Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 310163-4 "Об электронной торговле"
Досье на проект федерального закона
На современном этапе информационно-коммуникационные технологии стали жизненно важным элементом развития мировой экономики.
В Российской Федерации информационные технологии интенсивно применяются как в деятельности хозяйствующих субъектов (в том числе крупного, среднего и малого бизнеса), так и в повседневной жизни граждан.
В настоящее время электронные торговые системы широко используются как в банковской и биржевой деятельности, так и в области металлургии, машиностроения, транспорта, в нефтегазовом комплексе, электроэнергетике, легкой промышленности. Для современной электронной торговли также характерны взаимоотношения с участием потребителей в сфере розничной торговли и услуг.
По данным Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ) объем электронной торговли в России в 2005 году вырос на 38% по сравнению с показателем 2004 г. и составил 4,5 млрд. долл.
Активно развиваются новые виды электронной торговли и услуг: страховые, консалтинговые, туристические и др.
Основная цель разработанного законопроекта: создать в Российской Федерации благоприятные правовые условия для электронной торговли - деятельности по продаже товаров, выполнению работ и оказанию услуг, осуществляемой с использованием электронных сообщений, а также на уровне федерального закона закрепить эффективный правовой механизм, обеспечивающий реализацию и защиту прав участников электронной торговли.
Законопроект регламентирует отношения, возникающие при использовании электронных сообщений в целях совершения сделок и иных юридических действий в электронной торговле; определяет особенности заключения договоров с использованием электронных сообщений; а также устанавливает требования к участникам электронной торговли, лицам, оказывающим услуги в отношении электронных сообщений (информационным посредникам), саморегулируемым организациям участников электронной торговли.
В законопроекте даются определения понятий, необходимых для правовой регламентации отношений в области электронной торговли: "электронное сообщение"; электронная торговля, "участник электронной торговли", "автоматизированная сделка", "организатор электронной торговли", "информационный посредник" и ряд других.
Законопроект содержит специальную норму, гарантирующую, что сделки в электронной торговле не могут быть признаны недействительными только на том основании, что они совершены с использованием электронных сообщений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Сделки и иные юридические действия в электронной торговле, совершенные с использованием электронных сообщений, подписанных электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи, признаются совершенными в простой письменной форме при условии соблюдения требований законодательства Российской Федерации, а также соглашения сторон.
В законопроекте также закрепляется положение о том, что электронное сообщение, подписанное электронной подписью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации или соглашением сторон, может быть представлено в качестве письменного доказательства в соответствии с гражданским процессуальным и арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации. Впервые вводятся правовые конструкции оригинала и копии электронного сообщения, используемого в электронной торговле.
В законопроекте предусмотрены особенности заключения договоров с использованием электронных сообщений.
В этой связи установлены специальные требования к оферте - предложению заключить договор. Оферта наряду с иными существенными условиями договора должна также содержать условия о порядке заключения договора с использованием электронных сообщений, порядке использования электронной цифровой подписи или иного аналога собственноручной подписи, внесении изменений при согласовании условий договора, направлении и отзыве акцепта посредством электронного сообщения и ряд других.
Законопроект содержит положение о том, что отдельные условия договора в электронной торговле допускается формулировать путем отсылки к электронному сообщению, размещенному в соответствующей информационной системе. В этом случае закон обязывает участника электронной торговли обеспечить другой стороне возможность беспрепятственного доступа к такому электронному сообщению в течение срока действия договора, а по истечении этого срока - обеспечить хранение такого документа в порядке, предусмотренном настоящим законопроектом.
Законопроектом установлены права и обязанности участников электронной торговли: продавцов товаров, работ, услуг, организаторов электронной торговли, приобретателей (заказчиков) товаров работ услуг, а также информационных посредников, оказывающих услуги по отправке, передаче, получению, хранению электронных сообщений, предоставлению доступа к сетям электросвязи и информационным системам.
В законопроекте формулированы основные нормы, реализующие механизм осуществления прав участников электронной торговли. Так, юридические лица, индивидуальные предприниматели, органы государственной власти, органы местного самоуправления - участники электронной торговли - обязаны предоставлять в электронном виде информацию о своем правовом положении, а также обеспечивать доступ к такой информации.
В электронной торговле предложения заключить договор, а также сведения о предлагаемых товарах (работах, услугах) должны представляться в форме, которая позволяет их адресату, не обладающему специальными знаниями, при заключении договора составить достоверное представление о правовом положении участника электронной торговли, о предлагаемых им товарах (работах, услугах), ценах на них и условиях их приобретения.
Сторона, предлагающая товары, работы услуги или размещающая заказы на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг через автоматизированную информационную систему, должна предоставить в распоряжение другой стороны, использующей эту систему, технологию, позволяющую выявить и исправить ошибки до заключения договора.
При подготовке проекта Федерального закона об электронной торговле были использованы положения Типового закона ООН UNCITRAL "Об электронной торговле" 1996-1998гг., Типового закона UNCITRAL "Об электронных подписях", Директив Европарламента и Совета Европейского Союза "О заочной торговле" 1997 г. и "Об электронной торговле" 2000г., международной конвенции UNCITRAL "О заключении договоров в электронной форме". Использованы также отдельные нормы зарубежного законодательства, посвященного правовому регулированию электронной торговли: США, Ирландии, Испании, Корейской республики и др.
- Принятие проекта федерального закона "Об электронной торговле" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
- Принятие федерального закона "Об электронной торговле" не потребует признания утратившими силу нормативных правовых актов Российской Федерации.
Вместе с тем, по принятии федерального закона "Об электронной торговле" потребуется внести изменения в Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" (с изм. и доп. от 2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 22 августа, 2 ноября, 21 декабря 2004 г.).
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "Об электронной торговле"
Принятие проекта федерального закона "Об электронной торговле" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "Об электронной торговле"
Принятие федерального закона "Об электронной торговле" не потребует признания утратившими силу нормативных правовых актов Российской Федерации. Вместе с тем, по принятии федерального закона "Об электронной торговле" потребуется внести изменения в Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" (с изм. и доп. от 2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 22 августа, 2 ноября, 21 декабря 2004 г.).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.