Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 544627-5 "О ратификации Соглашения о единых правилах предоставления промышленных субсидий"
Досье на проект федерального закона
Соглашение о единых правилах предоставления промышленных субсидий (далее - Соглашение) подписано в городе Москве 9 декабря 2010 г.
Подписание Соглашения обусловлено Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 19 декабря 2009 г. N 35 "О Плане действий по формированию Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации", а также Решением Комиссии Таможенного союза от 27 января 2010 г. N 158 "Об организации работы по формированию Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации на 2010 - 2011 гг.".
Соглашение направлено на углубление и ускорение интеграционных процессов в Таможенном союзе в рамках Единого экономического пространства и разработано с учетом понятий и положений Соглашения о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 г., Соглашения о Таможенном союзе от 20 января 1995 г., Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г., Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г., Договора о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза от 6 октября 2007 г.
Соглашение предусматривает деление всех промышленных субсидий на три группы:
субсидии, наиболее сильно искажающие торговлю - запрещенные;
субсидии, которые потенциально могут искажать условия торговли (специфические);
допустимые субсидии - субсидии, которые либо не искажают торговлю, либо искажают в ничтожном объеме. Предоставление этих субсидий не ограничивается.
В Соглашении предусмотрены переходные периоды, в частности, для российских инвестиционных проектов в сфере промышленного производства (о дополнительных мерах по привлечению инвестиций для развития отечественной автомобильной промышленности), а также резидентов Особых экономических зон в Калининградской и Магаданской областях.
Соглашением конкретизируется терминология, употребляемая в нормативной правовой базе Единого экономического пространства (например, "субсидии", "субсидирующий орган", "ущерб отрасли национальной экономики", "получатель субсидии").
Соглашение также определяет полномочия Комиссии Таможенного союза.
Споры между сторонами разрешаются путем переговоров, а в случае недостижения согласия - по выбору стороны либо в Суде ЕврАзЭС, либо путем рассмотрения Согласительной комиссией - Арбитража ad hoc, что позволит изменить имеющуюся в настоящее время практику, в соответствии с которой большинство торгово-экономических споров на пространстве СНГ остаются нерешенными. После вступления в силу Протокола, разработанного сторонами в соответствии со ст. 15 Соглашения, (01.01.2017) споры предварительно будут передаваться на рассмотрение Комиссии Таможенного союза.
Соглашение создает нормативно-правовую базу, способную устранить ограничения экономического характера во взаимной торговле, которые приводят к возникновению конфликтных ситуаций и взаимных претензий, перспективы урегулирования которых при отсутствии Соглашения будут затруднены.
На основании подпункта "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" Соглашение подлежит ратификации, так как содержит положения, не предусмотренные российским законодательством, в частности, предварительное уведомление сторон Соглашения о планируемых в очередном году программах предоставления промышленных субсидий, осуществляемых на федеральном и (или) республиканском уровне, а также рассмотрение спорных вопросов, возникающих между сторонами Соглашения, методом созыва Согласительной комиссии (по процедуре ad hoc).
Реализация положений указанного Соглашения позволит обеспечить создание благоприятных условий для повышения внутренней устойчивости экономик сторон и устойчивости к внешнему воздействию, а также углубления интеграции в рамках Единого экономического пространства.
Реализация Соглашения не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О ратификации Соглашения о единых правилах предоставления промышленных субсидий"
Реализация Соглашения о единых правилах предоставления промышленных субсидий не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О ратификации Соглашения о единых правилах предоставления промышленных субсидий"
Принятие Федерального закона "О ратификации Соглашения о единых правилах предоставления промышленных субсидий" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.