Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу Федеральной миграционной службы
от 23 июня 2006 г. N 164
Методические рекомендации
по организации воспитательной работы и повышению морально-психологического состояния сотрудников органов внутренних дел, прикомандированных к ФМС России, государственных гражданских служащих и работников
Методические рекомендации по организации воспитательной работы и повышению морально-психологического состояния сотрудников органов внутренних дел, прикомандированных к ФМС России, государственных гражданских служащих и работников разработаны во исполнение Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 10 мая 2006 года; Положения о службе в органах внутренних дел, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1; Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации"*; Трудового кодекса Российской Федерации; требований приказа МВД России от 25 сентября 2000 г. N 995 "О мерах по совершенствованию воспитательной работы в органах внутренних дел Российской Федерации"; требований распоряжения МВД России от 28 января 2006 г. N 1/612 "О повышении роли и ответственности руководителей органов внутренних дел и подразделений внутренних войск МВД России за морально-психологическое состояние в служебных и воинских коллективах", иных нормативных правовых актов.
1. Общие положения
1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях обеспечения единых подходов, требований и оценок в организации и проведении воспитательной работы начальниками подразделений, их заместителями, другими субъектами воспитательной работы в системе ФМС России.
2. Воспитательная работа является составной частью повседневной управленческой деятельности начальников управлений (отделов), посредством которой оказывается позитивное воздействие на результативность решений служебных (трудовых) задач, укрепления законности и служебной дисциплины, улучшения морально-психологического состояния сотрудников органов внутренних дел, прикомандированных к ФМС России, государственных гражданских служащих и работников**.
3. Под воспитательной работой понимается целенаправленная деятельность руководителей по формированию у сотрудников высоких профессиональных, гражданских и морально-психологических качеств, повышению уровня общей культуры, мобилизация их на эффективное выполнение служебных (трудовых) задач. Руководители всех уровней несут персональную ответственность за создание полноценной системы, пронизывающей все этапы службы - от подбора кандидата до выхода его на пенсию.
4. Цель воспитательной работы - формирование и развитие личностных качеств сотрудника как гражданина, профессионала, высоконравственной личности, обладающей качествами, обусловленными потребностями и особенностями служебной деятельности.
Цель воспитательной работы достигается и реализуется посредством решения следующих задач:
формирования государственно-правового мировоззрения сотрудников на основе государственности, патриотизма, выполнения основных требований и принципов службы;
мобилизация сотрудников на успешное решение служебных (трудовых) задач, укрепления законности и служебной дисциплины;
обеспечения дифференцированного подхода в организации и проведении воспитательной работы с разными категориями сотрудников, в первую очередь профессионального становления и формирования личности молодых сотрудников;
воспитания уважения к истории, культуре, языку, традициям народов;
воспитания у сотрудников профессиональных качеств, необходимых для осознанного выполнения служебного (трудового) долга, в т.ч. и в экстремальных условиях;
формирования здорового морально-психологического климата в коллективах;
использование возможностей общественных организаций в сфере воспитательной работы с сотрудниками;
психологического обеспечения работы с кадрами, повышение психологической устойчивости сотрудников к моральным, психологическим и физическим нагрузкам в процессе выполнения служебных обязанностей;
формирования и поддержки позитивного общественного мнения о деятельности миграционной службы, повышения авторитета и престижа профессии сотрудника миграционной службы.
5. Основными принципами воспитания сотрудников являются:
государственно-профессиональная направленность воспитания в процессе служебной деятельности; комплексный подход к воспитанию сотрудников с опорой на достижения практической психологии;
требовательное и уважительное отношение к сотруднику при опоре на положительные качества личности;
индивидуальный и дифференцированный подход с учетом индивидуально-психологических, личностных, мотивизационно-волевых качеств сотрудника;
единство, согласованность и преемственность в воспитательной деятельности субъектов воспитания.
6. Объектом воспитательной работы является личность конкретного сотрудника, отдельные категории сотрудников, коллективы сотрудников.
Особого внимания и заботы требует категория молодых сотрудников.
7. Субъектами воспитательной работы с сотрудниками выступают:
общество в целом, государственные институты и учреждения;
органы регионального и местного самоуправления;
средства массовой информации;
служебные коллективы подразделений;
различные общественные и религиозные объединения;
семьи и близкие родственники сотрудников;
организаторы воспитательной работы: начальники и их заместители;
воспитатели: непосредственные начальники; наставники; члены общественного актива подразделения.
Персональная ответственность за организацию, проведение и состояние воспитания сотрудников возложена на начальников (руководителей) подразделений (коллективов).
2. Основные направления воспитательной работы
8. Воспитательная работа осуществляется в следующих направлениях:
формирование государственно-правового мировоззрения;
профессионально-нравственное воспитание;
правовое воспитание;
патриотическое воспитание и формирование культуры межнациональных отношений;
эстетическое воспитание и др.
3. Методы и средства воспитательной работы
9. Основные методы в воспитательной работе:
а) методы изучения объектов воспитания:
целенаправленное наблюдение;
биографический метод;
изучение личности сотрудника по документам;
анализ практической деятельности;
письменные и устные опросы сотрудника;
индивидуальные (групповые) беседы с сотрудниками и др.
б) методы воспитательных воздействий:
убеждение;
пример;
упражнение;
включение в различные виды деятельности;
поощрение;
принуждение.
в) методы корректировки поведения сотрудников:
переубеждение;
переучивание;
критика и самокритика;
доверие.
10. В воспитательной работе используются следующие средства:
индивидуально-воспитательная работа;
государственно-правовое информирование сотрудников;
средства массовой информации;
культурно-массовая работа и организация досуга;
моральное и материальное стимулирование воспитательной работы.
11. Оценка результативности воспитательной работы осуществляется по:
результатам служебной (трудовой) деятельности;
состоянию законности и служебной (трудовой) дисциплины, оценке жалоб юридических и физических лиц на деятельность сотрудников;
уровню общественного престижа миграционного подразделения;
состоянию морально-психологического климата и сплоченности в коллективе;
состоянию организации психологической работы с сотрудниками;
состоянию организации социальной работы и правовой защиты сотрудников;
организации состязательности между коллективами управления (отдела) и отдельными сотрудниками;
эффективности деятельности общественных организаций в коллективе.
4. Примерные должностные обязанности прямых начальников (руководителей) как организаторов воспитательной работы с сотрудниками
12. Руководители управлений (отделов) в полном объеме осуществляют руководство всей системой воспитательной деятельности подчиненных им подразделений, а также своими заместителями.
Руководителям подразделений определить закрепление сотрудников за собой и заместителями.
13. Руководители управлений (отделов) проводят воспитательную работу в процессе:
повседневного общения с подчиненными, личных встреч, индивидуальных бесед;
проведения оперативных совещаний, собраний, подведения итогов работы, рассмотрения жалоб, разбора конфликтов;
осуществления дисциплинарной практики;
выдвижения на вышестоящую должность, зачисления в резерв кадров, представления к присвоению первоначальных, очередных и внеочередных званий (классных чинов), направления на учебу, увольнения со службы;
служебной и общественно-государственной подготовки, правового и государственного информирования сотрудников;
встреч и бесед с членами семей сотрудников;
участия в культурно-просветительных, досуговых мероприятиях, спортивных соревнованиях.
14. При организации и проведении воспитательной работы с подчиненными руководитель обязан:
осуществлять повседневное руководство воспитательной работой, определять ее основные задачи и направления в конкретный период, сроки их реализации, утверждать перспективные и текущие планы воспитательной работы подразделения, контролировать их исполнение;
обеспечить взаимосвязь планов служебной деятельности и воспитательной работы, единство требований по участию руководящего состава всех уровней в их реализации;
принимать меры по укреплению дисциплины и законности, пресечению фактов сокрытия случаев дисциплинарных проступков и нарушений законности, беспринципности в их оценке, повышению ответственности нижестоящих руководителей за этот участок работы;
отражать в служебных аттестациях и характеристиках подчиненных степень их участия в воспитательной работе с подчиненными, способность направлять и организовывать выполнение в коллективе воспитательных задач;
лично участвовать в индивидуальной воспитательной работе с подчиненными, осуществлять контроль за ее организацией и проведением руководителями нижестоящего уровня;
развивать состязательность в коллективах, заинтересованность сотрудников в добросовестном исполнении служебных обязанностей, рационально использовать моральные и материальные формы стимулирования труда сотрудников;
создавать оптимальные условия для развития наставничества в управлениях и отделах (подразделениях), активизации участия общественных организаций и общественных органов сотрудников в проведении воспитательной работы с сотрудниками;
анализировать состояние воспитательной работы и принимать меры по ее совершенствованию, использовать разнообразные формы и методы морального и материального стимулирования воспитательной работы;
организовывать отчеты руководителей подразделений об их участии в воспитательной работе с подчиненными, своевременно и адекватно оценивать их вклад в формирование здорового морально-психологического климата в служебном коллективе;
своевременно рассматривать жалобы, предложения и заявления подчиненных, членов их семей и граждан, принимать адекватные меры;
способствовать формированию общественного мнения граждан, направленного на повышение авторитета подразделений миграционной службы.
15. Обязательным объективным условием, способствующим эффективности осуществляемой руководителем воспитательной работы, является проявление постоянной заботы о социальной и правовой защите сотрудников и членов их семей, ветеранов службы, создании необходимых условий для службы, быта и отдыха сотрудников, особенно при выполнении служебных задач в чрезвычайных обстоятельствах и экстремальных условиях.
5. Организация и осуществление индивидуальной воспитательной работы с сотрудниками
16. Под индивидуально-воспитательной работой следует понимать систему целенаправленных мер индивидуального воспитательного воздействия со стороны руководителей подразделений, а также наставников на конкретную личность, с целью всестороннего изучения личных качеств, способностей, индивидуальных особенностей, интересов, потребностей, характера, темперамента, развития навыков и качеств, необходимых для успешного выполнения служебных задач, обеспечения сознательной дисциплинированности и законности в практической деятельности данного сотрудника.
17. Проведение индивидуальной воспитательной работы с подчиненными является служебной обязанностью руководителя любого уровня.
18. Индивидуальная воспитательная работа предусматривает решение следующих задач:
определение круга лиц, на которых возлагается проведение индивидуально-воспитательной работы с сотрудниками;
составление общей схемы организации индивидуальной воспитательной работы в управлении, подразделении;
разработка плана и организация обучения лиц, занимающихся индивидуально-воспитательной работой;
издание приказа по управлению (отделу) об организации индивидуально-воспитательной работы;
оказание руководящему составу методической помощи в выборе методов и средств индивидуального воспитания сотрудников;
выявление сотрудников, требующих проведения обязательной и в первоочередном порядке индивидуальной воспитательной работы (лица, недавно принятые на службу; молодые специалисты; специалисты, выполнявшие служебные задачи в Северо-Кавказском регионе; сотрудники, стоящие в резерве на выдвижение или назначенные на вышестоящую должность, имеющие низкие показатели в служебной деятельности, допускающие нарушения служебной дисциплины);
осуществление анализа, контроля состояния и результативности индивидуальной воспитательной работы;
обобщение и распространение положительного опыта индивидуальной воспитательной работы.
19. Планирование и учет результатов индивидуальной воспитательной работы отражается в дневниках (журналах) индивидуальной воспитательной работы.
6. Организация и проведение воспитательной работы по формированию государственно-правового мировоззрения сотрудников
20. Государственно-правовое мировоззрение сотрудников - это система обобщенных взглядов и воззрений на роль и функции государства в обществе, место ФМС России в системе государственной власти и управлении, значимость деятельности сотрудников в выполнении служебных задач, а также обусловленные этими взглядами убеждения и принципы деятельности сотрудников.
21. Основные средства формирования государственно-правового мировоззрения в процессе организации и проведения воспитательной работы с сотрудниками:
общественно-государственная подготовка;
информирование по вопросам права, экономики, политики, культуры;
лекционная работа;
наглядная агитация;
научно-практические и научно-теоретические конференции, семинары.
22. Общественно-государственная подготовка организуется начальниками и проводится в служебное время. Учебный год для сотрудников органов внутренних дел, прикомандированным к ФМС России, заканчивается проведением итоговых занятий и принятием зачетов по изучаемым темам.
23. Руководители при организации общественно-государственной подготовки обязаны:
планировать работу;
подобрать руководителей групп общественно-государственной подготовки, организовать их обучение методике проведения занятий;
привлекать к проведению отдельных занятий преподавателей образовательных учреждений;
осуществлять материально-техническое обеспечение учебного процесса;
добиваться максимального охвата сотрудников этими занятиями;
стимулировать труд руководителей групп общественно-государственной подготовки.
7. Организация и проведение профессионально-нравственного воспитания сотрудников
24. Проведение профессионально-нравственного воспитания сотрудников представляет собой целенаправленный процесс по формированию высоких профессиональных и моральных качеств.
25. Профессионально-нравственное воспитание направлено на:
воспитание у сотрудников преданности служебному долгу, честного и добросовестного отношения к выполнению своих профессиональных обязанностей, убежденности и необходимости строгого соблюдения профессионально-нравственных норм;
развитие потребности в систематическом повышении профессионального мастерства, деловой квалификации, выполнению служебных задач, соблюдение профессиональной бдительности;
воспитание дисциплинированности, настойчивости и непреклонности в достижении цели, инициативы, самостоятельности, творческого отношения к выполнению своих профессиональных обязанностей;
соблюдения в жизни и на службе норм морали: чести, справедливости, неподкупности, терпимости, принципиальности, доброжелательности, культуры общения и коммуникабельности, уважения прав человека и гражданина;
привитие сотрудникам чувства коллективизма, добросовестного отношения к выполнению служебных обязанностей, готовности к взаимопомощи, непримиримости к фактам нарушений правовых и нравственных норм;
предупреждение профессиональной деформации сотрудников.
8. Организация и проведение воспитательной работы по укреплению законности и служебной дисциплины
26. Неуклонное соблюдение законности является основополагающим принципом деятельности миграционных подразделений.
Сущность законности состоит в точном и неуклонном исполнении законов и подзаконных актов всеми сотрудниками миграционной службы.
27. Под служебной дисциплиной понимается неукоснительное соблюдение сотрудниками законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России, приказов и распоряжений ФМС России, указаний прямых начальников.
28. Организаторами воспитательной работы по укреплению законности и служебной дисциплины являются начальники всех уровней, сотрудники кадровых аппаратов.
29. Основными направлениями воспитательной работы по укреплению законности и служебной дисциплины являются:
а) формирование правовой культуры сотрудников, содержание которой включает в себя правовые знания, правовые установки и убеждения, правомерные действия;
б) постоянный контроль руководителей за деятельностью подчиненных сотрудников путем:
четкой регламентации повседневной деятельности сотрудников по месту и времени службы;
регулярных проверок соблюдения правил ношения форменной одежды;
поддержания субординации между сотрудниками;
проверок знаний сотрудниками своих должностных обязанностей и нормативных актов;
формирование у сотрудников устойчивых привычек соблюдать организованность, дисциплину, быть исполнительным и иметь безупречное поведение;
в) применение к сотрудникам мер материального и морального стимулирования.
Эффективность дисциплинарной практики достигается (применение мер поощрения и дисциплинарного взыскания):
формированием единого и согласованного подхода руководителей различных уровней в применении дисциплинарной власти;
постоянным обучением руководителей обоснованному и целесообразному применению дисциплинарных прав;
соразмерностью дисциплинарных мер совершенному проступку;
индивидуализацией дисциплинарной ответственности с учетом особенностей личности сотрудника, его прежнего поведения.
9. Организация эстетического воспитания сотрудников и проведение культурно-просветительной работы
30. Эстетическое воспитание направлено на формирование и развитие разносторонней эмоционально-чувственной сферы и духовного мира сотрудников.
31. Культурно-просветительная работа призвана формировать у сотрудников общую и профессиональную культуру, приобщать его к лучшим образцам отечественной и мировой культуры и искусства.
10. Организация и проведение патриотического воспитания, формирование культуры межнациональных отношений
32. Патриотическое воспитание и культура межнациональных отношений направлены на формирование и развитие личности сотрудника, обладающего качествами гражданина-патриота России, ответственного за судьбу страны и способного уважать представителей других наций и народов, успешно выполнять профессиональные обязанности в обычных и особых условиях.
11. Организация взаимодействия руководящего состава с общественными объединениями сотрудников
33. Руководящий состав управлений, подразделений обязан взаимодействовать со следующими объединениями (при их наличии):
с общественными объединениями (профсоюзными организациями, Всероссийским физкультурно-спортивным обществом "Динамо", ветеранским советом ФМС России, Ассоциацией ветеранов боевых действий органов внутренних дел и внутренних войск МВД России, Ассоциацией сотрудников МВД России и военнослужащих внутренних войск - ликвидаторов катастрофы на Чернобыльской АЭС и др.);
с органами общественной самодеятельности.
12. Обеспечение правовой и социальной защиты сотрудников, ветеранов и членов их семей
34. Состояние правовой и социальной защищенности сотрудников и членов их семей является объективным фактором, в значительной мере влияющим на результативность воспитательной работы с сотрудниками.
35. Правовая защита сотрудников - деятельность представительных, исполнительных и судебных органов Российской Федерации, органов управления и должностных лиц по обеспечению реализации сотрудниками своих политических и гражданских прав, пользованию материальными и духовными благами или адекватной компенсацией их законного ограничения.
36. Социальная защищенность сотрудников и членов их семей - гарантированность осуществления их прав и свобод, удовлетворение материальных и духовных потребностей, предоставление льгот и компенсаций за особые условия службы, защиту от произвола, грубости, посягательства на жизнь и здоровье, а также на их имущество.
37. Решение задач по обеспечению социальной защиты сотрудников, ветеранов и членов их семей, в защите их прав и законных интересов в случае правового преследования, получения ими в полном объеме законодательно установленных льгот, гарантий и компенсаций занимаются начальники управлений (подразделений), представители кадровых, юридических и тыловых структурных подразделений.
Правовая и социальная защита осуществляется по направлениям:
изучение с сотрудниками законодательства, нормативных правовых актов, регламентирующих их социальную и правовую защиту;
проведение систематического анализа социальных условий и состояния правовой защищенности сотрудников;
изучение причин и условий, способствующих нарушениям прав и законных интересов сотрудников, разработка и внесение предложений по их предупреждению;
проведение работы по предупреждению нарушений прав и законных интересов сотрудников, а в случае допущения нарушений, немедленное их устранение;
использование возможностей профсоюзов по внесению предложений по защите интересов сотрудников; социальной помощи и поддержки сотрудников и членов их семей;
организация и проведение работы, направленной на обеспечение сотрудников жильем, охрану здоровья, медицинскую помощь, обеспечение путевками в дома отдыха, санатории, выплаты по обязательному государственному страхованию, своевременное и в полном объеме получение денежного содержания;
внесение предложений по правильному использованию средств материального и морального стимулирования за службу в горячих точках, в экстремальных, опасных для жизни и здоровья условиях, сверхурочную работу;
оказание помощи в оформлении документов на пенсионное обеспечение семьям погибших сотрудников;
использование в благотворительных целях специальных общественных фондов для социальной помощи, поддержки сотрудников и членов их семей;
поддержка ветеранского движения, оказание помощи советам ветеранов в социальной и правовой защите пенсионеров.
13. Организация и проведение воспитательной работы с сотрудниками, выполняющими служебные задачи в чрезвычайных обстоятельствах, экстремальных условиях и ситуациях
38. Воспитательная работа с сотрудниками по подготовке к выполнению служебных (трудовых) задач и в ходе действий при чрезвычайных обстоятельствах и в экстремальных условиях представляет собой комплекс мероприятий, согласованных по целям, задачам, последовательности их выполнения, привлекаемым силам и средствам, которые проводят начальники по развитию профессиональных навыков и умений, формированию и поддержанию у сотрудников высокого морального духа, устойчивого морально-психологического состояния, других профессиональных и морально-психологических качеств.
Осуществляется во взаимодействии с социальным, тыловым, техническим и другими видами обеспечения служебной деятельности.
______________________________
* Собрание законодательства Российской Федерации 2004, N 31, ст. 3215; 2006, N 6, ст. 636
** Далее - "сотрудники"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.