Приложение N 1
Инструкция
об особенностях совершения должностными лицами таможенных органов отдельных таможенных операций в отношении товаров, происходящих и ввозимых в Российскую Федерацию из Турецкой Республики
I. Общие положения
1. Инструкция об особенностях совершения должностными лицами таможенных органов отдельных таможенных операций в отношении товаров, происходящих и ввозимых в Российскую Федерацию из Турецкой Республики (далее - Инструкция), разработана на основании Протокола между Федеральной таможенной службой (ФТС России) и Таможенным департаментом Турецкой Республики об упрощении таможенных процедур, подписанного 18 сентября 2008 г. в г. Москве, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2008 г. N 1539-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 43, ст. 4978) (далее - Протокол), в целях создания благоприятных условий для ускорения товарооборота, сокращения времени совершения таможенных операций, повышения эффективности таможенного контроля посредством использования предварительной информации на товары, происходящие из Турецкой Республики и ввозимые в Российскую Федерацию.
2. Инструкция определяет порядок действий должностных лиц таможенных органов при проведении таможенных операций и таможенного контроля товаров и транспортных средств международной перевозки, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза (далее - товары) из Турецкой Республики, в таможенных органах, расположенных в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также в таможенных органах, правомочных в соответствии с законодательством о таможенном деле в Российской Федерации принимать декларации на товары.
II. Особенности осуществления должностными лицами таможенных органов таможенных операций в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации
3. Таможенные операции, связанные с прибытием товаров на таможенную территорию Таможенного союза, и выдача разрешения на таможенный транзит осуществляются одним должностным лицом пограничного таможенного органа в приоритетном порядке.
4. Таможенные операции в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации осуществляются уполномоченным должностным лицом пограничного таможенного органа в соответствии с установленным порядком, с учетом особенностей, установленных Инструкцией.
5. После получения от перевозчика или иного заинтересованного лица документов и сведений, предусмотренных статьей 159 Таможенного кодекса Таможенного союза (Федеральный закон от 2 июня 2010 г. N 114-ФЗ "О ратификации Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 23, ст. 2796) (далее - Кодекс), комплекта документов, упакованных таможенными органами Турецкой Республики способом, исключающим их изъятие или подмену (далее - сейф-пакет), а также сведений об идентификационном номере предварительной информации, направленной таможенными органами Турецкой Республики в Единую автоматизированную информационную систему таможенных органов Российской Федерации (далее - ЕАИС) в электронной форме о товарах, предназначенных к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза (далее - предварительная информация), уполномоченное должностное лицо пограничного таможенного органа Российской Федерации:
1) формирует по идентификационному номеру предварительной информации с использованием штатных программных средств запрос о наличии в центральной базе данных ЕАИС таможенных органов (ЦБД), функционирующей в ГНИВЦ ФТС России, предварительной информации о товарах;
2) осуществляет в случае наличия в ЦБД предварительной информации о товарах проверку соответствия сведений, указанных в транспортных и товаросопроводительных документах, с полученной предварительной информацией о товарах по следующим контролируемым показателям:
наименование отправителя;
наименование получателя;
вид транспортного средства;
номер контейнера;
номер накладной;
описание товаров;
код товаров (совпадение на уровне первых 4 знаков) согласно единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее - ТН ВЭД ТС) и (или) одной из национальных товарных (товарно-статистических) номенклатур внешнеэкономической деятельности, базирующихся на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров;
вес брутто (в килограммах) либо объем (в кубических метрах) товаров, за исключением крупногабаритных грузов;
3) регистрирует прибытие товаров и транспортных средств международной перевозки на таможенную территорию Таможенного союза (далее - сообщение о прибытии товаров) посредством штатных программных средств и с использованием полученной предварительной информации о товарах в установленном порядке;
4) проводит в отношении товаров и транспортных средств международной перевозки таможенный осмотр с использованием инспекционно-досмотрового комплекса (ИДК) (при его наличии в пункте пропуска и в период его работы) в случаях:
выявления расхождений контролируемых показателей;
в иных случаях, предусмотренных системой управления рисками.
Результаты таможенного осмотра указываются в журнале регистрации сообщений о прибытии товаров в соответствии с установленным порядком. В случае отсутствия ИДК в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации уполномоченное должностное лицо пограничного таможенного органа вправе применять иные формы таможенного контроля, предусмотренные Кодексом;
5) осуществляет с использованием штатных программных средств выгрузку зарегистрированного электронного сообщения о прибытии с целью его последующего использования при оформлении таможенной процедуры таможенного транзита.
6. Формирование электронного уведомления о направлении товаров и транспортных средств международной перевозки осуществляется уполномоченным должностным лицом пограничного таможенного органа Российской Федерации с использованием зарегистрированного сообщения о прибытии товаров в общеустановленном порядке.
Оформленная транзитная декларация возвращается перевозчику или иному заинтересованному лицу вместе с документами, представленными в соответствии со статьей 159 Кодекса, и вторым комплектом документов, упакованных в сейф-пакет, для доставки в таможенный орган назначения.
Представленный перевозчиком сейф-пакет в пограничном таможенном органе Российской Федерации не вскрывается.
7. При выявлении рисков, содержащихся в профилях рисков, область риска которых распространяется на прибытие товаров, уполномоченное должностное лицо применяет соответствующие меры по минимизации риска.
Таможенный осмотр товаров и транспортных средств международной перевозки с использованием ИДК, указанный в пункте 5 настоящей Инструкции, не является обязательным, если принято решение о проведении таможенного досмотра товаров и транспортных средств международной перевозки.
III. Особенности осуществления таможенных операций при таможенном декларировании и выпуске товаров, происходящих и ввозимых из Турецкой Республики
8. Помимо документов, представленных таможенному органу назначения перевозчиком или иным заинтересованным лицом в соответствии с абзацем третьим пункта 6 настоящей Инструкции, в месте доставки перевозчик или иное заинтересованное лицо сообщает таможенному органу идентификационный номер предварительной информации.
В случае представления таможенному органу, которому осуществляется декларирование товаров, предварительной информации только в объеме, предусмотренном статьей 3 Протокола, положения настоящей главы не применяются и декларирование товаров осуществляется в общеустановленном порядке.
9. После завершения таможенной процедуры таможенного транзита осуществляется осмотр товаров, в том числе с использованием технических средств таможенного контроля.
В ходе таможенного осмотра проверяется целостность упаковки каждого грузового места и наличие на каждом грузовом месте маркировки, содержащей следующие сведения о товарах:
порядковый номер грузового места с указанием номера инвойса;
вес товаров брутто/нетто;
общее описание товаров (например: "платья женские");
код товаров согласно ТН ВЭД ТС и (или) одной из национальных товарных (товарно-статистических) номенклатур внешнеэкономической деятельности, базирующихся на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров, на уровне не менее первых шести знаков;
наименование фирмы-изготовителя, страна происхождения;
товарный знак;
количество товаров в дополнительных единицах измерения (например: "штуки", "пары");
наименование отправителя;
наименование получателя.
При отсутствии маркировки на грузовых местах, на одном или на нескольких грузовых местах должностным лицом, осуществляющим таможенный осмотр, делается запись "Отсутствует маркировка на (указывается количество) грузовых местах" в описательной части акта таможенного осмотра.
При обнаружении нарушения целостности грузового места в описательной части акта таможенного осмотра делается отметка "Целостность грузового места нарушена".
В ходе таможенного осмотра сверяются сведения на маркировке каждого грузового места со сведениями, указанными в упаковочном листе.
При совпадении сведений на маркировке каждого грузового места со сведениями в товаротранспортной накладной и в упаковочном листе должностным лицом, осуществляющим таможенный осмотр товаров, в описательной части акта таможенного осмотра проставляется отметка "Сведения совпадают". При несоответствии указанных сведений в акте таможенного осмотра проставляется отметка "Сведения на маркировке грузового места N___ (указывается порядковый номер грузового места с указанием номера инвойса) не соответствуют сведениям в документах:_________(указывается, какие именно сведения не соответствуют)".
10. Документы в запечатанном сейф-пакете, а также сведения об идентификационном номере предварительной информации передаются в подразделение таможенного органа, в котором будут производиться таможенные операции по декларированию товаров.
11. При принятии таможенной декларации уполномоченное должностное лицо таможенного органа формирует по идентификационному номеру предварительной информации с использованием штатных программных средств запрос о наличии в ЦБД, функционирующей в ГНИВЦ ФТС России, информации о товарах, поступившей из Таможенного департамента Турецкой Республики, распечатывает на листах формата А4, заверяет подписью, оттиском личной номерной печати (далее - ЛНП) и приобщает к декларации на товары.
12. После проведения операций, связанных с принятием таможенной декларации, должностное лицо таможенного органа проверяет целостность сейф-пакета. При выявлении нарушения целостности сейф-пакета должностное лицо таможенного органа проставляет отметку на оборотной стороне таможенной декларации "Целостность сейф-пакета нарушена", которую заверяет подписью, проставляет дату и оттиск ЛНП.
13. При отсутствии видимых нарушений целостности сейф-пакета должностное лицо таможенного органа вскрывает его, производит выемку вложенных документов и проверяет наличие: инвойса, транспортных (перевозочных) документов, экспортной грузовой таможенной декларации, оформленных таможенным органом Турецкой Республики. При наличии упомянутых документов на инвойсе и упаковочном листе проставляет подпись и оттиск ЛНП, при отсутствии сейф-пакета или какого-либо из перечисленных документов делает соответствующую отметку на оборотной стороне декларации на товары с проставлением подписи, даты и оттиска ЛНП.
14. После выемки документов из сейф-пакета должностное лицо таможенного органа приобщает их к таможенной декларации, сверяет все сведения о товарах с документами из сейф-пакета, а также с предварительной информацией, поступившей из ЦБД, и проверяет наличие отметок Торгово-промышленой палаты Турецкой Республики, либо органа, обладающего схожими полномочиями, на коммерческих документах, содержащих информацию о номенклатуре и фактурной стоимости товаров. В случае несоответствия указанных сведений на оборотной стороне декларации на товары проставляется соответствующая отметка.
В случае наличия отметок, в том числе в акте таможенного осмотра:
о нарушении целостности сейф-пакета;
об отсутствии сейф-пакета или какого-либо из документов, которые должны следовать с товарами в сейф-пакете;
о расхождении в документах сведений о количестве грузовых мест;
о нарушении целостности грузового места (грузовых мест);
о несовпадении сведений на маркировках грузовых мест и в представленных на эти места упаковочных листах;
о несовпадении информации, заявленной в декларации на товары, с предварительной информацией;
а также при отсутствии отметок Торгово-промышленой палаты Турецкой Республики, либо органа, обладающего схожими полномочиями, на коммерческих документах, содержащих информацию о номенклатуре и фактурной стоимости товаров, таможенные операции и таможенный контроль товаров осуществляются в общеустановленном порядке.
15. По результатам проверки документов с использованием предварительной информации должностное лицо таможенного органа указывает с использованием штатных программных средств в электронной копии декларации на товары в графе "E/J" код принятого решения:
"1" - в случае применения положений настоящей Инструкции;
"0" - в случае совершения таможенных операций и таможенного контроля в общеустановленном порядке.
16. Если в результате проведенного таможенного контроля, в том числе с учетом информации о фактурной стоимости товаров, содержащейся в предварительной информации, не установлено, что заявленная таможенная стоимость является недостоверной, а также не обнаружены основания для проведения дополнительной проверки в отношении заявленной таможенной стоимости товаров, должностное лицо таможенного органа принимает решение о принятии заявленной таможенной стоимости.
Если в результате проведенного таможенного контроля, в том числе с учетом информации о фактурной стоимости товаров, содержащейся в предварительной информации, и применения системы управления рисками принято решение о невозможности принятия заявленной таможенной стоимости, контроль таможенной стоимости товаров производится в общеустановленном порядке.
17. При выявлении рисков, содержащихся в профилях рисков, область риска которых распространяется на таможенные операции декларирования товаров, уполномоченное должностное лицо применяет соответствующие меры по минимизации рисков.
Меры по минимизации рисков в виде таможенного осмотра/досмотра товаров применяются на основе случайной выборки товарных партий с применением генератора случайных чисел.
18. В случае отсутствия расхождения сведений в предварительной информации и декларации на товары решение о выпуске товаров должно быть принято должностным лицом таможенного органа не позднее следующего дня после принятия таможенной декларации и представления необходимых документов и сведений и (или) со дня предъявления товаров таможенному органу.
IV. Заключительные положения
19. В случае осуществления таможенных операций по декларированию товаров в таможенном органе Российской Федерации, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, положения главы II Инструкции не применяются.
20. Если при осуществлении таможенных операций, проводимых в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации и (или) в таможенном органе назначения, отсутствует предварительная информация о перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза товарах, уполномоченное должностное лицо таможенного органа:
1) проверяет техническую исправность канала связи, используемого для передачи необходимой информации;
2) передает представленные перевозчиком или иным заинтересованным лицом документы для осуществления таможенных операций и таможенного контроля в соответствии с общеустановленным порядком, если канал связи функционирует в штатном режиме;
3) в случае выявления неисправности канала связи:
незамедлительно информирует соответствующие подразделения таможенного органа;
приостанавливает осуществление таможенных операций и предлагает перевозчику или иному заинтересованному лицу:
продолжить проверку сведений, представленных перевозчиком или иным заинтересованным лицом должностному лицу пограничного таможенного органа при уведомлении о пересечении товарами и транспортными средствами международной перевозки границы Российской Федерации, а также представленных для проведения таможенных операций по декларированию товаров, в соответствии с общеустановленным порядком;
продолжить проверку сведений, представленных должностному лицу пограничного таможенного органа при уведомлении о пересечении товарами и транспортными средствами международной перевозки границы Российской Федерации, а также представленных для проведения таможенных операций по декларированию товаров, после устранения технических неисправностей.