Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Федеральный государственный образовательный стандарт
высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности)
070701 Звукорежиссура аудиовизуальных искусств
(квалификация (степень) "специалист")
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 14 января 2011 г. N 9)
См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах
I. Область применения
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ подготовки специалистов по направлению подготовки (специальности) 070701 Звукорежиссура аудиовизуальных искусств образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию.
1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
II. Используемые сокращения
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
ВПО - высшее профессиональное образование;
ОК - общекультурные компетенции;
ООП - основная образовательная программа;
ПК - профессиональные компетенции;
ПСК - профессионально-специализированные компетенции;
УЦ ООП - учебный цикл основной образовательной программы;
ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.
III. Характеристика направления подготовки (специальности)
Нормативный срок, общая трудоемкость освоения ООП (в зачетных единицах)* и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.
Таблица 1
Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация (степень) выпускников
Наименование ООП |
Квалификация (степень) |
Нормативный срок освоения ООП (для очной формы обучения), включая каникулы, предоставляемые обучающемуся после прохождения итоговой государственной аттестации |
Трудоемкость (в зачетных единицах) |
|
Код в соответствии с принятой классификацией ООП |
Наименование |
|||
ООП подготовки специалиста |
65 |
специалист |
5 лет |
300* |
_____________________________
* Трудоемкость ООП подготовки специалиста по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.
Сроки обучения по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм получения образования при реализации ООП подготовки специалиста не увеличиваются относительно нормативного срока, указанного в таблице.
IV. Характеристика профессиональной деятельности специалистов
4.1. Область профессиональной деятельности специалистов включает:
аудиовизуальные (в том числе экранные - кинематограф, телевидение) и смежные искусства (фильмы - учебные пособия, продукты мультимедиа - Интернет, компьютерные игры, кино для мобильных телефонов);
творческие коллективы, съемочные группы, звуковые команды (бригады) производственного и пост-производственного периодов;
организации, специализирующиеся в области производства, распространения, продвижения и показа аудиовизуальной продукции; органы управления кинематографом, телевидением и смежными искусствами, органы управления образованием в сфере аудиовизуальных искусств и культурой;
высшие учебные заведения, образовательные учреждения среднего и дополнительного профессионального образования, осуществляющие подготовку специалистов в области аудиовизуальных (экранных) искусств, истории и теории звукорежиссуры кино и других экранных, а также смежных искусств;
медиаобразование;
архивы и фонды фонограмм и другой аудиовизуальной продукции, фонотеки и библиотеки, информационные центры и агентства, научно-исследовательские институты;
учреждения культуры, агентства, творческие союзы, издательства, средства массовой информации.
4.2. Объектами профессиональной деятельности специалистов являются:
аудиовизуальные (в том числе экранные) произведения различных видов и направлений и произведения смежных искусств;
фонограмма произведений аудиовизуальных искусств;
фонотеки; собрания архивов аудиовизуальной продукции;
зрители как потребители экранной продукции, в том числе кинематографа, телевидения, продуктов мультимедиа;
продюсеры, режиссеры, актеры и исполнители, авторы произведений, редакторы, а также специалисты всех квалификаций (кино-, теле- и других экранных искусств) и производящих компаний в сфере телевидения, кинематографа, мультимедиа, смежных искусств, медиаобразования;
творческо-производственный и организационно-управленческий процесс в сфере телевидения, кинематографа, мультимедиа, смежных искусств, медиаобразования;
отделы искусств средств массовой информации; учреждения культуры, агентства, творческие союзы;
современный кинопроцесс и проблемы производства, распространения, продвижения и показа кинофильмов;
современное состояние и перспективы развития отраслей аудиовизуальной сферы;
социально-культурная среда;
различные категории обучающихся по программам среднего, высшего и дополнительного профессионального образования;
образовательные учреждения среднего профессионального, высшего профессионального образования и учреждения дополнительного образования.
4.3. Специалист по направлению подготовки (специальности) 070701 Звукорежиссура аудиовизуальных искусств готовится к следующим видам деятельности:
творческо-производственной и авторской;
научно-исследовательской;
организационно-управленческой;
педагогической;
архивной;
культурно-просветительской;
экспертно-методической.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым, в основном, готовится специалист, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
4.4. Задачами профессиональной деятельности специалистов по направлению подготовки (специальности) 070701 Звукорежиссура аудиовизуальных искусств являются:
в области творческо-производственной и авторской деятельности:
выполнение работы звукорежиссера (в соответствии с профилем) аудиовизуальных (в том числе экранных) произведений различных видов и направлений и произведений смежных искусств;
выполнение работы в составе творческих коллективов;
создание в процессе творческо-производственной деятельности в сотворчестве с режиссером-постановщиком, продюсером, композитором и исполнителями концепции фонографии аудиовизуальных (в том числе экранных) произведений и произведений смежных искусств;
воплощение концепции фонографии фильма с использованием технических и технологических возможностей всего комплекса электроакустического, звукотехнического и электромузыкального оборудования при грамотном сотрудничестве с техническими службами;
создание звукозрительного художественного образа, творческой интерпретации исполнения с помощью технических средств в целях передачи зрителю режиссерского и исполнительского замысла;
владение современными технологиями записи, обработки звука и звукоусиления;
создание творческого продукта в аудиовизуальных искусствах.
в области научно-исследовательской деятельности:
исследование роли звука и процессов развития в аудиовизуальных и смежных произведениях искусств;
проведение научных исследований (как самостоятельно, так и в составе исследовательской группы) в соответствии с квалификацией;
участие в качестве ассистента на отдельных этапах (разделах) исследовательских проектов в области теории звукорежиссуры, звукозаписи, звукоусиления и акустики;
написание научных работ (научных статей и монографий, участие в коллективных сборниках);
участие в научных конференциях, конвенциях звукорежиссеров и аудиоинженеров, конкурсах и фестивалях;
в области организационно-управленческой деятельности:
осуществление организационно-управленческой работы в творческих коллективах;
руководство творческо-производственным процессом создания звукового решения аудиовизуальных произведений искусств;
планирование проектов и участие в мероприятиях профильной направленности;
участие в работе по организации творческих проектов (фестивалей, конкурсов, мастер-классов и других мероприятий);
в области педагогической деятельности:
преподавание комплекса специальных дисциплин в соответствии с профилем профессиональной деятельности в области звукорежиссуры аудиовизуальных (экранных) искусств и истории и теории звукорежиссуры кино и других экранных искусств, а также смежных специализаций в образовательных учреждениях среднего, высшего и дополнительного профессионального образования;
осуществление функций тьютора (современного квалифицированного преподавателя, профессионального наставника, организатора и консультанта) по вопросам обучения и воспитания обучающегося;
участие в подготовке материалов для учебно-методических комплексов по профильным дисциплинам;
разработка инновационных методик практических курсов медиаобразования по звукорежиссуре.
в области архивной деятельности:
формирование и систематизация фондов фонограмм и другой аудиовизуальной продукции,
реставрация фонограмм;
в области культурно-просветительской деятельности:
формирование художественно-эстетических взглядов общества по проблемам звукового решения аудиовизуальных произведений искусств и эстетики кинофонографии через профессиональную, общественную и просветительскую деятельность;
организация и участие в пресс-конференциях, выступление с публичными лекциями в различных аудиториях; работа в структурах связи с общественностью, средствах массовой информации;
осуществление профессиональных консультаций по вопросам звукорежиссуры аудиовизуальных искусств;
в области экспертно-методической деятельности:
осуществление экспертной оценки фонограмм произведений аудиовизуальных и смежных искусств;
осуществление критической деятельности в средствах массовой информации в форме книг, статей, Интернет-текстов на конференциях, в рамках круглых столов,
участие в работе отборочных групп и жюри профессиональных фестивалей, конкурсов и других творческих мероприятий в сфере аудиовизуальных искусств;
оказание консультационной помощи по разработке инновационных проектов и программ в области аудиовизуальных искусств.
V. Требования к результатам освоения основной образовательной программы подготовки специалистов
5.1. Выпускник должен обладать общекультурными компетенциями (ОК):
способностью представить современную картину мира на основе целостной системы естественно-научных знаний, ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры (ОК-1);
способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);
способностью к анализу социально значимых процессов и явлений, к участию в общественно-политической жизни; демонстрацией активной гражданской позиции, нацеленностью на совершенствование современного общества на принципах гуманизма и демократии; способностью к соблюдению прав и обязанностей гражданина; умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-3);
способностью ориентироваться в социальной среде, в базовых положениях экономической теории и права, применять их с учетом особенностей рыночной экономики, самостоятельно осуществлять поиск работы на рынке труда, правового регулирования интеллектуального труда (ОК-4);
способностью логически верно, аргументировано и ясно строить литературную и деловую устную и письменную речь на русском языке; создавать и редактировать тексты профессионального назначения, анализировать логику рассуждений и высказываний; владеть навыками публичной и научной речи (ОК-5);
владением одним из иностранных языков как средством делового и профессионального общения (ОК-6);
способностью к осуществлению просветительской и воспитательной деятельности, владеть методами пропаганды научных и художественных достижений (ОК-7);
способностью проявлять уважение к историческому наследию и культурным традициям, толерантность к другим культурам, способностью к социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, способностью создавать в коллективе отношения сотрудничества, разрешать конфликтные ситуации (ОК-8);
способностью анализировать движущие силы и закономерности исторического процесса (ОК-9);
способностью принять нравственные обязательства по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе; пользоваться в собственной деятельности этическими и правовыми нормами, регулирующими отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде (ОК-10);
владением основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11);
способностью выстраивать и реализовывать перспективные направления интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития (ОК-12);
способностью пользоваться художественными и эстетическими принципами на основе духовно-нравственных ценностей, понимать значение и роль религии в истории и современной духовной жизни общества (ОК-13);
способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК-14);
способностью самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для приобретения новых знаний и умений, готов к самостоятельному обучению в течение всей жизни и непрерывному самосовершенствованию, расширению границ своих научных познаний (ОК-15);
способностью организовать свою жизнь в соответствии с социально-значимыми представлениями о здоровом образе жизни, готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-16).
5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
общепрофессиональными:
способностью демонстрировать углубленное представление о месте аудиовизуальных искусств в культурной жизни общества, об их роли в созидании художественных ценностей; об основных тенденциях в развитии мирового кинематографа и смежных видов искусств (ПК-1);
способностью к осознанному пониманию взаимодействия и соотнесения кинематографа с другими аудиовизуальными искусствами, литературой, театром, изобразительным искусством, музыкой и другими искусствами (ПК-2);
способностью ориентироваться в специальной литературе по профилю деятельности, в смежных областях художественного творчества (ПК-3);
способностью понимать роль искусств в человеческой жизнедеятельности, готов развивать художественное восприятие и вкус, стремиться к эстетическому развитию и самосовершенствованию (ПК-4);
способностью определять и анализировать основные вехи в истории искусств, разбираться в стилях и жанрах мирового и отечественного искусства, анализировать художественные произведения, высказывать свои взгляды на современное состояние развития аудиовизуальных искусств (ПК-5);
способностью активно содействовать творческой реализации программ и проектов различных жанров и направлений в области кинематографии и других видов аудиовизуальной культуры (ПК-6);
способностью применять основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и производственных травм (ПК-7);
в области творческо-производственной деятельности и авторской работе:
пониманием значимости своей будущей специальности, ответственно относится к своей трудовой деятельности (ПК-8);
способностью осуществлять профессиональную звукорежиссерскую деятельность в области аудиовизуального искусства, создавать оригинальные звуковые решения, владея всеми средствами художественной выразительности кинематографа, телевизионного искусства (ПК-9);
способностью демонстрировать знания и опыт в широком диапазоне творческой, практической деятельности, включая: умением вести переговоры, осуществлять долговременное планирование, выступать с докладами и сообщениями, позиционировать себя на рынке творческого труда (ПК-10);
способностью создавать на высоком профессиональном уровне конкурентоспособную продукцию в области звукорежиссерского искусства и уметь выражать свой творческий замысел с привлечением технических и художественно-выразительных средств (ПК-11);
способностью к динамичной деятельности: работать с разноплановыми интеллектуальными и практическими задачами с высокой скоростью и точностью, гибко переключаясь с одних задач на другие; способностью понимать, закреплять и развивать межличностные отношения, осуществлять передачу и обмен знаниями, мыслями, переживаниями, культурно-нравственными ценностями и результатами деятельности, воплощенными в материальную и духовную культуру в соответствии с социальными нормами и условиями осуществления деятельности (ПК-12);
способностью к пониманию взаимоотношений теории и практики в области звукорежиссуры аудиовизуальных искусств в целом и демонстрации их взаимосвязи путем использования различных техник и методов реализации полученных знаний на практике (ПК-13);
способностью самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения с помощью информационных технологий, в том числе в областях, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять свое научное мировоззрение (ПК-14);
способностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе; способностью в качестве руководителя формировать цели и задачи трудового коллектива, принимать решения в сложной ситуации, вести обучение и оказывать помощь сотрудникам (ПК-15);
способностью пользоваться современными средствами получения, хранения, обработки и предъявления информации; работать с распределенными базами знаний в глобальных компьютерных сетях, с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач, владея необходимыми для этого компьютерными программами (ПК-16);
способностью обобщать, анализировать, воспринимать информацию, ставить цели и выбирать пути их достижения, использовать для решения творческих задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-17);
способностью принять ответственность за свои решения в рамках профессиональной компетенции, способностью разрешать проблемные ситуации, принимать нестандартные решения, на основе обширных знаний в данной области практики и теории, находить и принимать решения в условиях различных мнений (ПК-18);
осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ПК-19);
в области научно-исследовательской деятельности:
способностью выявлять систему ценностных ориентации общества, определять его эстетические, духовные потребности в конкретном творческом продукте (ПК-20);
способностью использовать специальную литературу как в избранном виде искусства, так и в других смежных его видах (ПК-21);
способностью анализировать сущность художественной моды и ее национально-историческую специфику, способностью понимать истоки и структуру общественной оценки явлений искусства (ПК-22);
способностью анализировать главные признаки замысла произведения аудиовизуального искусства, его стилистики, звукового решения, исполнительских особенностей (ПК-23);
способностью вести работу по систематизации и осмыслению научно-исследовательских материалов о роли звука и процессов развития в аудиовизуальных и смежных произведениях искусств с целью формирования методической литературы (ПК-24);
способностью вести самостоятельную научно-исследовательскую работу руководить отдельными этапами (разделами) исследовательских проектов в области теории звукозаписи, звукоусиления и акустики представлять итоги проделанной работы, научного исследования в виде отчетов, рефератов, научных статей (ПК-25);
способностью на научной основе организовать свой труд, оценить результаты своей деятельности, владением навыками самостоятельной работы, в том числе в сфере проведения научных исследований и творческо-производственной деятельности (ПК-26);
в области организационно-управленческой деятельности:
способностью осуществлять эффективное управление творческими группами, персоналом производящих студий и продюсерских компаний, применять современные методы мотивации, координации и контроля (ПК-27);
способностью участвовать в продюсировании отдельных проектов, мероприятий в сфере телевидения, кинематографа и театрального искусства, используя современные методы создания и продвижения продукта кинематографа (ПК-28);
в области педагогической деятельности:
способностью преподавать специальные дисциплины в соответствии с профилем профессиональной деятельности в области звукорежиссуры аудиовизуальных (экранных) искусств, истории и теории звукорежиссуры кино и других экранных, а также смежных искусств для обучающихся образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования (ПК-29);
способностью участвовать в подготовке материалов для учебно-методических комплексов по профильным дисциплинам; планировать учебный процесс, разрабатывать методические материалы (ПК-30);
способностью анализировать различные педагогические системы и методы, формулировать собственные педагогические принципы и методы обучения, разрабатывать инновационные методики практических курсов медиаобразования по звукорежиссуре (ПК-31);
способностью постоянно повышать уровень профессиональной квалификации (ПК-32);
в области архивной деятельности:
способностью участвовать в формировании, реставрации и систематизации фондов фонограмм и другой аудиовизуальной продукции; (ПК-33);
в области культурно-просветительской деятельности: способностью осуществлять постоянную связь со средствами массовой информации с целью просветительства, популяризации и пропаганды достижений звукорежиссуры, участвовать в проведении пресс-конференций и других публичных мероприятиях, влияющих на формирование художественно-эстетических взглядов общества по проблемам звукового решения аудиовизуальных произведений искусств и эстетики кинофонографии (ПК-34);
в области экспертно-методической деятельности:
способностью осуществить анализ и экспертную оценку фонограмм произведений аудиовизуальных и смежных искусств, оказать компетентную консультационную помощь по разработке и реализации инновационных проектов и программ в области аудиовизуальных искусств (ПК-35).
VI. Требования к структуре основной образовательной программы подготовки специалиста
6.1. ООП подготовки специалиста предусматривают изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный, социальный и экономический цикл;
цикл истории и теории мировой культуры;
профессиональный цикл;
и разделов:
практика и научно-исследовательская работа;
физическая культура;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную, устанавливаемую вузом. Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей) и дисциплин специализаций, позволяет обучающимся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в системе послевузовского образования.
6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык".
Базовая (обязательная) часть цикла "Истории и теории мировой культуры" должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".
Таблица 2
Структура ООП подготовки специалиста
Код УЦ ООП |
Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения |
Трудоемкость (зачетные единицы) |
Перечень дисциплин для разработки программ (примерных), а также учебников и учебных пособий |
Коды формируемых компетенций |
С.1 |
Гуманитарный, социальный и экономический цикл |
40 |
|
|
|
Базовая часть В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать: основные разделы и направления философии, методы и приемы философского анализа проблем; основные закономерности исторического процесса, этапы исторического развития и роль России в истории человечества и в современном мире; основные даты и факты, первоисточники и летописную литературу; лексический минимум иностранного языка в объеме не менее 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера, культуру и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета, основные особенности официально-делового, научного стиля, стиля художественной литературы; профессиональную лексику иностранного языка, правила переводов профессиональных текстов; специфику профессионального языка, элементов различных языковых уровней в научной речи, официально-деловой стиль профессионального общения, сферу его функционирования, язык и стиль инструктивно-методических документов; социально-психологические теории, закономерности общения и взаимодействия людей, соотношение категорий общение и деятельность, психологию группы, проблемы личности в социальной психологии, практические приложения социальной психологии, основы закономерностей поведения и деятельности людей в социальных группах, психологические характеристики самих групп; стили современного русского литературного языка, языковую норму, ее роль в становлении и функционировании литературного языка, речевое взаимодействие, основные единицы общения, устную и письменную разновидности литературного языка, нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи, функциональные стили современного русского языка; специфику произведений искусства в контексте определенной эпохи, во взаимопроникновении и синтезе; основные закономерности и принципы воспитания, основные логические методы и приемы научного исследования; методологические теории и принципы педагогики образования и обучения в современной трактовке, формы, методы и средства образовательной деятельности; функции психолого-педагогических исследований в искусстве; психолого-педагогические, физиологические и медико-гигиенические основы воспитания и обучения; этические и правовые нормы, определяющие человеческие отношения и жизнь общества, основы авторского права, способы защиты авторских прав; основы законодательства в сфере обеспечения интеллектуальных прав на произведения науки, литературы и искусства - о субъекте и объекте права, соавторстве, о праве на неприкосновенность произведения искусства, его защиту от искажений; формы и типы культур, основные культурно-исторические центры и регионы мира, культуру России, ее место в системе мировой цивилизации; основные категории эстетики, основные подходы к созданию теории искусства; функции искусствоведческих, исторических, культурологических, психолого-педагогических и других исследований в искусстве; особенности эстетики аудиовизуальных искусств; уметь: анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы; использовать полученные теоретические знания о человеке, обществе, культуре в учебной и профессиональной деятельности; осмысливать развитие искусства и образования в историческом контексте, в том числе в связи с общим развитием гуманитарных знаний, с религиозными, философскими, эстетическими идеями конкретного исторического периода; использовать различные формы, виды устной и письменной коммуникации на родном и иностранных языках в учебной и профессиональной деятельности; реализовывать словесное выступление (выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи); аннотировать, реферировать, переводить специальную литературу, вести переговоры по профессиональной тематике, соблюдая правила речевого профессионального этикета; читать литературу по специальности без словаря с целью поиска информации, переводить тексты по специальности со словарем; распознавать различные структуры социально психологических групп, определить мотивацию участника группы, выстраивать общение в малых и больших профессиональных коллективах; прослеживать преемственные связи исторических явлений, опираясь на законы психологии художественного восприятия; применять различные психолого-педагогические основы воспитания и обучения, различные методики обучения на практике; анализировать правовое законодательство в аудиовизуальной сфере с позиций практической пользы для ее участников; осмысливать развитие искусства и образования в историческом контексте, в том числе в связи с общим развитием гуманитарных знаний, с религиозными, философскими, эстетическими идеями конкретного исторического периода; собирать нормативную и фактическую информацию, имеющую значение для реализации правовых норм в профессиональной деятельности, анализировать юридические нормы и правовые отношения, являющиеся объектами профессиональной деятельности; ориентироваться в современных научных концепциях социальной психологии, грамотно диагностировать профессиональные практические проблемы, распознавать различные структуры социально психологических групп, определять мотивацию участника группы, выстраивать общение в малых и больших профессиональных коллективах; составлять целостное представление об эстетических ценностях, их роли в творческой самореализации человека и повседневной его жизни, понимать роль искусств в человеческой жизнедеятельности, пользоваться эстетическими категориями при анализе профессиональных проблем; владеть: навыками целостного осмысления явлений искусства, основами анализа эстетического сознания и эстетической деятельности; культурой гуманитарного мышления, основами ораторского, лекторского искусства, культуры ведения научной дискуссии; иностранным языком в объеме, необходимом для возможности получения информации из зарубежных источников; навыками письменного аргументированного изложения собственной точки зрения; навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, практического анализа логики различного рода рассуждений; навыками критического восприятия информации; технологиями приобретения, использования и обновления социогуманитарных знаний; навыками рефлексии, самооценки, самоконтроля; различными способами вербальной и невербальной коммуникации; вопросами правового регулирования в аудиовизуальной сфере с точки зрения предпринимательства, базовыми знаниями механизмов перехода авторских прав на аудиовизуальное произведение в целом, а также на результаты творческой деятельности, его участников; психологическим содержанием совместной деятельности, механизмами устранения конфликтов в коллективах, нормами поведения в группах. |
36 |
Философия История Иностранный язык, практика профессионального общения Русский язык и культура речи Социальная психология Методологические основы педагогики Правоведение и основы авторского права Культурология Эстетика Экономика |
|
Вариативная часть (в том числе дисциплины по выбору обучающегося) (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) |
4 |
|
||
С.2 |
Цикл истории и теории мировой культуры |
63 |
|
|
|
Базовая часть В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать: специфику экранных искусств, особенности их функционирования в рамках единой аудиовизуальной культуры, имена и творчество крупнейших мастеров мирового экрана и сцены, композиционное строение, стилистические приемы, визуально-пластическое решение, технику операторской съемки, монтажа, актерской игры, звуковой драматургии; взаимодействие и связь между различными видами искусства, роль искусства в развитии общества, влияние исторических событий на развитие искусства, значение художественного наследия в жизни современного общества; основные этапы, понятийно-категориальный аппарат истории и теории кино; историю кино, основные этапы и логику развития кинематографа, основные направления в искусстве кино; понятийно-категориальный аппарат истории и теории литературы; историю отечественной, западноевропейской литературы, историю искусства по периодам; особенности выразительных средств и художественного языка театрального искусства; основные художественные стили, закономерности структурной организации произведения театрального искусства; особенности выразительных средств и художественного языка изобразительного искусства; основные художественные стили, направления, методы, школы; основные понятия безопасности жизнедеятельности; критерии здоровья; основные принципы здорового образа жизни; характеристика опасностей природного, техногенного и социального происхождения; правила, принципы и средства безопасного поведения; методику выживания в экстремальных ситуациях, основы гражданской обороны, требования безопасности жизнедеятельности в учебном процессе и профессиональной деятельности; историю, основные принципы и роль музыки в кино, периодизацию, стилистику и жанры киномузыки; теоретические основы истории материальной культуры, историю материальной культуры и хозяйственно-культурных типов, типы предметов материальной культуры; теоретические основы музыкального искусства, основные исторические периоды развития музыкальной культуры, историю отечественной и зарубежной музыки, основные этапы эволюции художественных стилей, композиторское творчество в культурно-эстетическом и историческом контексте, жанры и стили оркестровой музыки; особенности выразительных средств киноискусства: специфику кинодраматургии как области литературно-кинематографического творчества, основные этапы становления сценарной формы в отечественном и мировом кино, принципы строения сценария; специфику кинооператорского мастерства как искусства светописи, особенности работы оператора над фильмами различных видов, жанров и направлений, система выразительных средств операторского искусства: композиция кинокадра, принципы киноосвещения, колористическое решение фильма, место оператора в творческой группе фильма; основные этапы становления и развития истории звукозаписи, предпосылки появления основных звуковых форматов и технологий; принципы организации производства российской кинематографии, структуру современных технических комплексов киностудий, производящих аудиовизуальную продукцию, структуру съемочной группы и принципы межпрофессионального сотрудничества, правила внутреннего трудового распорядка, охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты; уметь: анализировать произведение киноискусства, использовать опыт мирового кинематографа при создании произведения кинодраматургии, различать произведения литературы по виду, жанру и стилю; определять время и место (принадлежность к национальной, региональной школе) их создания, автора (или школу); анализировать их форму и содержание литературного произведения, понимать характер воздействия литературы на формирование языка кино; осмыслять явления современного театрального процесса; анализировать произведение изобразительного искусства; выявить и определить наиболее опасные факторы поражения человека, принять необходимые меры к их ликвидации и уничтожению последствий их гражданской и профессиональной деятельности; прослеживать преемственные связи исторических явлений, опираясь на законы психологии художественного восприятия; учитывать и реализовывать в практической работе данные исследований об участии в художественном восприятии врожденных и приобретенных способностей человека; анализировать генезис произведения киноискусства в контексте исторического кинопроцесса; киномузыку разных стилей и различных периодов, основные имена создателей музыки для кинематографа; характеризовать временной исторический период через анализ детали объекта материальной культуры; использовать знания по теории и истории музыки при решении профессиональных задач; выстраивать технологическую цепь работы со звуком для телевидения; подготовить и организовать весь процесс звукозаписи при кино- и видео производстве; владеть: пониманием природы кинематографа как вида искусства, закономерностями развития искусства кино; связи кинематографа с исторической действительностью, с религиозными, философскими, эстетическими идеями, влияние различных видов искусства на формирование киноязыка; ориентироваться в специальной литературе; использовать систему знаний в профессиональной деятельности; производить анализ произведения кинематографа; приемами построения повествования, разработкой конфликта и применять их в создании произведения кинодраматургии; навыками анализа драматических структур на примере произведений классической и современной (русской и зарубежной) драматургии; методикой анализа спектакля и его элементов; жанрами театральной критики (рецензия, актерский портрет, проблемная статья); навыками создания художественного пространства драматического произведения; навыками комплексного, синтетического решения художественных задач с привлечением данных научных исследований как в области киноискусства, музыкального искусства, материальной культуры, так и с использованием законов художественного восприятия. |
56 |
История мирового кино История мировой литературы История театра История изобразительного искусства Безопасность жизнедеятельности История телевидения История материальной культуры Теория и история музыки. Основы кинематографического мастерства История и теория киномузыки Философия искусств |
|
|
Вариативная часть (в том числе дисциплины по выбору обучающегося) (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) |
7 |
|
|
С.3 |
Профессиональный цикл |
136 |
|
|
|
Базовая часть В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать: специфику работы современного звукорежиссера; теоретические основы профессии; выразительные средства звукозаписи, принципы и приемы звукорежиссуры, в том числе основы технологии теории и практики кинофонографии на всех технологических этапах создания аудиовизуального продукта; знать и практически осуществлять полный цикл работы со звуком в процессе создания звукового и звукозрительного образа в произведениях аудиовизуальных искусств; принципы акустических процессов в закрытых помещениях, акустическое качество помещений, методы управления акустикой помещений, общие сведения о теории электромеханического преобразования, свойства и особенности зрительного и слухового восприятия, физические основы возникновения и распространения звуковых волн, звуковых явлений, структуру слуховой системы человека, законы психоакустического восприятия звука, классификацию, акустические особенности музыкальных инструментов и человеческого голоса, связь объективных и субъективных параметров оценки акустики помещений, особенности акустики звуковых студий пост-продакшн, павильонов, компьютерное моделирование акустики помещений, пригодных для записи и работы со звуком (ателье перезаписи, монтажные комнаты, студии различного назначения), аурализацию, устройство электромузыкальных инструментов; основные требования отечественных и международных стандартов к параметрам электроакустической аппаратуры и методам их измерений; основные принципы построения электроакустической аппаратуры и назначение их основных конструктивных элементов, принципы отбора аппаратуры (микрофонов, микшерных пультов, контрольных агрегатов, стереотелефонов) для практической работы звукорежиссера; основные характеристики и параметры узлов и блоков звуковой аппаратуры; основные типы цифровой техники; современное звукотехническое оборудование студий; звукотехнические комплексы студий звукозаписи, пост-продакшн, радио- и телевещания, концертные и театральные комплексы; существующие звуковые информационные технологии, в том числе, современные звуковые форматы, используемые в современной кино- и телеиндустрии, приемы работы с соответствующей аппаратурой, основные принципы работы компьютерной звуковой станции (DAW) на базе Windows и MacOS, различные форматы аудиофайлов, принципы работы аудиоредакторов; особенности воздействия на художественное качество звука различных цифровых обработок, теоретические основы MIDI технологий; основные принципы устройства, работы и построения современных электронных приборов, используемых при записи и воспроизведении звука; основные этапы производства первичных фонограмм, технику и технологию производства первичных фонограмм в процессе съемок; технику и технологию речевого и шумового озвучания, технику, технологию и принципы современного звукового монтажа; технологию производства и технические средства реализации на финальном этапе звукотехнических работ при кино- и видеопроизводстве во всех существующих в настоящее время звукотехнических форматах, иметь представление о творческих особенностях работы звукорежиссера при перезаписи; специфику процесса реализации замысла кино и видеопроизведения в сотворчестве с кинорежиссером-постановщиком, оператором-постановщиком, художником-постановщиком, композитором и исполнителями ролей; специфику работы кинорежиссера-постановщика руководителя съемочного коллектива и организатора работы всей творческой группы, особенности восприятия звукозрительной информации из окружающей среды, влияющие на монтажную форму организации фильма во времени и в пространстве; субъективные, объективные и производственные критерии, определяющие развитие и воплощение замысла на всех этапах его формализации; протокол и параметры субъективной оценки всех видов фонограмм; особенности звучания различных видов и различных временных периодов; базовые принципы, определяющие специфику работы звукорежиссера со словом в контексте аудиовизуальных искусств, орфоэпические нормы и правила русского языка, законы речевой логики и анализа текста; составы симфонических, камерных, духовых и народных оркестров, их расположение, расстановку хоров, тембры музыкальных инструментов, акустические особенности концертных помещений в различные эпохи, специфику звучания разных жанров; особенности современного уровня развития цифровых технологий и используемого оборудования при производстве теле- и видео- продукции; ярчайшие образцы звукозрительных решений отечественного и зарубежного кинематографа, профессиональную терминологию, принципы анализа звукозрительных решений аудиовизуальных произведений, историю, теорию и критику кинофонографии; темпо-ритмические законы, физиологию речи, специфику общения с актером; уметь: мыслить звукозрительными образами, находить оптимальные по выразительности формы сочетания различных элементов звукового ряда с изображением; воплощать творческие задачи соавторов в создаваемом звуковом образе, сохранять жанровые и стилистические характеристики музыкального произведения при переносе его в фонограмму; давать исчерпывающее объяснение процессов формирования звукового поля в студийных помещениях, оценивать акустические параметры различных музыкальных инструментов и человеческого голоса, акустические свойства различных помещений, используемых для записи фонограмм аудиовизуальных произведений, их влияние на звуковой образ, оценивать технические параметры и качественные характеристики оборудования звукозаписи, воспроизведения и обработки звуковых сигналов; правильно эксплуатировать звукотехническое оборудование, используемое в профессиональной деятельности звукорежиссера, выбирать звукотехническое оборудование и проектировать электроакустический тракт исходя из творческих задач звукорежиссера, иметь представление и основные навыки по эксплуатации звукотехнического оборудования; коммутировать аналоговые и цифровые источники звукового сигнала с компьютерной звуковой станцией, пользоваться основными современными аудиоредакторами, конвертировать, импортировать и экспортировать звуковые файлы различных форматов; применять основные знания принципов устройства, работы и построения современных электронных приборов, используемых при записи и воспроизведении звука в процессе производства фонограмм для кино- и иной аудиовизуальной продукции; подбирать голосовую фактуру для реализации темы, готовить текст к работе с третьим лицом, определять и выражать ключевые фразы текста; драматургически мыслить, формировать и формализовать замысел аудиовизуальных произведений на основе источников возникновения замысла, источников формирования замысла и источников формализации замысла; концептуализировать знания, содержащиеся учебных и научных текстах; работать с композитором, режиссером; выполнять простейшие монтажные функции; анализировать кинематографический текст, в том числе с точки зрения звукозрительного решения, логично выстраивать устные и письменные тексты; владеть: базовыми практическими навыками работы со звуковой техникой; основными приемами и средствами звукорежиссуры, используемыми для формирования художественных образов; умением создания психологически комфортного климата между участниками творческого процесса; навыками применения измерительного оборудования, навыками проектирования электроакустического тракта исходя из творческих задач, методами конструирования акустического поля; навыками коммутации и настройки звукотехнического оборудования в зависимости от параметров входного сигнала; органами управления микшерного пульта; методами настройки параметров звукового оборудования; навыками работы с современными аналоговыми и цифровыми носителями; техническими средствами, используемыми при производстве фонограмм для кино- и видеопродукции; методологией анализа и оценки всех видов фонограмм; инструментарием дизайнера звука; техническими средствами, используемыми при производстве фонограмм для кино- и видеопродукции; практическими навыками использования аппаратуры первичной записи, приемами записи речевых и шумовых фактур для различных звуковых киноформатов; практическими навыками и приемами работы в условиях речевого и шумового озвучания; принципами монтажа фонограмм в электронной среде, звуковой студийной техникой для монтажа; основными навыками практической работы звукорежиссера в условиях реальной перезаписи фильма; методами драматургического конструирования; основами анализа драматургии фильмов, навыками оценки драматургии и звукозрительных решений фильмов, коммуникативной культурой; навыками речевой культуры и эмоционального слуха; навыками сведения музыки в многоканальном звуковом формате в контексте изображения; навыками самостоятельной работы с текстом, анализа текста, навыками работы с актером по решению профессиональных задач; навыками диагностики и формирования голосового портрета, методологическими знаниями и умениями, связанными с творческой самостоятельностью: восприятием и пониманием экранных произведений; методами анализа и концептуализации информации, содержащейся в научных трудах. |
128 |
Основы звукорежиссуры аудиовизуальных искусств Звукорежиссура аудиовизуальных искусств (Специальность) Акустика Звуковое оборудование Современные аудио-технологии
Физические основы звуковой электроники
Работа звукорежиссера с актером
Технология производства первичных фонограмм
Технология озвучивания
Технология монтажа фонограмм
Технология перезаписи фильма
Теория звукозрительного образа. (Основы кинорежиссуры)
Слуховой анализ Искусство речи
Искусство музыкальной фонографии
Рабочие станции для аудио
Технология и практика дизайна звука
Мастерство звукорежиссера записи музыки для аудиовизуальных искусств
Эстетика кинофонографии |
|
|
Вариативная часть (в том числе дисциплины по выбору обучающегося) (знания, умения, навыки определяются ООП вуза в соответствии с профилями подготовки) |
12 |
|
|
С.4 |
Физическая культура |
2 |
|
|
С.5 |
Практика и научно-исследовательская работа |
28 |
|
|
С.6 |
Итоговая государственная аттестация |
1 |
|
|
|
Общая трудоемкость основной образовательной программы |
300 |
|
|
_____________________________
1. Трудоемкость УЦ ООП задается с интервалом до 10 зачетных единиц.
2. Суммарная трудоемкость базовых составляющих УЦ ООП циклов C.1, C.2 и С.3 должна составлять не более 90 процентов от общей трудоемкости указанных УЦ ООП.
3. Наименование учебного цикла С.2 определяется с учетом особенности образовательной области, в которую входит данная специальность.
VII. Требования к условиям реализации основной образовательной программы специалиста
7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП подготовки специалиста, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебных и производственных практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Специализация ООП определяется высшим учебным заведением в соответствии с ФГОС ВПО и примерной ООП подготовки специалиста.
Высшие учебные заведения обязаны обновлять ООП подготовки специалиста с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги, художественно-творческие занятия) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 50 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп обучающихся не могут составлять более 30 процентов аудиторных занятий.
7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной связи с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП подготовки специалиста.
Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
7.5. ООП должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам С.1, С.2 и С.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливается вузом.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ООП и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП подготовки специалиста и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП в очной форме обучения составляет 36 академических часов.
В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.
7.8. В случае реализации ООП подготовки специалиста в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71. (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
7.10. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется: при очной форме обучения, как правило, в объеме не менее 400 часов аудиторных занятий, при этом объем практической, в том числе игровых видов подготовки, должен составлять не менее 360 часов.
7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП подготовки специалиста, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.
7.13. ООП подготовки специалиста вуза должна включать лабораторные практикумы и практические занятия по следующим дисциплинам:
Иностранный язык, практика на иностранном языке;
Психология восприятия произведений аудиовизуальных искусств;
Основы кинематографического мастерства;
Специальность (Звукорежиссура аудиовизуальных искусств);
Акустика;
Звуковое оборудование;
Современные аудиотехнологии;
Физические основы звуковой электроники;
Работа звукорежиссера с актером;
Технология производства первичных фонограмм;
Технология озвучивания;
Технология монтажа фонограмм;
Технология перезаписи фильма;
Теория звукозрительного образа (Основы кинорежиссуры);
Слуховой анализ;
Искусство речи;
Искусство музыкальной фонографии;
Рабочие станции для аудио;
Технология и практика дизайна звука;
Мастерство звукорежиссера записи музыки для аудиовизуальных искусств;
Эстетика кинофонографии;
Музыкальное оформление аудиовизуальных произведений;
Звуковой мастеринг;
Физическая культура;
все виды практик.
7.14. Наряду с установленными законодательными и другими нормативными правовыми актами, правами и обязанностями обучающиеся имеют дополнительные права и обязанности:
обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины;
обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на перезачет освоенных ранее дисциплин на основании аттестации;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.
7.15. Практика является обязательным разделом ООП подготовки специалиста. Она представляет собой форму организации учебного процесса, непосредственно ориентированную на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.
При реализации ООП подготовки специалиста по данному направлению подготовки предусматриваются учебная (ознакомительная, практика съемочной площадки, практика студии звукозаписи, телевизионная практика) и производственная практики, которые могут включать педагогическую практику.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики. Практики могут проводиться в сторонних организациях (профессиональных студиях по производству аудиовизуальной продукции, тон-студиях и других учреждениях соответствующего профиля), учебных студиях вуза или на кафедрах вуза, обладающих необходимым кадровым, творческим и научным потенциалом.
Все виды учебной практики могут проводиться в форме аудиторных и самостоятельных занятий. Производственная практика должна быть организована на базе профессиональных студий по производству аудиовизуальной продукции, тон-студий, оснащенных современным профессиональным звукотехническим оборудованием и имеющим квалифицированный штат специалистов. Педагогическая практика проводится в профильных колледжах, лицеях или других учебных заведениях среднего профессионального образования.
Аттестация по итогам практики осуществляется выпускающей кафедрой на основе отчета практиканта, утвержденного руководителем практики, и отзыва на практиканта руководителя практики.
7.16. Научно-исследовательская работа является обязательным разделом ООП подготовки специалиста. Она направлена на комплексное формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО.
При разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся:
изучать специальную литературу и другую научно-техническую информацию о достижениях отечественной и зарубежной науки и техники в соответствующей области знаний;
участвовать в проведении научных исследований или выполнении технических разработок;
осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме (заданию);
принимать участие в стендовых и промышленных испытаниях опытных образцов (партий) проектируемых изделий;
составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию);
выступить с докладом на конференции.
В отдельных случаях научно-исследовательская работа в рамках практики приравнивается к художественно-творческой работе обучающихся.
7.17. Реализация ООП подготовки специалиста должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью.
Доля преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной ООП, должна быть не менее 50 процентов, ученую степень доктора наук (в том числе степень, присваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и (или) ученое звание профессора должны иметь не менее 6 процентов преподавателей.
Преподаватели профессионального цикла должны иметь базовое образование и (или) ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. К образовательному процессу по дисциплинам профессионального цикла должны быть привлечены не менее пяти процентов преподавателей из числа ведущих специалистов профильных организаций.
Не менее 70 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени, и (или) ученое звание; ученую степень доктора наук и (или) ученое звание профессора должны иметь не менее 12 процентов преподавателей.
По данной специальности к преподавателям с учеными степенями и (или) учеными званиями приравниваются лица без ученых степеней и званий, имеющие государственные почетные звания, почетные звания в области искусства и культуры (Заслуженного деятеля искусств Российской Федерации, Заслуженного работника культуры Российской Федерации, заслуженного или Народного артиста (СССР, республик в составе бывшего СССР, России), лауреаты международных и всероссийских конкурсов, лауреаты государственных премий в сфере аудиовизуальных и экранных искусств.
До 20 процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данной специальности на должностях руководителей или ведущих специалистов более 10 последних лет.
Общее руководство содержанием теоретической и практической подготовки по специализации должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником вуза, имеющим ученую степень доктора или кандидата наук и (или) ученое звание профессора или доцента, стаж работы в образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее трех лет. К общему руководству содержанием теоретической и практической подготовки по специализации может быть привлечен высококвалифицированный специалист в соответствующей сфере профессиональной деятельности.
7.18. ООП подготовки специалиста должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) ООП. Содержание каждой из таких дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения с выполнением установленных требований по защите информации.
Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями учебной и учебно-методической литературы.
При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов обучающихся.
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - изданными за последние 10 лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся, а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений в объеме, соответствующем требованиям ООП.
Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные справочно-библиографические и периодические издания в расчете одного-двух экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящего не менее чем из пяти наименований отечественных и не менее четырех наименований зарубежных журналов.
Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.
7.19. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП по направлению подготовки (специальности) утверждает размер средств на реализацию соответствующих ООП.
Финансирование реализации ООП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения**.
7.20. Высшее учебное заведение, реализующее ООП подготовки специалиста, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
Минимально необходимый для реализации программы подготовки специалистов перечень материально-технического обеспечения включает в себя:
учебные аудитории:
учебные аудитории для проведения теоретических (лекционных, семинарских) занятий, оснащенные системами для проведения презентаций, укомплектованные специализированной учебной мебелью, техническими средствами, наглядными пособиями, литературой для теоретических дисциплин профильных модулей;
универсальные просмотровые кино и видео залами с возможностью полного дистанционного управления показом с места преподавателя;
комнаты для прослушивания, акустически обработанные в соответствии с государственным стандартом (ГОСТом) для профессиональных студий звукозаписи, оснащенные комплектами "Домашних кинотеатров" (форматы не ниже Dolby Digital 5.1 с одинаковыми широкополосными громкоговорителями и сабвуферами) и бесшумной системой проекции, звуковоспроизводящим оборудованием, профессиональными индикаторами уровня;
комплекты звукозаписывающей техники (для первичной записи звука) и иной техникой, пригодной для работы в условиях записи "чистовой" фонограммы: портативный микшерный пульт, цифровой рекордер, микрофоны "пушка", ветрозащиты, удочки размером 3,5-4,5 метров, комплекты радио-микрофонов, наушники;
учебный монтажно-тонировочный комплекс для проведения регулярного учебно-производственного процесса обучения обучающихся, оборудованный в соответствии с современными стандартами, в состав которого должны входить:
студии речевого и шумового озвучивание, аппаратные многоканального звукового монтажа для кино/видео продукции, перезапись уровня Dolby Premier во всех современных киноформатах, перезапись для видео продукции;
аппаратные форматного копирования;
учебные классы звукового монтажа;
аппаратная для мастеринга DVD;
комплекс записи киномузыки в любых формах и звуковых форматах;
телевизионный учебный комплекс (с возможностью работы в звуковых форматах, а также чистовых записей музыкальных шоу).
Все аппаратные комплексы должны отвечать стандартам профессиональных студий звукозаписи.
Кроме того необходимо наличие:
помещения для самостоятельной работы обучающихся, оснащенные компьютерной техникой с подключением к сети Интернет;
библиотеки с читальным залом;
столовой;
помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования;
отдела технических средств обучения, включающего: методический кабинет, занимающийся обеспечением обучающихся методической литературой через ее размножение различными способами; видеотеку, содержащую видеофильмы и видеозаписи дисциплин, спектаклей, видеоматериалы с записью выдающихся произведений хореографического, театрального, изобразительного и киноискусства; фонотеку с аудиозаписями выдающихся произведений музыкального искусства (при этом доля аудиозаписей музыкальных произведений XX века должна составлять не менее 40 процентов фонда) и возможностью осуществлять запись музыки; компьютерный класс с количеством рабочих мест не менее 20 с возможностью выхода в сеть Интернет;
спортивно-тренажерного зала.
Рекомендуется наличие:
кабинета дистанционного обучения.
При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в сеть Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.
При использовании электронных изданий вуз должен иметь не менее 10-ти компьютеров с выходом в сеть Интернет на 100 обучающихся очной формы обучения.
Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
VIII. Требования к оценке качества освоения основных образовательных программ подготовки специалиста
8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:
разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;
мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;
разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;
обеспечения компетентности преподавательского состава;
регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;
информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.
8.2. Оценка качества освоения ООП должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.
8.3. Конкретные формы и процедуры текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.
8.4. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.
Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями требований ФГОС ВПО по данной специальности, соответствовать целям и задачам конкретной программы подготовки специалиста и ее учебному плану. Они призваны обеспечивать оценку качества общекультурных и профессиональных компетенций, приобретаемых выпускником в соответствии с этими требованиями.
При аттестации обучающихся (текущей и промежуточной) необходимо учитывать совокупность знаний, полученных в процессе обучения и позволяющих установить качество сформированных компетенций по видам деятельности, а также степень готовности к профессиональной деятельности.
Необходимо оценивать способности обучающихся к творческой деятельности, их желание искать решения новых задач.
Помимо индивидуальных оценок должны использоваться групповые оценки и взаимооценки: рецензирование обучающимися работ друг друга, оппонирование обучающимися рефератов, курсовых работ.
Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.
8.5. Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.
8.6. Итоговая государственная аттестация выполняется на базе теоретических знаний и практических навыков, полученных обучающимся в течение всего срока обучения, и состоит из:
государственного экзамена;
защиты выпускной квалификационной работы (дипломного проекта (работы)).
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы (дипломного проекта (работы)), а также требования к государственному экзамену определяются вузом.
_____________________________
* Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
** Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-I (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280).
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 января 2011 г. N 9 "Об утверждении и введении в действие федерального... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.