Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 557872-5"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 143 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Изменения, предлагаемые проектом федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 143 Уголовного кодекса Российской Федерации", направлены на усиление ответственности организаций (юридических лиц) и их должностных лиц, а также лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, за нарушение законодательства об охране труда.
В соответствии со статьей 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Трудовым кодексом Российской Федерации установлены обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, а также обязанности работника в области охраны труда.
В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда, в том числе проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, информирование работника об условиях и охране труда на рабочих местах, проведение предварительных при приеме на работу и периодических медицинских осмотров (обследований), обучение работников по охране труда, обеспечение средствами индивидуальной защиты и др., возлагается на работодателя.
Нарушение законодательства о труде и охране труда, в настоящее время, в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях, влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Вместе с тем, как показывают результаты надзорно-контрольной деятельности федеральной инспекции труда, число правонарушений в области охраны труда на протяжении ряда лет не снижается. Так, в период 2007-2009 г.г. ежегодно выявляется около 1 млн. нарушений в области охраны труда. Кроме того, устойчиво растет численность работников, занятых в условиях, не отвечающих требованиям охраны труда. В частности, в 2009 году доля работников, занятых в указанных условиях, составила 27,5 % (2006 г. - 23,4 %, 2007 г. - 24,9 %, 2008 г. - 26,2 %).
Из приведенных данных следует, что установленные действующим законодательством размеры административных штрафов не способствуют появлению у организаций (юридических лиц) и их должностных лиц, а также лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, мотивации к соблюдению законодательства об охране труда.
В целях усиления ответственности должностных лиц и работодателей за нарушение требований охраны труда проектом федерального закона предлагается дополнить Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях статьями 5.27.1 - 5.27.6, предусматривающими в качестве отдельных составов правонарушений в области охраны труда:
непроведение аттестации рабочих мест по условиям труда;
допуск к выполнению работ работников, не прошедших в установленном порядке обучение по охране труда;
необеспечение работников средствами индивидуальной защиты;
допуск к выполнению работ работников, не прошедших в установленном порядке обязательные медицинские осмотры;
неинформирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах;
необеспечение безопасности работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также безопасности применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов.
При этом штрафные санкции за данные правонарушения устанавливается в повышенном размере.
Вместе с тем, учитывая тот факт, что административное приостановление деятельности (статья 3.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) применяется только в случае угрозы жизни или здоровью людей, законопроектом предлагается исключить данную норму в отношении нарушений законодательства о труде и об охране труда, за исключением составов правонарушений, поименованных в статьях 5.27.1 - 5.27.6, как напрямую связанных с обеспечением сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Кроме того, законопроектом предлагается также новая редакция статьи 143 Уголовного кодекса Российской Федерации, устанавливающая ответственность за нарушения требований охраны труда, если они повлекли за собой по неосторожности гибель двух и более лиц.
Реализация предусмотренных законопроектом положений будет стимулировать работодателей и их должностных лиц к строгому соблюдению требований охраны труда и будет способствовать снижению уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, что, в частности, предусматривается Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации N 1351 от 9 октября 2007 года.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 143 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 143 Уголовного кодекса Российской Федерации" не потребует выделения дополнительных ассигнований из федерального бюджета.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 143 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 143 Уголовного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.