Пояснительная записка
к проектам федеральных законов N 557184-5 "Об инвестиционном товариществе" и N 557192-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об инвестиционном товариществе"
Досье на проект федерального закона
Законопроект разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации Правительству Российской Федерации по итогам заседания Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России от 27 июля 2010 г. (протокол от 1 августа 2010 г. N Пр-2279), в соответствии с которым необходимо обеспечить "развитие законодательства, регламентирующего способы организации коллективных инвестиций без образования юридического лица.
В настоящее время в российском законодательстве отсутствуют приемлемые для инвестиционного сообщества договорные организационно-правовые формы осуществления коллективной инвестиционной деятельности, учитывающие особенности реализации венчурных (особо рисковых) бизнес-проектов. Имеющиеся в российском праве конструкции, которые могут использоваться для целей коллективной инвестиционной деятельности, в том числе в венчурных проектах, не в полной мере отвечают потребностям российских и зарубежных инвесторов, а также мировой практике венчурного инвестирования.
Так, наиболее близким аналогом распространенной за рубежом формы коллективного инвестирования - limited partnership - в российском праве является товарищество на вере (коммандитное товарищество), которое предоставляет своим участникам (полным товарищам и коммандитистам) различный объем прав и тем самым приближает характер деятельности такого товарищества к инвестиционным правоотношениям. В соответствии со ст. 82 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) товариществом на вере (коммандитным товариществом) признается товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеются один или несколько участников - вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.
Несмотря на наличие ряда преимуществ данной организационно-правовой формы (в том числе возможность поэтапного увеличения складочного капитала (commitments), возможность привлечения вкладчиков к участию в управлении товариществом и др.) товарищество на вере не лишено и ряда недостатков, которые снижают его привлекательность в качестве потенциальной формы (института) коллективного инвестирования, а именно:
- императивное правило о возможности быть полным товарищем только в одном товариществе на вере (это автоматически исключает возможность создания "пула" инвестиционных фондов под управлением одного управляющего, что является неотъемлемым свойством венчурной инвестиционной деятельности);
- невозможность определения в договорном порядке в отношении вкладчиков иных положений, кроме совокупного размера вкладов (в том числе невозможность определять размер и порядок изменения долей вкладчиков, состав, сроки и порядок внесения ими вкладов, их ответственность за нарушение обязанностей по внесению вкладов, право на непропорциональную доле часть прибыли и пр.);
- невозможность ограничения права на выход из товарищества полных товарищей (в любой момент времени, заявив об отказе от участия в товариществе), а также вкладчиков (после окончания финансового года*).
О значении недостатков правового регулирования товарищества на вере свидетельствует отказ инвестиционного и бизнес-сообщества от их использования не только в венчурной, но и вообще в предпринимательской деятельности. Так, всего с момента введения в российское законодательство организационно-правовой формы товарищества на вере (1994 г.) в России было зарегистрировано всего 680 товариществ на вере, при этом количество реально функционирующих из этого числа товариществ на вере неизвестно.
Второй организационно-правовой формой, получившей некоторое распространение в качестве института коллективного инвестирования в Российской Федерации, в том числе в венчурной сфере, является договор простого товарищества (договор о совместной деятельности), согласно которому двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели.
Основным преимуществом договора о совместной деятельности является отсутствие двойного налогообложения, что обусловлено договорной природой товарищества, которое не является юридическим лицом. К иным достоинствам данной формы относятся: законодательно не ограниченные возможности по определению видов и размеров вкладов, определению доли участия в общем
имуществе и порядка распределения прибыли и убытков, по структурированию и управлению деятельностью простого товарищества, допустимость поэтапного внесения вкладов (commitments), а также минимальные, контролируемые товарищами издержки, связанные с обеспечением деятельности простого товарищества.
Несмотря на это, нормы гл. 55 Кодекса о простом товариществе (договоре о совместной деятельности) не в полной мере адаптированы к нуждам реализации бизнес-проектов в инновационной сфере и запросам инвесторов. Так, ключевым недостатком конструкции договора простого товарищества следует признать установленную п. 2 ст. 1047 ГК Российской Федерации солидарную ответственность всех товарищей по всем общим обязательствам независимо от оснований их возникновения. Солидарная ответственность означает, во-первых, что кредитор простого товарищества вправе требовать исполнения обязательства как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга; во-вторых, что кредитор, не получивший управляющего удовлетворения от одного из солидарных должников, имеет право требовать недополученное от остальных солидарных должников; в-третьих, что солидарные должники остаются обязанными до тех пор, пока обязательство не исполнено полностью, и, наконец, в-четвертых, что ответственность любого из товарищей не зависит от размера и не ограничена стоимостью его вклада в общее дело (ст. 325 Кодекса). Кроме того, нормы Кодекса об ответственности товарищей, осуществляющих предпринимательскую деятельность, являются императивными, т.е. не могут быть изменены по соглашению сторон. Такая ситуация не соответствует интересам потенциальных инвесторов, которые в связи с данным правовым регулированием договора простого товарищества вынуждены принимать на себя не только инвестиционные, но и повышенные предпринимательские риски (п. 1. ст. 2 Кодекса).
Установленный Кодексом порядок выхода любого из участников договора простого товарищества не позволяет говорить о возможности понуждения инвестора вполне и в срок выполнить свои инвестиционные обязательства. Так, участник договора простого товарищества, заключенного без ограничения срока действия, вправе в одностороннем порядке отказаться от договора (ст. 1051 Кодекса). При этом отказ от этого права ничтожен. В случае, если договор простого товарищества заключен на определенный срок, либо по достижении определенной цели выход любого товарища также не ограничивается, хотя и сопряжен с рядом неблагоприятных для него последствий (возмещение в составе убытков только реального ущерба, а не упущенной выгоды) и необходимостью мотивировать свой выход "уважительной причиной" (ст. 1052 ГК Российской Федерации). Попытки ограничить возможности выхода из срочного или целевого договора простого товарищества определением в нем перечня таких "уважительных причин" не будут являться основанием для того, чтобы суд по иску выходящего участника не признал уважительными иных обстоятельств.
Существуют серьезные ограничения на субъектный состав договора простого товарищества, заключаемого для предпринимательских целей. Так, согласно ст. 1041 Кодекса сторонами договора простого товарищества, заключаемого для осуществления предпринимательской деятельности, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации. Несмотря на то, что данное положение вполне обоснованно, его императивный характер исключает из числа возможных участников инвестиционного процесса в данной организационно-правовой форме практически все государственные институты развития, поскольку большинство из них существуют в формах некоммерческих организаций (например, государственная корпорация), а также пенсионные фонды, которые в международной практике традиционно выступают основными институциональными инвесторами в венчурной среде.
Вместе с тем инновационный путь развития, провозглашенный высшим руководством страны как приоритетный сценарий дельнейшего развития национальной экономики, невозможен без привлечения необходимого объема не только государственных, но и частных инвестиционных средств, в том числе иностранных.
В условиях, когда государственные инвестиционные средства, выделенные на поддержку развития инновационной экономики, либо ограничены, либо сконцентрированы на крупных, "общестрановых" проектах, основной задачей становится создание условий, стимулирующих самостоятельное, инициативное поведение инвестиционного и предпринимательского сообщества для реализации малых и средних инновационных бизнес-проектов.
Учитывая специфический и разнообразный характер деятельности в области коллективного инвестирования в инновационной сфере, представляется необходимым создание в российском праве специальной разновидности договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) - инвестиционного товарищества - договора, заключаемого исключительно для совместного (коллективного) осуществления инвестиционной деятельности.
Конструкция инвестиционного товарищества, вводимая законопроектом, максимально приближена по своему характеру и правовой природе к одной из самых распространенных и приемлемых для инвесторов форм коллективного венчурного инвестирования за рубежом - limited partnership (ограниченное партнерство), отличительные признаки которого следующие:
- одновременное участие в договоре не менее двух лиц, одно из которых является полным партнером (general partner), как правило, венчурной компанией (private equity firm), осуществляющей приобретение активов в инновационной сфере и управление ими до тех пор пока, они не будут проданы, а другое - вкладчиком-инвестором (limited partner), ответственность и права на участие в управлении партнерством которого ограничены;
- limited partner не имеет возможности выйти из договора или иным образом отказаться от исполнения принятых на себя обязательств, связанных с поступательным предоставлением инвестиционных средств (commitments) в течение инвестиционного периода;
- возможности одновременного участия general partners и limited partners в нескольких партнерствах законодательно не ограничены.
Законопроект разработан с учетом анализа и адаптации к российской континентальной системе права Единообразного закона США о партнерстве с ограниченной ответственностью (Uniform Partnership Act Ch.614 Limited Liability Partnerships), Закона Великобритании о партнерстве с ограниченной ответственностью 1907 г., Закона о совместных фондах развития (Pooled Development Funds Act) - (Австралия, 1992 г.).
Правовое регулирование договора об инвестиционном товариществе по законопроекту позволит ему занять своего рода промежуточное положение между товариществом на вере и договором о совместной деятельности, обеспечив сохранение их в неизменном виде и возможность дальнейшего применения для всех тех целей, для которых они пригодны и могут быть использованы. Одновременно с этим при объединении положительных свойств договора простого товарищества и товарищества на вере в конструкции договора инвестиционного товарищества будут устранены сопутствующие недостатки существующего законодательства, присущие указанным институтам, а также имеющиеся искусственные препятствия и ограничения, которые сдерживают их использование в качестве института коллективных инвестиций.
Основным принципом правового регулирования договора об инвестиционном товариществе по законопроекту является внедрение в его конструкцию максимального количества диспозитивных возможностей для участников устанавливать удобные им для данного конкретного инновационного или иного бизнес-проекта или случая правила. Такой подход одновременно позволяет использовать вводимую проектом конструкцию договора инвестиционного товарищества для осуществления совместной деятельности не только в венчурных, но и в иных бизнес-проектах (с учетом установленных законопроектом ограничений), требующих объединения имущества и/или управленческих и организационных усилий для осуществления совместной деятельности и достижения положительного экономического эффекта.
Таким образом, основной целью законопроекта является создание правовых условий для развития инновационной экономики России на основе реализации бизнес-проектов с использованием специальной, соответствующей мировым стандартам организационно-правовой формы коллективного инвестирования - договора об инвестиционном товариществе. Целями законопроекта являются:
- повышение эффективности и качества правового регулирования общественных отношений, складывающихся в связи с осуществлением коллективной инвестиционной деятельности;
- обеспечение надлежащих, соответствующих мировым стандартам прав коллективных инвесторов в существующих условиях российской экономической и правовой действительности;
- гармонизация законодательства Российской Федерации о коллективных инвестициях с лучшей международной практикой правового регулирования, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами осуществления коллективной инвестиционной деятельности;
- обеспечение комплексного, системного подхода к правовому регулированию коллективной, в том числе венчурной, инвестиционной деятельности;
- создание устойчивых организационно-правовых условий для широкого привлечения инвестиционных средств в реализацию бизнес-проектов, в том числе в инновационной сфере с использованием форм (институтов) коллективных инвестиций, в том числе с софинансированием со стороны государственных институтов развития.
Необходимость принятия и актуальность законопроекта обусловлены в том числе потребностями российских и зарубежных венчурных инвесторов, несовершенством имеющихся в российском законодательстве организационно-правовых форм для осуществления коллективной инвестиционной деятельности, а также современными требованиями возобновления экономического роста, неразрывно связанными со становлением инновационной экономики.
Предметом правового регулирования законопроекта являются отношения, возникающие в связи с заключением, исполнением и прекращением специальной разновидности договора простого товарищества - инвестиционного товарищества, на основе которого могут объединяться средства нескольких инвесторов и/или организационно-управленческие и предпринимательские усилия для реализации бизнес-проектов, прежде всего в сфере инновационной экономики.
Действие законопроекта будет распространяться на следующий круг лиц:
- физические лица, выступающие в качестве индивидуальных предпринимателей, юридические лица, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющие совместную инвестиционную деятельность с использованием договора об инвестиционном товариществе в соответствии с законом;
- иностранные юридические лица в соответствии с применимым законодательством;
- органы государственной власти, уполномоченные на осуществление государственного регулирования в установленной сфере деятельности.
Законопроект определит особенности прав и обязанностей вышеуказанных лиц в процессе возникновения, изменения и прекращения договора об инвестиционном товариществе, заключаемого для осуществления совместной инвестиционной деятельности.
Законопроект устанавливает следующие ключевые особенности правового регулирования договора об инвестиционном товариществе:
наличие в договоре об инвестиционном товариществе двух категорий участников - управляющих товарищей и обычных товарищей с различным объемом прав и обязанностей, а также с различным объемом ответственности;
невозможность внесения обычными (неуправляющими) товарищами вклада в общее дело не в денежной форме;
отсутствие ограничений на участие как управляющих товарищей, так и обычных товарищей в нескольких договорах инвестиционного товарищества;
ограничения по участию в договоре инвестиционного товарищества для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями;
отсутствие ограничений по участию в договоре инвестиционного товарищества коммерческих юридических лиц, в том числе иностранных юридических лиц и иностранных организаций, не являющихся юридическими лицами по иностранному праву (с учетом требований применимого законодательства), а также некоммерческих организаций (с учетом их правоспособности);
возможность для управляющего товарища являться одновременно и обычным товарищем, и наоборот;
полная солидарная ответственность всех участников договора по общим внедоговорным обязательствам, а также по договорным обязательствам, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности;
ограниченный объем ответственности обычных (неуправляющих) товарищей по общим договорным обязательствам, связанным с осуществлением предпринимательской деятельности (перед кредиторами, осуществляющими предпринимательскую деятельность) в пределах стоимости их вкладов в общее дело и пропорционально им;
возможность (по условиям договора об инвестиционном товариществе) создания товарищами инвестиционного комитета для целей коллективного участия в ведении общих дел;
невозможность для товарища требовать расторжения договора инвестиционного товарищества, заключенного с указанием срока или с указанием цели в качестве отменительного условия в отношениях между собой и остальными товарищами по уважительной причине;
введение особенностей в порядке выдела доли товарища по требованию его кредитора (введение возможности перевода на кредитора прав и обязанностей должника по договору инвестиционного товарищества);
введение механизмов коллективного ведения общих дел управляющими товарищами (в случае, если управляющих товарищей в договоре несколько);
возможность определения в условиях договора об инвестиционном товариществе различного объема прав и обязанностей управляющих товарищей и обычных товарищей, различного порядка и условий приема новых товарищей, выхода старых, различных условий распределения прибыли и голосов при принятии решений в отношении осуществления совместной инвестиционной деятельности, а также иных условий, необходимых в связи с различными условиями реализации инвестиционных бизнес-проектов в инновационной сфере;
введение обязательного нотариального удостоверения договора инвестиционного товарищества и всех приложений к нему, включая политику ведения общих дел (инвестиционную декларацию), соглашений участников договора о полной и/или частичной уступке своих прав по договору инвестиционного товарищества, а также доверенности на ведение общих дел;
введение возможности полной или частичной уступки прав по договору инвестиционного товарищества, в том числе путем отчуждения права на получение прибыли по договору инвестиционного товарищества.
В правовой конструкции договора инвестиционного товарищества будет обеспечена реализация следующих требований, предъявляемых к организационно-правовым формам коллективных инвестиций как иностранными, так и российскими инвесторами:
отсутствие двойного налогообложения;
ограниченная ответственность части участников договора (товарищей, не являющихся управляющими) по общим договорным обязательствам, связанным с осуществлением предпринимательской деятельности в пределах стоимости общего имущества;
возможность ограничения договором размера совокупных инвестиций в одну компанию (проект);
обеспечение возможностей поэтапного внесения вкладов в общее дело (commitments) и санкций за их невыполнение;
возможность (по условиям договора) смены управляющего товарища по требованию обычных товарищей;
возможность (по условиям договора) организации инвестиционного комитета в качестве института разработки грамотной инвестиционной политики (порядка ведения общих дел);
возможность (по условиям договора) получения управляющим товарищем вознаграждения в различной форме, в том числе фиксированного дохода и/или доли в прибыли;
невозможность произвольного выхода (выдела доли) участников по их инициативе из договора инвестиционного товарищества в течение заранее установленного срока или до достижения установленной договором цели;
максимально возможное в условиях российской действительности обеспечение конфиденциальности информации о договоре инвестиционного товарищества для третьих лиц;
возможность управления издержками, связанными с ведением общих дел со стороны участников договора;
возможность (по условиям договора) для заключения его как на определенный срок (не более 15 лет**), так и с указанием цели в качестве отменительного условия;
возможность введения запрета на аффилированность управляющих товарищей и реципиентов инвестиций по договору об инвестиционном товариществе (запрет на вложения управляющими товарищами собственных средств в реципиентов инвестиций инвестиционного товарищества);
возможность (по условиям договора) установления договором об инвестиционном товариществе минимального размера вклада в общее дело ("входной порог");
введение возможности (по условиям договора) для внесения управляющим товарищем в качестве вклада в общее дело как любых видов имущества, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку, так и исключительно управленческих навыков (репутации, опыта и деловых связей и пр.);
введение ограничений по видам сделок управляющего товарища, совершаемых от имени всех товарищей (приобретение и/или отчуждение акций (долей) хозяйственных обществ и товариществ, а также финансовых инструментов срочных сделок, не обращающихся на организованном рынке).
Принятие законопроекта будет способствовать созданию правовых условий прежде всего для развития инновационной экономики, реализации бизнес-проектов в инновационной сфере, активизации коллективной инвестиционной деятельности российских и зарубежных инвесторов.
Закон обеспечит исполнение поручения Президента Российской Федерации, восполнит пробелы правового регулирования и устранит недостатки имеющихся организационно-правовых форм организации коллективной инвестиционной деятельности, препятствующие их широкому применению, в том числе в венчурных проектах.
Принятие законопроекта позволит создать специальную систему норм, соответствующих мировым стандартам осуществления коллективной инвестиционной деятельности в инновационной, в том числе венчурной, сфере, обеспечить возможности широкого использования договора инвестиционного товарищества, не препятствуя использованию имеющихся в гражданском законодательстве Российской Федерации альтернативных конструкций.
Реализация законопроекта будет способствовать укреплению доверия российского и международного инвестиционного сообщества к российской правовой системе, что создаст благоприятные условия прежде всего для венчурного инвестирования в инновационные бизнес-проекты.
_____________________________
* Деятельность венчурного фонда никогда не ограничивается финансовым годом.
** Установление ограниченного срока для деятельности венчурных институтов коллективного инвестирования используется в международной практике в связи с особенностями реализации венчурных бизнес-проектов в инновационной сфере, а также в связи с необходимостью введения возможности ограничить произвольный выход или уступку прав и обязанностей по договору.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "Об инвестиционном товариществе"
Введение в действие Федерального закона "Об инвестиционном товариществе" не потребует выделения дополнительного финансирования, в том числе из средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "Об инвестиционном товариществе"
Принятие Федерального закона "Об инвестиционном товариществе" потребует изменения следующих актов федерального законодательства:
1) Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая);
2) Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая);
3) Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая);
4) Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.