Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 548475-5 "О внесении изменения в статью 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих"
Досье на проект федерального закона
Настоящий проект федерального закона подготовлен в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2009 г. N ВП-П12-3920 в целях усиления социальной защиты военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, ставших инвалидами вследствие военной травмы (увечья либо заболевания, полученных при исполнении обязанностей военной службы), и членов их семей и семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, путем предоставления им права на ежемесячное возмещение вреда.
Действующее законодательство предусматривает возмещение военнослужащим вреда, причиненного их жизни и здоровью при исполнении обязанностей военной службы, лишь путем предоставления единовременных страховых выплат и установления надбавки к пенсии, что ставит их в худшее положение как в сравнении с лицами, которым возмещение вреда осуществляется по нормам Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", гарантирующим страховое обеспечение не только в виде единовременной страховой выплаты, но и в виде ежемесячных страховых выплат и оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного, так и с теми военнослужащими, виновный в причинении вреда здоровью которых установлен, либо в отношении которых существует специальное регулирование (военнослужащие, пострадавшие вследствие радиационного воздействия).
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 11 июля 2006 г. N 276-0 установил, что часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации, введенная в действие с 1 марта 1996 г., предусматривая, что возмещение вреда, причиненного гражданину в период исполнения им обязанностей военной службы, наряду со страховыми выплатами, специальным пенсионным обеспечением и мерами социальной защиты и поддержки, может осуществляться и по правилам гражданского законодательства, тем самым расширяет объем и характер исполнения государством обязанности в области правовой защиты военнослужащих в случае причинения вреда их жизни и здоровью при исполнении ими обязанностей военной службы.
Обязанности, возлагаемые на военнослужащих, предполагают необходимость выполнения ими поставленных задач в любых условиях, в том числе и сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, что, в свою очередь, влечет обязанность государства по материальному обеспечению и компенсации в случае причинения вреда жизни и здоровью.
Далее Конституционным Судом Российской Федерации указывается, то конституционные права данной категории граждан нарушаются отсутствием надлежащего механизма возмещения вреда, сопоставимого по объему и характеру с существующими и применяемыми в отношении тех граждан, вред которым подлежит возмещению как по правилам, предусмотренным главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации, так и специальным законом, в частности для граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие техногенных катастроф, и оценивается это как создание законодателем необоснованной дифференциации возмещения вреда, причиненного здоровью человека.
В связи с тем, что инвалидность вследствие военной травмы связана с исполнением военнослужащими обязанностей военной службы, установление данным лицам права на возмещение вреда должно быть осуществлено в рамках правового регулирования статуса военнослужащих.
Исходя из конституционных принципов справедливости и соразмерности, а также гарантирования равных прав всем военнослужащим, независимо от размера денежного довольствия, возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие военной травмы, предлагается установить по аналогии с гражданами, пострадавшими вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в твердых размерах, зависящих от группы инвалидности.
Исчисление денежных сумм в возмещение вреда из заработка (денежного довольствия) в силу разницы в размерах денежного довольствия (размер денежного довольствия военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, ничтожен) приведет к социальному неравенству между личным составом, проходившим военную службу по призыву, и личным составом, проходившим военную службу по контракту.
Кроме того, законопроектом предусматривается сохранить выплаты сумм возмещения вреда, установленные судебными решениями в больших размерах, чем предусмотрено законопроектом, до момента приобретения указанными лицами права на компенсации, установленные законопроектом в больших размерах, чем по судебным решениям.
Поскольку законодательством Российской Федерации (Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС") для членов семей, находившихся на иждивении погибшего (умершего), предусмотрены ежемесячные выплаты в возмещение вреда, законопроектом предусматривается распространить данную норму на членов семьи военнослужащего, указанных в пункте 2 статьи 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
В этой связи законопроектом предусматривается, что в случае смерти (гибели) инвалида вследствие военной травмы каждому члену его семьи, указанному в названном пункте 2, выплачивается ежемесячная денежная компенсация, которая рассчитывается путем деления ежемесячной денежной компенсации, установленной для инвалида соответствующей группы, на количество членов семьи (включая умершего (погибшего) военнослужащего или гражданина, ставших инвалидами).
Поскольку Гражданским кодексом Российской Федерации предусмотрено как право на ежемесячные выплаты в возмещение вреда, причиненного здоровью, так и на ежемесячные выплаты в возмещение вреда вследствие наступления смерти кормильца, в настоящее время ежемесячные выплаты в возмещение вреда членам семей погибших военнослужащих назначаются судебными органами в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом различными судебными органами применяется различный порядок определения ежемесячных платежей. В связи с этим в судебном порядке устанавливаются различные суммы, размер которых в ряде случаев превышает размер денежного довольствия, получаемого военнослужащим при жизни, что противоречит самому принципу возмещения вреда. Аналогичная ситуация складывалась с инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и членами семей чернобыльцев до принятия Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ, установившего ежемесячные выплаты в возмещение вреда в фиксированных суммах.
В целях исключения таких случаев и установления единообразного порядка возмещения вреда законопроектом предлагается в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы (увечья либо заболевания, полученных при исполнении обязанностей военной службы), каждому члену его семьи, указанному в пункте 2 настоящей статьи, выплачивать ежемесячную денежную компенсацию, которая рассчитывается путем деления ежемесячной денежной компенсации, установленной настоящим пунктом для инвалидов I группы, на количество членов семьи (включая погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина).
При этом указанный порядок исчисления ежемесячной денежной компенсации для членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего (гражданина, призванного на военные сборы) обусловлен, в первую очередь, безвременной утратой семьей кормильца. Военнослужащий (гражданин, призванный на военные сборы), ставший инвалидом, продолжает обеспечивать семью и воспитывать детей, чего лишена семья, потерявшая кормильца в случае его гибели (смерти), наступившей при исполнении им обязанностей военной службы. В этой связи законопроектом предлагается в данном случае применять для исчисления сумм в возмещение вреда членам семьи именно максимальный размер ежемесячной компенсации в возмещение вреда, установленный для инвалидов I группы.
В целях установления единого порядка указанные выплаты предполагается осуществлять для военнослужащих, проходивших военную службу по контракту (военные сборы), по месту получения пенсии; для военнослужащих, проходивших военную службу по призыву - через Федеральное медико-биологическое агентство.
Размеры ежемесячной денежной компенсации предлагается индексировать ежегодно по аналогии с нормой, предусмотренной Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 для инвалидов вследствие радиационного воздействия, исходя из прогнозного уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
Дополнительные расходы средств федерального бюджета, связанные с установлением инвалидам вследствие военной травмы, членам их семей и членам семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, ежемесячных компенсаций в возмещение вреда, составят 6,9 млрд. рублей в год.
С учетом того, что Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" данные расходы не предусмотрены, законопроектом предусматривается установить срок вступления закона о внесении изменения в статью 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в силу с 1 января 2012 г.
При этом бюджетные ассигнования на финансирование указанных расходов будут предусмотрены при формировании проекта федерального бюджета на 2012 год и на плановый период.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих"
Реализация проекта федерального закона потребует дополнительных расходов федерального бюджета:
1. Численность инвалидов по данным Минздравсоцразвития России и федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, составляет - 52623 человека.
Из них:
инвалидов I гр. - 5263 чел.
инвалидов II гр. - 38941 чел.
инвалидов III гр. - 8419 чел.
2. Численность семей, потерявших кормильца, из числа инвалидов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы, и из числа лиц, погибших при исполнении обязанностей военной службы - 40988.
Из них:
а) из числа инвалидов вследствие военной травмы (увечья либо заболевания, полученных при исполнении обязанностей военной службы) - 23988 семей:
инвалидов I гр. - 2388 семей, в т.ч.:
- 1 член семьи - 2304;
- 2 члена семьи - 72;
- 3 члена семьи - 12.
инвалидов II гр. - 17760 семей, в т.ч.:
- 1 член семьи - 17050;
- 2 члена семьи - 622;
- 3 члена семьи - 88.
инвалидов III гр. - 3840 семей, в т.ч.:
- 1 член семьи - 3686;
- 2 члена семьи - 134;
- 3 члена семьи - 20.
б) из числа лиц, погибших при исполнении обязанностей военной службы, - 17000 семей, в т.ч.:
- 1 член семьи- 16320;
- 2 члена семьи - 595;
- 3 члена семьи - 85.
3. Размеры ежемесячной денежной компенсации с учетом приведения указанных выплат в соответствие с аналогичными выплатами по Закону "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", рассчитанных исходя из уровня инфляции, определенного проектом федерального закона "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" составят в 2012 году:
инвалидам I гр.- 13980,12 руб.
инвалидам II гр. - 6990,07 руб.
инвалидам III гр. - 2796,01 руб.
В случае смерти (гибели) инвалида вследствие военной травмы каждому члену его семьи, указанному в пункте 2 настоящей статьи, выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере частного от деления ежемесячной денежной компенсации, установленной настоящим пунктом для инвалида соответствующей группы, на количество членов семьи (включая военнослужащего или гражданина, ставших инвалидами).
В случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы (увечья либо заболевания, полученных при исполнении обязанностей военной службы), каждому члену его семьи, указанному в пункте 2 настоящей статьи, выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере частного от деления ежемесячной денежной компенсации, установленной настоящим пунктом для инвалидов I группы, на количество членов семьи (включая погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина).
4. Расчет ежегодной потребности денежных средств:
а) на выплаты инвалидам вследствие военной травмы (увечья либо заболевания, полученных при исполнении обязанностей военной службы):
[(5263 х 13980,12 р.) + (38941 х 6990,07 р.)+ (8419 х 2796,01 р.)] х 12 = 4, 43 млрд. рублей;
б) на выплаты семьям, потерявшим кормильца:
из числа инвалидов вследствие военной травмы (увечья либо заболевания, полученных при исполнении обязанностей военной службы):
- инвалиды I группы: [(2304 х 13980,12 р./2) + (72 х 13980,12 р./3 х 2) + (12 х 13980,12 р. / 4 х 3)] х 12 = 202,82 млн. рублей;
- инвалиды II группы: [(17050 х 6990,07 р./2) + (622 х 6990,07р./3 x 2) + (88 х 6990,07р. / 4 х 3)] х 12 = 755,40 млн. рублей;
- инвалиды III группы: [(3686 х 2796,01 р./2) + (134 х 2796,01 р./3 х 2) + (20 х 2796,01 р. / 4 х 3)] х 12 = 65,34 млн. рублей;
из числа лиц, погибших при исполнении обязанностей военной службы: [(16320 х 13980,12 р./2) + (595 х 13980,12 р./3 х 2) + (85 х 13980,12 р./4 х 3)] х 12 =1,45 млрд. рублей.
Итого ежегодная потребность денежных средств составит:
4,43 млрд. руб. + 1,02 млрд. руб. + 1,45 млрд. руб. = 6,9 млрд. рублей
Дополнительные расходы средств из федерального бюджета, связанные с установлением военнослужащим, ставшим инвалидами вследствие военной травмы (увечья либо заболевания, полученных при исполнении обязанностей военной службы), и семьям, потерявшим кормильца, ежемесячных денежных компенсаций в возмещение вреда, составят в 2012 году 6,9 млрд. руб.:
Минобороны России - 4,34 млрд. рублей;
МВД России - 85,1 млн. рублей;
ФСБ России - 134,9 млн. рублей;
ФМБА России - 2,34 млрд. рублей.
Бюджетные ассигнования для финансирования указанных расходов будут планироваться при формировании проекта федерального бюджета на 2012 год и на плановый период.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих"
В связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих" не потребуется признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.