Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 548088-5 "О внесении изменений в пункт 3 статьи 16 Закона Российской Федерации "Об образовании" и пункт 1 статьи 11 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"
Досье на проект федерального закона
В соответствии со статьей 16 Закона Российской Федерации "Об образовании" (далее - Закон) прием в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального образования, образовательные учреждения высшего профессионального образования для обучения по образовательным программам среднего профессионального образования (на базе среднего (полного) общего образования), программам бакалавриата и программам подготовки специалиста осуществляется на основании результатов единого государственного экзамена, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации в области образования.
Так, например, для иностранных граждан предусмотрена возможность поступления в образовательные учреждения по результатам вступительных испытаний без сдачи единого государственного экзамена.
Кроме того, при поступлении в учебные заведения, которые готовят специалистов, требующих наличия определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, образовательные учреждения вправе проводить по предметам, по которым не проводится единый государственный экзамен, дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности, результаты которых учитываются наряду с результатами единого государственного экзамена при проведении конкурса.
Также при приеме в Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет вправе проводиться дополнительные вступительные испытания профильной направленности, которые они устанавливают самостоятельно.
Таким образом, закрепленный в Законе единый государственный экзамен на самом деле не является в полном смысле этого слова единым, а допускает и иные формы вступительных испытаний при приеме в образовательные учреждения. Соответственно, предлагаемое настоящим законопроектом введение обязательного дополнительного вступительного испытания в виде сдачи государственного экзамена по русскому языку (устно и письменно) для всех поступающих в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования не является неким новшеством, нарушающим установленный Законом порядок приема учащихся, а лишь дополняет его.
Введение обязательного вступительного экзамена по русскому языку необходимо для подтверждения того, что молодой человек, поступивший в образовательное учреждение на основании результатов единого государственного экзамена, тем не менее, в достаточно степени владеет русским языком, на котором ведется преподавание.
Ведь не секрет, что в настоящее время ощущается острый дефицит преподавателей во многих учебных заведениях страны, особенно в сельской местности. Вследствие этого, уровень знаний учащихся часто оказывается ниже требуемого для успешной сдачи единого государственного экзамена. Идя навстречу ученикам, преподаватели стараются "помочь" им тем или иным способом, иногда просто подсказывая верные ответы. А директора школ закрывают на это глаза ради поддержания завышенного уровня успеваемости учеников.
Особенно много злоупотреблений такого рода имеют место в национальных республиках, в первую очередь Северного Кавказа, где долгое время существовал принцип "плюс один", при котором к любой оценке ученика добавлялся один балл. И это без учета уровня коррупции в системе образования.
Министерство внутренних дел Российской Федерации уже отметило, что оборот коррупционных денег в системе образования в настоящее время превысил 5 млрд. долларов, что составляет 1/10 часть ежегодных бюджетных затрат на систему образования в России.
В результате тех или иных нарушений при сдаче единого государственного экзамена в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования попадают учащиеся с уровнем знаний, несоответствующим необходимым требованиям для поступления.
Все это свидетельствует о том, что единый государственный экзамен оказался неэффективен и нуждается либо в полной отмене, либо в серьезной корректировке. В первую очередь, требуется законодательно закрепить положение о необходимости обязательной сдачи экзамена по русскому языку. Ведь, если в образовательное учреждение на основании результатов ЕГЭ все-таки сможет поступить человек с недостаточным знанием какого-либо предмета, он всё-таки при определенном усердии может повысить свой образовательный уровень и стать хорошим специалистом.
Однако низкий уровень знания русского языка не позволит такому учащемуся воспользоваться этой возможностью. Он не сможет в полной степени усваивать преподаваемый материал и полноценно готовиться к занятиям. В конечном итоге, такой учащийся будет либо отчислен за неуспеваемость, либо в случае окончания учебного заведения, станет плохим специалистом. Таким образом, диплом уже не будет свидетельствовать о степени подготовленности выпускника, а станет "корочкой" для трудоустройства. Отчисление же за неуспеваемость будет означать, что такой учащийся занимал то место, которое мог занять другой молодой человек, возможно, более способный и подготовленный, но не имеющий по результатам ЕГЭ завышенной оценки.
Данный проект федерального закона предлагает внести в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании в Российской Федерации" изменения, закрепляющие требование для всех поступающих в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования сдавать государственный экзамен по русскому языку (устно и письменно) как обязательное дополнительное вступительное испытание. Это позволит обеспечить более качественный отбор среди кандидатов на поступление в российские образовательные учреждения и дать стране высококвалифицированных специалистов.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятия в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в пункт 3 статьи 16 Закона Российской Федерации "Об образовании" и пункт 1 статьи 11 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в пункт 3 статьи 16 Закона Российской Федерации "Об образовании" и пункт 1 статьи 11 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных актов федерального законодательства.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в пункт 3 статьи 16 Закона Российской Федерации "Об образовании" и пункт 1 статьи 11 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в пункт 3 статьи 16 Закона Российской Федерации "Об образовании" и пункт 1 статьи 11 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.