Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 564815-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона разработан в целях повышения эффективности системы реагирования на угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций и возникающие чрезвычайные ситуации, о также создания дополнительных условий для совершенствования защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Уроки лета 2010 года, борьба с беспрецедентными по масштабам лесными пожарами, в том числе, послужили предпосылкой разработки данного проекта федерального закона.
В 2010 году для борьбы с пожарами была сформирована межведомственная группировка сил общей численностью более 166 тыс. человек и более 25 тыс. единиц техники. В ее состав вошли сотрудники МЧС России, МВД России, Минобороны России, лесничеств и добровольцы. В тушении природных пожаров приняли участие формирования из 11 иностранных государств в составе: 13 воздушных судов, свыше 100 единиц техники и более 560 человек специалистов.
В результате удалось отстоять от огня свыше 4,6 тысяч населенных пунктов с населением более 500 тысяч человек, защитить критически важные для национальной безопасности объекты, а также объекты энергетики, транспорта и социальные учреждения.
Изменения, вносимые проектом федерального закона, позволят повысить уровень защищенности населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также готовность сил и средств, привлекаемых к борьбе с ними.
В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537, обеспечение национальной безопасности в чрезвычайных ситуациях достигается путем совершенствования и развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ее интеграции с аналогичными иностранными системами.
Эффективность реализации любых принимаемых в данной сфере мер напрямую зависит от разработанности механизма взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, а также вовлеченности в процесс предупреждения чрезвычайных ситуаций населения. Действующая система управления в условиях чрезвычайных ситуаций нуждается в дальнейшем совершенствовании: необходимы изменения законодательства, которые позволят более оперативно реагировать на угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, а также оптимизировать мероприятия по их ликвидации.
Осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидации их последствий, а также вопросы обеспечения общественной безопасности являются предметами совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункты "б", "з" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации). В то же время существующий порядок разграничения полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов власти местного самоуправления не позволяет четко разграничить компетенцию указанных органов, поэтому при возникновении чрезвычайных ситуаций их действия нередко являются разрозненными, требующими длительных процедур согласования.
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - законопроект) разработан в целях повышения эффективности системы реагирования на угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций и возникающие чрезвычайные ситуации, а также создания дополнительных условий для совершенствования защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Законопроектом предусмотрено дополнение Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" статьей 4.1, регламентирующей вопросы функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Положениями разработанной статьи 4.1 предусматривается установление трех режимов функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - режим повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации. Одновременно определяются должностные лица, решениями которых такие режимы устанавливаются: это руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.
Помимо закрепления трех режимов функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций законопроектом устанавливаются четыре уровня реагирования на чрезвычайные ситуации (местный, региональный, федеральный и особый). При введении одного из уровней реагирования предусматривается проведение дополнительных мер по обеспечению безопасности и защиты от чрезвычайных ситуаций.
Законопроектом закрепляется также перечень органов и должностных лиц, по решению которых вводится тот или иной уровень реагирования. В частности, расширяются полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, установленные пунктом 1 статьи 11 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", за счет закрепления полномочий по установлению режимов повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также установлению уровня реагирования на чрезвычайную ситуацию. Кроме того, предусматривается открытый перечень дополнительных мер обеспечения безопасности населения при установлении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации и уровня реагирования на чрезвычайную ситуацию.
Расширение полномочий предусмотрено и для органов местного самоуправления. За ними, также закрепляются полномочия по установлению режимов повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, уровня реагирования на чрезвычайную ситуацию, с одновременным установлением перечня дополнительных мер по обеспечению безопасности населения (изменения вносятся в статью 11 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Положениями законопроекта предлагается дополнить статью 14 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" нормой, в соответствии с которой устанавливается обязанность руководителя организации в определенных случаях устанавливать режимы повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, определять руководителя работ по ликвидации чрезвычайной ситуации, а также принимать необходимые меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации.
Предполагается, что подобные изменения позволят обеспечить согласованные и эффективные действия органов государственной власти, местного самоуправления, а также организаций при возникновении угрозы или ликвидации последствий чрезвычайной ситуации; повысить степень оперативности принимаемых решений; будут способствовать решению проблемы, связанной с определением лиц, ответственных за реализацию перечисленных мер по обеспечению безопасности.
Принятие законопроекта не потребует дополнительных расходных обязательств федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" не предусматривает расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.