Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 558976-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования механизмов реализации прав участников хозяйственных обществ на информацию"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования механизмов реализации прав участников хозяйственных обществ на информацию" (далее - законопроект) разработан во исполнение подпункта "г" пункта 1 поручения Президента Российской Федерации от 2 апреля 2011 г. N Пр-846 и направлен на совершенствование механизма реализации права акционеров на доступ к информации хозяйственного общества.
В целях защиты права акционеров на информацию и обеспечения доступа к ней законопроектом предусматривается внесение ряда изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО).
Так, законопроектом предусмотрено внесение изменений в статьи 89 и 91 Закона об АО, регулирующих вопросы хранения документов общества и предоставление обществом информации акционерам соответственно. Законопроектом, с одной стороны, уточняется перечень документов, которые подлежат хранению акционерным обществом, с другой стороны, уточняется перечень документов, подлежащих предоставлению для ознакомления акционерам общества.
Ряд изменений связан с уточнением сроков, касающихся проведения общего собрания акционеров и влияющих на реализацию прав акционеров. Законопроектом уточняются сроки составления списка лиц, имеющих право участвовать в общем собрании акционеров. Кроме того, устанавливается пятидневный срок, в течение которого общество обязано по требованию лица, имеющего право на участие в общем собрании акционеров, предоставить копии документов общества, При этом истечение указанного срока не освобождает общество от исполнения данной обязанности после проведения общего собрания акционеров.
Законопроектом уточняется порядок реализации права акционера, совокупная доля которого в уставном капитале общества составляет 10 или более процентов, потребовать проведения внеочередной проверки финансово-хозяйственной деятельности общества аудитором: устанавливается, что такая проверка осуществляется за счет акционера.
Учитывая, что на практике необоснованные отказы в предоставлении информации акционерам часто оправдываются наличием в требуемых документах коммерческой тайны, законопроектом также уточняются вопросы, регламентирующие предоставление акционерам информации, составляющей коммерческую тайну. В частности, законопроектом прямо устанавливается право акционеров на доступ к такой информации, однако в целях соблюдения баланса интересов общества и акционеров вводится условие, в соответствии с которым акционер, в свою очередь, принимает на себя обязанности по соблюдению режима коммерческой тайны.
Наиболее важной новеллой, предусмотренной законопроектом, является наделение акционеров правом требовать от акционерного общества доступа к документам хозяйственных обществ, находящихся под его прямым или косвенным контролем, и, соответственно, введение обязанности общества обеспечить акционерам такой доступ. Предоставление данного права акционерам связано с тем, что на практике складываются ситуации, когда осуществление всей хозяйственной деятельности общества фактически переносится на уровень подконтрольных этому обществу хозяйственных обществ, лишая тем самым акционеров права на доступ к документам, реально отражающим информацию о деятельности головной компании. При этом в случае неисполнения обществом своей обязанности акционер получает возможность требовать предоставления доступа к указанным документам, в том числе в судебном порядке.
Представляется, что предусмотренные законопроектом меры позволят лучшим образом обеспечить защиту права акционеров на доступ к информации о деятельности общества.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования механизмов реализации прав участников хозяйственных обществ на информацию"
Введение в действие указанного Федерального закона не потребует введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, а также иных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Введение в действие указанного Федерального закона не потребует увеличения штатной численности сотрудников органов государственной власти. Расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, на осуществление полномочий органов государственной власти не потребуется.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования механизмов реализации прав участников хозяйственных обществ на информацию"
В случае принятия Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования механизмов реализации прав участников хозяйственных обществ на информацию" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.