра
(квалификация (степень) "специалист")
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2010 г. N 2064)
См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах
I. Область применения
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ подготовки специалистов по направлению подготовки (специальности) 070501 Режиссура театра образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию.
1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
II. Используемые сокращения
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
ВПО |
- |
высшее профессиональное образование; |
ООП |
- |
основная образовательная программа; |
ОК |
- |
общекультурные компетенции; |
ПК |
- |
профессиональные компетенции; |
ПСК |
- |
профессионально-специализированные компетенции; |
УЦ ООП |
- |
учебный цикл основной образовательной программы; |
ФГОС ВПО |
- |
федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. |
III. Характеристика направления подготовки (специальности)
Нормативный срок, общая трудоемкость освоения ООП (в зачетных единицах)* и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.
Таблица 1
Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация (степень) выпускников
Наименование ООП |
Квалификация (степень) |
Нормативный срок освоения ООП (для очной формы обучения), включая каникулы, предоставляемые после прохождения итоговой государственной аттестации |
Трудоемкость (в зачетных единицах) |
|
Код, в соответствии с принятой классификацией ООП |
Наименование |
|||
ООП подготовки специалиста |
65 |
специалист |
5 лет |
300* |
______________________________
* Трудоемкость ООП подготовки специалиста по очной форме обучения в среднем за учебный год равна 60 зачетным единицам.
Сроки освоения основной образовательной программы подготовки специалиста по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения, могут увеличиваться на один год относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.
Иные нормативные сроки освоения ООП подготовки специалиста устанавливаются Правительством Российской Федерации.
IV. Характеристика профессиональной деятельности специалистов
4.1. Область профессиональной деятельности специалистов включает постановку спектаклей (концертных программ, цирковых представлений, концертных и цирковых номеров) в организациях исполнительских искусств (в зависимости от специализации реализуемой вузом ООП: в драматических, музыкальных, кукольных театрах, в концертных и цирковых организациях), руководящая работа в организациях исполнительских искусств, театральная педагогика.
4.2. Объектами профессиональной деятельности специалистов являются: драматическое или музыкально-драматическое произведение, психо-физический аппарат артистов-исполнителей различных видов театрального и смежных видов искусств; зрительская аудитория, творческие коллективы организаций исполнительских искусств; материальные и технические средства, используемые при создании спектаклей (концертных программ, цирковых представлений, концертных и цирковых номеров), а также совокупность вышеназванных объектов; учащиеся образовательных учреждений профессионального образования сферы культуры и искусства.
4.3. Специалист по направлению подготовки (специальности) 070501 Режиссура театра готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
художественно-творческая;
организационно-управленческая;
педагогическая.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится специалист, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
4.4. Специалист по направлению подготовки (специальности) 070501 Режиссура театра должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
Специализация N 1 "Режиссер драмы":
художественно-творческая деятельность:
разрабатывает концепцию и осуществляет выпуск новых и капитально возобновляемых постановок в драматическом театре, обеспечивает их высокий художественный уровень, проводит репетиции, осуществляет плановые и срочные вводы в поставленные ранее спектакли;
контролирует сохранение художественного уровня поставленных спектаклей в ходе их эксплуатации; участвует в работе по пропаганде искусства драматического театра, привлечению зрителей;
организационно-управленческая деятельность:
руководит в сотрудничестве с продюсером работой постановочной группы в процессе подготовки новой постановки в драматическом театре; при исполнении обязанностей главного режиссера (художественного руководителя) формирует репертуар, осуществляет подбор кадров артистического и художественно-руководящего персонала театра, утверждает составы постановочных групп, руководит всей творческой жизнью театра;
педагогическая деятельность:
проводит актерские тренинги, преподает основы актерского мастерства и режиссуры драмы и смежные дисциплины в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, а также в рамках образовательных программ повышения квалификации и переподготовки специалистов.
Специализация N 2 "Режиссер музыкального театра":
художественно-творческая деятельность:
совместно с дирижером разрабатывает концепцию и осуществляет выпуск новых и капитально возобновляемых постановок различных жанров (оперетта, мюзикл) в музыкальном театре, обеспечивает их высокий художественный уровень, проводит репетиции, осуществляет плановые и срочные вводы в поставленные ранее спектакли;
контролирует сохранение художественного уровня поставленных спектаклей в ходе их эксплуатации; участвует в работе по пропаганде искусства музыкального театра, привлечению зрителей;
организационно-управленческая деятельность:
совместно с дирижером - музыкальным руководителем постановки и в сотрудничестве с продюсером руководит работой постановочной группы в процессе подготовки новой постановки в музыкальном театре;
при исполнении обязанностей главного режиссера (художественного руководителя) совместно с главным дирижером формирует репертуар, осуществляет подбор кадров артистического и художественно-руководящего персонала, утверждает составы постановочных групп, руководит всей творческой жизнью музыкального театра;
педагогическая деятельность:
преподает основы актерского мастерства и режиссуры музыкального театра и смежные дисциплины в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, а также в рамках образовательных программ повышения квалификации и переподготовки специалистов.
Специализация N 3 "Режиссер театра кукол":
художественно-творческая деятельность:
разрабатывает концепцию и осуществляет выпуск новых и капитально возобновляемых постановок в театре кукол, обеспечивает их высокий художественный уровень, проводит репетиции, осуществляет плановые и срочные вводы в поставленные ранее спектакли;
контролирует сохранение художественного уровня поставленных спектаклей в ходе их эксплуатации; участвует в работе по пропаганде искусства театра кукол, привлечению зрителей;
организационно-управленческая деятельность:
руководит в сотрудничестве с продюсером работой постановочной группы в процессе подготовки новой постановки в театре кукол;
при исполнении обязанностей главного режиссера (художественного руководителя) формирует репертуар, осуществляет подбор кадров артистического и художественно-руководящего персонала, утверждает составы постановочных групп, руководит всей творческой жизнью театра кукол;
педагогическая деятельность:
проводит актерские тренинги, преподает основы актерского мастерства и режиссуры в театре кукол и смежные дисциплины в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, а также в рамках образовательных программ повышения квалификации и переподготовки специалистов.
Специализация N 4 "Режиссер эстрады":
художественно-творческая деятельность:
разрабатывает концепцию и осуществляет постановку концертных номеров и программ, обеспечивает их высокий художественный уровень, проводит репетиции; контролирует сохранение художественного уровня поставленных концертных номеров и программ в ходе их эксплуатации; участвует в работе по пропаганде искусства эстрады, привлечению зрителей;
организационно-управленческая деятельность:
в сотрудничестве с продюсером руководит работой постановочной группы в процессе подготовки новых эстрадных представлений, концертов, осуществляет постановку отдельных номеров;
при исполнении обязанностей главного режиссера (художественного руководителя) определяет репертуарную политику, осуществляет подбор кадров артистического и художественно-руководящего персонала, руководит всей творческой жизнью концертной организации;
педагогическая деятельность:
преподает основы актерского мастерства и режиссуры эстрады и смежные дисциплины в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, а также в рамках образовательных программ повышения квалификации и переподготовки специалистов.
Специализация N 5 "Режиссер цирка":
художественно-творческая деятельность:
разрабатывает концепцию и осуществляет постановку цирковых номеров и программ, обеспечивает их высокий художественный уровень, проводит репетиции; контролирует сохранение художественного уровня поставленных цирковых номеров и программ в ходе их эксплуатации;
участвует в работе по пропаганде циркового искусства, привлечению зрителей;
организационно-управленческая деятельность:
в сотрудничестве с продюсером руководит работой постановочной группы в процессе подготовки новой программы, осуществляет постановку отдельных номеров; при исполнении обязанностей главного режиссера (художественного руководителя) определяет репертуарную политику, осуществляет подбор кадров артистического и художественно-руководящего персонала, осуществляет руководство всей творческой жизнью цирка;
педагогическая деятельность:
преподает основы актерского мастерства и режиссуры циркового искусства и смежные дисциплины в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, а также в рамках образовательных программ повышения квалификации и переподготовки специалистов.
V. Требования к результатам освоения основных образовательных программ подготовки специалиста
5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
способностью ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры (ОК-1);
способностью к анализу социально-значимых процессов и явлений, к ответственному участию в общественно-политической жизни (ОК-2);
способностью к осуществлению просветительской и воспитательной деятельности в сфере публичной и частной жизни, владеет методами пропаганды научных достижений (ОК-3);
умением демонстрировать гражданскую позицию, интегрированность в современное общество, нацеленность на его совершенствование на принципах гуманизма и демократии (ОК-4);
свободным владением литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке, навыками публичной и научной речи, умением создавать и редактировать тексты профессионального назначения (ОК-5);
владением одним из иностранных языков как средством делового общения (ОК-6);
способностью к социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, демонстрируя уважение к историческому наследию и культурным традициям, толерантность к другой культуре, способностью создавать в коллективе отношения сотрудничества, владеет методами конструктивного разрешения конфликтных ситуаций (ОК-7);
владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, критическому осмыслению, систематизации, прогнозированию, постановке целей и выбору путей их достижения, умению анализировать логику рассуждений и высказываний (ОК-8);
владением средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-9);
способностью находить организационно-управленческие решения в не стандартных ситуациях (ОК-10);
5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
общепрофессиональными:
способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ПК- 1);
способностью к работе в многонациональном коллективе, в том числе и над междисциплинарными, инновационными проектами, способностью в качестве руководителя подразделения, лидера группы сотрудников формировать цели команды, принимать решения в ситуациях риска, учитывая цену ошибки, вести обучение и оказывать помощь сотрудникам (ПК- 2);
способностью на научной основе организовать свой труд, самостоятельно оценить результаты своей деятельности, владением навыками самостоятельной работы, в первую очередь в сфере художественного творчества (ПК-3);
готовностью демонстрировать понимание значимости своей будущей специальности, стремление к ответственному отношению к своей трудовой деятельности (ПК-4);
способностью самостоятельно или в составе группы вести творческий поиск, реализуя специальные средства и методы получения нового качества (ПК-5);
способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества (ПК-6);
владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ПК-7);
владением основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ПК-8);
в художественно-творческой деятельности:
умением организовать насыщенный художественными поисками, продуктивный репетиционный процесс в творческом партнерстве с актерами, способствовать обогащению и раскрытию их личностного и творческого потенциала (ПК-9);
умением использовать в необходимых случаях актерский показ в процессе репетиций (ПК-10);
способностью устанавливать творческое сотрудничество с другими создателями сценического произведения (ПК-11);
умением применять разнообразные выразительные средства в постановочной работе: пространственное решение, музыка, свет, шумы, пластическая разработка (ПК-12);
умением использовать в процессе постановки технические и технологические возможности сценической площадки (эстрады, арены), грамотно ставить задачу техническим службам (ПК-13);
способностью разработать самостоятельно или с участием художника по свету световую партитуру спектакля (ПК-14);
готовностью к совместной работе с художником, композитором, дирижером, балетмейстером, другими создателями сценического произведения (ПК-15);
в организационно-управленческой деятельности:
способностью руководить работой постановочной группы в процессе подготовки новой постановки (программы, представления, номера) (ПК-16);
готовностью к практическому освоению обязанностей главного режиссера (художественного руководителя) - формирование репертуара, подбор кадров артистического и художественного персонала, руководство всей творческой жизнью театра (концертной организации, цирка) (ПК-17);
в педагогической деятельности:
способностью проводить актерские тренинги (ПК-18);
готовностью преподавать основы актерского мастерства и режиссуры и смежные дисциплины по профилю своей подготовки в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, а также в рамках образовательных программ повышения квалификации и переподготовки специалистов (ПК-19);
умением работать с искусствоведческой литературой, анализировать произведения литературы и искусства, пользоваться профессиональными понятиями и терминологией (ПК-20).
Специализация N 1 "Режиссер драмы":
умением свободно ориентироваться в творческом наследии выдающихся мастеров отечественного и зарубежного драматического театра (ПСК-1.1);
владением теорией и практикой режиссерского анализа и сценического воплощения произведений художественной литературы - драматургии, прозы, поэзии - основами инсценирования (ПСК-1.2);
умением опираться в своей творческой работе на знание теории драмы (ПСК-1.3);
способностью разработать постановочный план драматического спектакля (ПСК-1.4);
готовностью к постановке спектаклей в профессиональном драматическом театре в сотрудничестве с продюсером, артистами, художниками, другими участниками постановочной группы, используя развитую в себе способность к чувственно-художественному восприятию мира, к образному мышлению (ПСК-1.5);
владением основами актерского мастерства артиста драмы (ПСК-1.6).
Специализация N 2 "Режиссер музыкального театра":
умением свободно ориентироваться в творческом наследии выдающихся мастеров отечественного и зарубежного музыкального театра (ПСК-2.1);
владением теорией и практикой режиссерского анализа музыкальной драматургии и практикой сценического воплощения музыкально-драматических произведений (ПСК-2.2);
умением опираться в своей творческой работе на знание основы музыкальной драматургии, музыкально-театральных жанров и особенностей их развития в различных национальных школах (ПСК-2.3);
способностью разработать постановочный план музыкального спектакля (ПСК-2.4);
готовностью к постановке спектаклей в профессиональном музыкальном театре в сотрудничестве с продюсером, дирижером, артистами, художниками, другими участниками постановочной группы, используя развитую в себе способность к чувственно-художественному восприятию мира, к образному мышлению (ПСК-2.5);
владением основами актерского мастерства и музыкальной грамоты (ПСК-2.6).
Специализация N 3 "Режиссер театра кукол":
умением свободно ориентироваться в творческом наследии выдающихся мастеров отечественного и зарубежного театра кукол (ПСК-3.1);
владением теорией и практикой режиссерского анализа и сценического воплощения в театре кукол произведений художественной литературы - драматургии, прозы, поэзии - основами инсценирования (ПСК-3.2);
умением опираться в своей творческой работе на знание теории драмы (ПСК-3.3);
способностью разработать постановочный план спектакля в театре кукол (ПСК-3.4);
готовностью к постановке спектаклей в профессиональном театре кукол в сотрудничестве с продюсером, артистами, художниками, скульпторами, механиками кукол, другими участниками постановочной группы, используя развитую в себе способность к чувственно-художественному восприятию мира, к образному мышлению (ПСК-3.5);
владением основами актерского мастерства артиста театра кукол (ПСК-3.6).
Специализация N 4 "Режиссер эстрады":
умением свободно ориентируется в творческом наследии выдающихся мастеров зарубежной и отечественной эстрады, основных этапах развития искусства эстрады от зарождения до наших дней (ПСК-4.1);
владением теорией и практикой режиссерского анализа и воплощения на эстраде музыкальных и литературных произведений, основами разработки сценария эстрадного представления различных видов (ПСК-4.2);
способностью разработать постановочный план и осуществить постановку эстрадного номера (ПСК-4.3);
способностью выстроить драматургию, пространственное и музыкальное решение эстрадного номера и представления (ПСК-4.4);
готовностью осуществить постановку эстрадного номера и/или представления с профессиональными артистами в концертной организации или в рамках независимого проекта в сотрудничестве с продюсером, авторами сценария, композитором, художником, другими участниками постановочной группы, используя развитую в себе способность к чувственно-художественному восприятию мира, к образному мышлению (ПСК-4.5);
владением основами актерского мастерства и музыкальной грамоты (ПСК-4.6).
Специализация N 5 "Режиссер цирка":
умением свободно ориентироваться в творческом наследии выдающихся мастеров зарубежного и отечественного цирка, основные этапы развития циркового искусства в XVIII - XXI веках (ПСК-5.1);
владением в условиях круглого манежа приемами мизансценирования различных цирковых номеров, диктуемыми профессиональными требованиями их технического (жанрового) исполнения (ПСК-5.2);
способностью разработать постановочный план и осуществить постановку циркового номера (ПСК-5.3);
способностью выстроить композицию, пространственное, музыкальное, световое решение циркового номера, объединить отдельные номера в целостный цирковой спектакль (ПСК-5.4);
готовностью осуществить постановку циркового номера и (или) представления с профессиональными цирковыми артистами в сотрудничестве с продюсером, авторами сценария, композитором, художником, другими участниками постановочной группы, используя развитую в себе способность к чувственно-художественному восприятию мира, к образному мышлению (ПСК-5.5);
владением основами актерского мастерства в одном (нескольких) из цирковых жанров (ПСК-5.6).
VI. Требования к структуре основных образовательных программ подготовки специалиста
6.1. ООП подготовки специалиста предусматривают изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный, социальный и экономический цикл;
цикл истории и теории мировой художественной культуры;
профессиональный цикл;
и разделов:
физическая культура;
учебная и производственная практики, научно-исследовательская и художественно-творческая работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей) и дисциплин специализаций, позволяет обучающимся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в системе послевузовского образования.
Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык".
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".
Таблица 2
Структура ООП подготовки специалиста
Код УЦ ООП |
Учебные циклы и проектируемые результаты их освоения |
Трудоемкость (зачетные единицы) |
Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий |
Коды формируемых компетенций |
С.1 |
Гуманитарный, социальный и экономический цикл |
40 |
|
|
|
Базовая часть В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать: этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде; условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры, понимать роль насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе; знать формы и типы культур, основные культурно-исторические центры и регионы мира, знать историю культуры России, ее место в системе мировой культуры и цивилизации; основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей; нормативно-правовые документы, касающиеся деятельности театра; основы организации театрального дела, трудового законодательства и законодательства об авторских и смежных правах; правила внутреннего трудового распорядка, охраны труда; общие принципы дидактики и их реализации в конкретны предметных методиках обучения; уметь: дать психологическую характеристику личности (ее темперамента, способностей), интерпретацию собственного психического состояния; объяснить феномен культуры, ее роль в человеческой жизнедеятельности; роль искусства и науки в развитии цивилизации и связанные с ними современные социальные и этические проблемы; уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому; уметь вести на иностранном языке беседу-диалог общего характера и беседу-диалог по специальности, соблюдая правила речевого этикета; читать литературу по специальности без словаря с целью поиска информации, переводить тексты по специальности со словарем; владеть: государственным языком Российской Федерации - русским языком (прошедшим целевую подготовку для работы в национальном театре республики или национального округа Российской Федерации свободно владеть языком соответствующего народа); культурой мышления; способностью логично строить свою письменную и устную речь; лексическим минимумом одного из иностранных языков (1200 - 2000 лексических единиц) и грамматическим минимумом, включающим грамматические структуры, необходимые для обучения устным и письменным формам общения; простейшими приемами психической саморегуляции; педагогическими технологиями; |
38 |
История Философия Иностранный язык Эстетика Психология и педагогика Русский язык и культура речи Социология Культурология История материальной культуры и быта |
|
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) |
2 |
|
|
|
С.2 |
Цикл истории и теории мировой художественной культуры |
60 |
|
|
Базовая часть В результате освоения дисциплин базовой части модуля студент должен: знать: основные этапы (эпохи, стили, направления) в развитии театра, литературы, изобразительного искусства, музыки, кино; исторические факты и имена, связанные с формированием театров, созданием конкретных спектаклей, произведений изобразительного искусства, музыкальных произведений, включая современные; уметь: оценивать достижения художественной культуры на основе знания исторического контекста; анализировать произведения литературы и искусства; владеть: профессиональной лексикой, грамотно использовать ее в своей деятельности; навыками научно-исследовательской деятельности в области истории искусств. |
52 |
История литературы История театра История кинематографа История музыки История изобразительных искусств |
||
Специализация N 1 "Режиссер драмы" С целью получения данной специализации при изучении базовой части цикла обучающийся должен: знать: творческое наследие выдающихся мастеров отечественного и зарубежного драматического театра, основные этапы его развития; основы теории драмы; уметь: творчески применять полученные знания при решении конкретных практических задач своей специализации; самостоятельно разбираться в направлениях и концепциях современной художественной жизни в развитии искусства театра кукол; владеть: навыками научно-исследовательской работы с библиографическими, иконографическими и кино- видео- материалами по истории драматического театра. |
5 |
История драматического театра Теория драмы |
||
Специализация N 2 "Режиссер музыкального театра" С целью получения данной специализации при изучении базовой части цикла обучающийся должен: знать: творческое наследие выдающихся мастеров отечественного и зарубежного музыкального театра, основные этапы его развития; основы теории музыки; уметь: творчески применять полученные знания при решении конкретных практических задач своей специализации; самостоятельно разбираться в направлениях и концепциях современной художественной жизни в развитии искусства музыкального театра; владеть: навыками научно-исследовательской работы с библиографическими, иконографическими и кино- видео- материалами по истории музыкального театра. |
5 |
История музыкального театра Анализ музыкальной драматургии |
||
Специализация N 3 "Режиссер театра" кукол С целью получения данной специализации при изучении базовой части цикла обучающийся должен: знать: творческое наследие выдающихся мастеров отечественного и зарубежного театра кукол, основные этапы развития искусства театра кукол от зарождения до наших дней; уметь: творчески применять полученные знания при решении конкретных практических задач своей специализации; самостоятельно разбираться в направлениях и концепциях современной художественной жизни в развитии искусства театра кукол; владеть: навыками научно-исследовательской работы с библиографическими, иконографическими и кино- видео- материалами по истории театра кукол. |
5 |
История театра кукол Драматургия театра кукол |
||
4. Специализация "Режиссер эстрады" С целью получения данной специализации при изучении базовой части цикла обучающийся должен: знать: творческое наследие выдающихся мастеров зарубежной и отечественной эстрады, основные этапы развития искусства эстрады с XVI века и до наших дней; уметь: творчески применять полученные знания при решении конкретных практических задач своей специализации; самостоятельно разбираться в направлениях и концепциях современной художественной жизни в развитии искусства эстрады; владеть: авыками научно-исследовательской работы с библиографическими, иконографическими и кино-видео- материалами по истории искусства эстрады. |
5 |
История эстрадного искусства Драматургия эстрадного номера и представления |
||
Специализация N 5 "Режиссер цирка" С целью получения данной специализации при изучении базовой части цикла обучающийся должен: знать: творческое наследие выдающихся мастеров отечественного и зарубежного цирка, основные этапы развития циркового искусства в XVI - XXI веках; уметь: творчески применять полученные знания при решении конкретных практических задач своей специализации; самостоятельно разбираться в направлениях и концепциях современной художественной жизни в развитии циркового искусства; владеть: навыками научно-исследовательской работы с библиографическими, иконографическими и кино- видео- материалами по истории циркового искусства. |
5 |
История циркового искусства Драматургия циркового номера и представления |
||
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) |
3 |
|
|
|
|
Профессиональный цикл |
150 |
|
|
С.3 |
Базовая часть |
130 |
|
|
|
Базовая общепрофессиональная часть В результате освоения дисциплин базовой части цикла студент должен: знать: роль режиссера в театральном процессе, основы теории и практики актерского искусства, принципы режиссерского анализа; методы актерского тренинга; функции режиссера-постановщика - организатора процесса подготовки новой постановки; этические нормы в театре, роль режиссера в создании нравственного климата; правила техники безопасности и пожарной безопасности; уметь: применять на практике принципы режиссерского анализа литературных и музыкальных произведений, выбранных для сценического воплощения; интерпретировать произведение, совместно с продюсером разрабатывать замысел будущего спектакля, развивать и обогащать его в сотрудничестве с другими участниками творческого процесса; организовать насыщенный художественными поисками, продуктивный репетиционный процесс в творческом партнерстве с актерами, способствовать обогащению и раскрытию их личностного и творческого потенциала; уметь использовать в процессе репетиций актерский показ, участвовать в PR-акциях в период выпуска спектакля, осуществлять авторский контроль режиссера-постановщика на спектаклях текущего репертуара; исполнять обязанности главного режиссера (художественного руководителя), осуществлять руководство всей творческой жизнью организации исполнительских искусств; действовать в условиях чрезвычайных ситуаций; владеть: методами режиссерского анализа и сценического воплощения литературных и литературно-музыкальных произведений, основами инсценирования, методами проведения актерских тренингов, преподавания актерского мастерства и режиссуры. |
|
Режиссура и актерское мастерство Сценическая речь Пластическое воспитание Музыкальное воспитание Безопасность жизнедеятельности |
|
Специализация N 1 "Режиссер драмы" С целью получения данной специализации при изучении базовой части цикла обучающийся должен: знать: структуру драматического театра, основные функции его подразделений, этапы постановочной работы, принципы организации репетиционного процесса, функции ассистента режиссера, помощника режиссера при постановке драматического спектакля; уметь: разработать постановочный план и осуществить постановку полнометражного спектакля в профессиональном драматическом театре; владеть: теорией и практикой режиссерского анализа и сценического воплощения произведений художественной литературы - драматургии, прозы, поэзии; основами инсценирования; основами актерского мастерства артиста драматического театра. |
10 |
Постановочная работа режиссера в драматическом театре Организация театрального дела в России |
||
Специализация N 2 "Режиссер музыкального театра" С целью получения данной специализации при изучении базовой части цикла обучающийся должен: знать: структуру музыкального театра, основные функции его подразделений, этапы постановочной работы, принципы организации репетиционного процесса, функции ассистента режиссера, помощник режиссера при постановке музыкального спектакля; основы музыкальной драматургии, музыкально-театральные жанры, особенности их развития в различных национальных школах; особенности актерского мастерства артиста-вокалиста; уметь: работать с либретто и клавиром; осуществить постановку развернутой сцены (с включением хоров и хореографии); разработать постановочный план и осуществить постановку полнометражного спектакля в профессиональном музыкальном театре; владеть: теорией и практикой режиссерского анализа музыкальной драматургии и сценического воплощения музыкально-драматического произведения; основами актерского мастерства и музыкальной грамоты. |
10 |
Постановочная работа режиссера в музыкальном театре Организация театрального дела в России |
||
Специализация N 3 "Режиссер театра кукол" С целью получения данной специализации при изучении базовой части цикла обучающийся должен: знать: структуру театра кукол, основные функции его подразделений, этапы постановочной работы, принципы организации репетиционного процесса, функции ассистент режиссера, помощник режиссера при постановке спектакля в театре кукол; особенности актерского мастерства в театре кукол; особенности работы режиссера с художником в театре кукол; различные системы театральных кукол, их художественно-технологические особенности; уметь: разработать постановочный план и осуществить постановку полнометражного спектакля в профессиональном театре кукол; определить художественно-техническое задание художнику (скульптору) и механику-конструктору в процессе разработки персонажей спектакля; разработать самостоятельно или с участием художника по свету световую партитуру спектакля; владеть: теорией и практикой режиссерского анализа и сценического воплощения произведений художественной литературы - драматургии, прозы, поэзии в театре кукол; основами инсценирования; основами актерского мастерства артиста театра кукол; практическими навыками изготовления основных систем кукол. |
10 |
Постановочная работа режиссера в театре кукол Технология театральной куклы Организация театрального дела в России |
||
|
Специализация N 4 "Режиссер эстрады" С целью получения данной специализации при изучении базовой части цикла обучающийся должен: знать: структуру концертной организации, основные функции ее. подразделений, этапы постановочной работы, принципы организации репетиционного процесса, функции ассистента режиссера, помощника режиссера при постановке эстрадных представлений; место и значение режиссуры в искусстве эстрады; особенности актерского мастерства артиста эстрады; особенности работы режиссера с художником при создании эстрадного номера, представления; уметь: разработать постановочный план и осуществить постановку эстрадного номера, представления с профессиональными артистами в концертной организации или в рамках независимого проекта; в процессе подготовки и постановки эстрадного номера, представления войти в творческий контакт с автором сценария, композитором, художником; разработать самостоятельно или с участием художника по свету световую партитуру эстрадного номера, представления; владеть: теорией и практикой режиссерского анализа и воплощения на эстраде музыкальных и литературных произведений, основами разработки сценария эстрадного представления различных видов; способностью выстроить драматургию, пространственное и музыкальное решение эстрадного номера и концерта; основами актерского мастерства и музыкальной грамоты. |
10 |
Постановочная работа режиссера эстрады Организация концертного дела в России |
|
Специализация N 5 "Режиссер цирка" С целью получения данной специализации при изучении базовой части цикла обучающийся должен: знать: структуру циркового дела в России ("Росцирк", отдельные государственные цирки, негосударственные цирки), структуру цирковой организации, основные функции ее подразделений, этапы постановочной работы, принципы организации репетиционного процесса, функции ассистента режиссера, помощника режиссера при постановке цирковых номеров и представлений; общие приемы создания трюковых комбинаций и особенности традиций их формирования и развития в различных цирковых жанрах; специфику работы с артистами цирка различных жанров; особенности работы режиссера с художником при создании циркового номера, предназначенного для показа на арене; уметь: разработать постановочный план и осуществить постановку циркового номера с профессиональными артистами; разработать самостоятельно или с участием художника по свету световую партитуру циркового номера, представления; в процессе подготовки и постановки циркового номера, представления войти в творческий контакт с автором сценария, композитором, художником; владеть: приемами мизансценирования в условиях круглого манежа различных цирковых номеров, диктуемыми профессиональными требованиями их технического (жанрового) исполнения; способностью выстроить композицию, пространственное и музыкальное решение циркового номера, объединить отдельные номера в целостный цирковой спектакль; основами актерского мастерства и музыкальной грамоты. |
10 |
Постановочная работа режиссера цирка Организация циркового дела в России |
||
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) |
|
|
|
|
С.4 |
Физическая культура* |
|
|
|
С.5 |
Учебная и производственная практики, научно-исследовательская и художественно-творческая работа (практические умения и навыки определяются ООП вуза) |
38 |
|
|
С.6 |
Итоговая государственная аттестация |
12 |
|
|
|
Общая трудоемкость основной образовательной программы |
300 |
|
|
______________________________
* Не вводится. Соответствующие компетенции обучающиеся приобретают в дисциплинах профессионального цикла.
1. Трудоемкость УЦ ООП задается с интервалом до 10 зачетных единиц.
2. Суммарная трудоемкость базовых составляющих УЦ ООП C.1, C.2 и С.3 должна составлять не менее 90 процентов от общей трудоемкости указанных УЦ ООП.
3. Необходимость выделения дисциплин специализации в циклах С.1, С.2 и С.3 определяется вузом, при этом в циклах С.1 и С.2 в целом на дисциплины специализации может быть выделено не более восьми процентов, а в цикле С.3 - не более 12 процентов трудоемкости базовой части соответствующего цикла.
VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ подготовки специалиста
7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП подготовки специалиста, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Специализация ООП определяется высшим учебным заведением в соответствии с ФГОС ВПО и примерной ООП подготовки специалиста.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять ООП подготовки специалиста с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
7.2. В случае, если ООП подготовки специалиста связана с освоением учебного материала, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, то условия ее реализации должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о государственной тайне. При разработке ООП подготовки специалиста должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия).
Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги, художественно-творческие практикумы) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 50 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа не могут составлять более 30 процентов аудиторных занятий.
7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП подготовки специалиста.
Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся и факультативных дисциплин). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
7.5. ООП подготовки специалиста должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам C.1, C.2 и С.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливается вузом.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП подготовки специалиста и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.
7.7. В случае реализации ООП подготовки специалиста в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).
7.8. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 48 академических часов.
7.9. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очно-заочной (вечерней) форме не может составлять более 16 академических часов.
7.10. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в год при освоении основной образовательной программы в заочной форме обучения не может составлять более 200 академических часов.
В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.
7.11. Общий объем каникул в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
7.12. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется: при очной форме обучения, как правило, в объеме не менее 400 часов аудиторных занятий, при этом объем практической подготовки должен составлять не менее 360 часов.
7.13. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.14. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП подготовки специалиста, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.
7.15. ООП подготовки специалиста вуза должна включать лабораторные практикумы и практические занятия по дисциплинам (модулям) базовой части, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают в качестве цели формирование у обучающихся соответствующих умений и навыков.
7.16. Наряду с установленными законодательными и другими нормативными правовыми актами правами и обязанностями обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП подготовки специалиста, выбирать конкретные дисциплины (модули);
при формировании своей индивидуальной образовательной программы обучающиеся имеют право получить консультацию в вузе по выбору (модулей) и их влиянию на будущую специализацию ООП подготовки специалиста;
обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП подготовки специалиста.
7.17. Практика является обязательным разделом ООП подготовки специалистов. Она представляет собой форму организации учебного процесса, непосредственно ориентированную на профессионально-практическую подготовку обучающихся. При реализации ООП подготовки специалистов по данной специальности предусматриваются следующие виды практик: учебная, производственная.
Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.
Практики проводятся в сторонних организациях (театрах, концертных организациях, цирках) или в учебных театрах, концертных залах, других площадках вуза.
Особые условия реализации программ практик в ООП подготовки специалиста.
Учебная актерская практика. Репетиционная работа и выступление в спектаклях (концертах, представлениях), как правило, проводится при подготовке учебных спектаклей (концертов, представлений) в специально оборудованных аудиториях, учебном театре или на других площадках вуза.
Учебная ассистентская практика. Проводится при постановке спектакля (концерта, представления) в учебном театре или в профессиональном театре (концертной организации, цирке) под руководством режиссера-постановщика.
Производственная преддипломная практика. Осуществление постановочной работы как минимум в двух спектаклях (концертах, представлениях).
Первая постановка может быть осуществлена студентом в вузе или в профессиональном театре (концертной организации, цирке). При этом допускается постановка малой формы (одноактный спектакль, постановка отдельного номера в концерте или цирковом представлении). Студент может быть одним из сопостановщиков.
Вторая - постановка полномасштабного представления - осуществляется студентом самостоятельно в условиях профессионального творческого коллектива (театра, концертной организации, цирка) с включением постановки в текущий репертуар.
Каждая практика проводится под руководством квалифицированного специалиста - работника принимающей на практику организации, и преподавателя вуза, назначенного выпускающей кафедрой.
Аттестация по итогам практики проводится на основании оформленного в соответствии с установленными требованиями письменного отчета и отзыва руководителя практики от предприятия. По итогам аттестации выставляется оценка.
7.18. Научно-исследовательская работа является обязательным разделом ООП подготовки специалиста. Она направлена на комплексное формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО.
При разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся:
изучать специальную литературу и другую научно-техническую информацию о достижениях отечественной и зарубежной науки и техники в соответствующей области знаний;
участвовать в проведении научных исследований или выполнении технических разработок;
осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме (заданию);
принимать участие в стендовых и промышленных испытаниях опытных образцов (партий) проектируемых изделий;
составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию);
выступить с докладом на конференции.
В процессе выполнения научно-исследовательской работы и оценки ее результатов должно проводиться широкое обсуждение ее результатов в учебных структурах вуза с привлечением работодателей, позволяющее оценить уровень компетенций, сформированных у обучающихся. Необходимо также дать оценку компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры.
7.19. Реализация ООП подготовки специалиста должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью.
Доля преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной ООП, быть не менее 65 процентов, ученую степень доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и (или) ученое звание профессора должны иметь не менее 10 процентов преподавателей.
Преподаватели профессионального цикла должны иметь базовое образование и (или) ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины.
Не менее 70 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени или ученые звания, при этом ученые степени доктора наук или ученое звание профессора должны иметь не менее 11 процентов преподавателей, исходя из того, что по данной специальности к преподавателям с учеными степенями и (или) учеными званиями приравниваются лица без ученых степеней и званий, имеющие государственные почетные звания, лауреаты международных и всероссийских конкурсов, лауреаты государственных премий в соответствующей профессиональной сфере, члены Союза художников Российской Федерации и Союза театральных деятелей Российской Федерации.
К образовательному процессу должно быть привлечено не менее пяти процентов преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений.
До 10 процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более 10 последних лет.
Общее руководство содержанием теоретической и практической подготовки по специализации должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником вуза, имеющим ученую степень доктора или кандидата наук и (или) ученое звание профессора или доцента, стаж работы в образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее трех лет. К общему руководству содержанием теоретической и практической подготовки по специализации может быть привлечен высококвалифицированный специалист в соответствующей сфере профессиональной деятельности.
7.20. ООП подготовки специалиста должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения с выполнением установленных требований по защите информации.
Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями учебной и учебно-методической литературы.
При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем 25 процентов обучающихся.
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние пять лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.
Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете одного - двух экземпляров на каждые 100 обучающихся.
Специальная библиотека вуза должна иметь фонд нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность профильной службы министерства (ведомства). Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящего не менее чем из пяти наименований отечественных и не менее четырех наименований зарубежных журналов.
Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и защите сведений, составляющих государственную тайну, а также международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Обучающимся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.
7.21. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП по направлению подготовки утверждает бюджет реализации соответствующих ООП.
Финансирование реализации основных образовательных программ должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения**.
7.22. Высшее учебное заведение, реализующее ООП подготовки специалиста, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам. Минимально необходимый для реализации программы подготовки специалистов перечень материально-технического обеспечения включает в себя:
наличие аудиторий для проведения теоретических занятий, оборудованных аудиторной мебелью, видеопроекционной техникой;
наличие аудиторий для проведения групповых и индивидуальных занятий по дисциплинам "Сценическая речь", "Пластическое воспитание", "Музыкальное воспитание", оборудованных необходимой мебелью и укомплектованных роялем (пианино) и звуковоспроизводящей аппаратурой;
наличие аудиторий (не менее 60 кв.м) и подсобных помещений, специально оборудованных и укомплектованных (свето-, аудио-, видео- или кинотехника, музыкальные инструменты, элементы декораций, сценические костюмы, театральный реквизит, ширмы, театральные куклы, эстрадные, цирковые и другие аксессуары), а также кино- (видео) студий для проведения занятий по дисциплине "Актерское мастерство и режиссура" для каждой обучающейся группы;
учебный театр или в соответствии с профилем реализуемой ООП концертные, цирковые площадки, позволяющие осуществлять репетиции, выпуск и проведение публичных учебных спектаклей, концертов, представлений.
При использовании электронных изданий вуз должен иметь не менее 10 компьютеров с выходом в сеть Интернет на 100 обучающихся очной формы обучения, с выходом в сеть Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.
Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
VIII. Требования к оценке качества освоения основных образовательных программ подготовки специалиста
8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки специалиста, в том числе путем:
разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;
мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;
разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенции выпускников;
обеспечения компетентности преподавательского состава;
регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей.
8.2. Оценка качества освоения ООП подготовки специалиста должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.
8.3. Конкретные формы и процедуры текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.
8.4. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП подготовки специалиста (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты, практические задания, практикумы, и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.
Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отражениями требований ФГОС ВПО по данному направлению подготовки (специальности), соответствовать целям и задачам конкретной ООП подготовки специалиста и ее учебному плану. Они призваны обеспечивать оценку качества общекультурных и профессиональных компетенций, приобретаемых выпускником в соответствии с этими требованиями.
Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения системы оценивания и контроля компетенций специалистов с условиями их будущей профессиональной деятельности. С этой целью кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов должны активно использоваться работодатели (представители заинтересованных организаций), преподаватели, читающие смежные дисциплины.
8.5. Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.
8.6 Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (дипломного проекта (работы)). Государственный экзамен вводится по решению ученого совета вуза.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы (дипломного проекта (работы)), а также требования к государственному экзамену (при наличии) определяются вузом.
______________________________
* Одна зачетная единица составляет 36 академических часов.
** Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280).
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2010 г. N 2064 "Об утверждении и введении в действие федерального... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.