Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 567087-5 "Об ограничениях оборота и потребления (распития) безалкогольных энергетических напитков"
Досье на проект федерального закона
В настоящее время на федеральном уровне отсутствует федеральный закон, регулирующий деятельность по обороту безалкогольных тонизирующих напитков, в том числе безалкогольных энергетических напитков. Подростки беспрепятственно покупают данные напитки и потребляют их в неумеренных количествах, тем самым нанося непоправимый вред на молодой растущий организм. В результате у многих потребителей этих напитков формируется зависимость к ним, а нередко приводит к обострению протекавших до этого латентно психических заболеваний. Зависимость к энергетическим напиткам отличается клинически выраженным синдромом психической зависимости, что создает значительные трудности при лечении такой категории больных.
На сегодняшний день наблюдается ускоренный рост объема продаж и расширения ассортимента безалкогольных энергетических напитков. Натуральный объем продаж энергетических напитков в России за последние 5 лет вырос на 46 млн л, достигнув 103 млн л в 2009 г. В 2010 - 2014 гг. эксперты рынка прогнозирует дальнейший рост продаж до 149 млн л в 2014 г. Причиной роста рынка станет увеличение продаж в недавно появившемся сегменте энергетиков эконом-класса.
Из-за появления более дешевых энергетиков в 2010-2014 гг доля потребителей энергетических напитков вырастет до 14% от населения страны. Среднее потребление на душу население к концу 2014 г вырастет до 1 л в год.
Данная статистика вызывает крайнюю озабоченность, так как в основном указанные напитки употребляет молодежь, а именно несовершеннолетние под влиянием средств массовой информации, агрессивной рекламной компании, наружной уличной рекламы, а также многочисленных публичных рекламных акциях. Данные напитки намеренно создаются с вкусовыми характеристиками, присущими традиционным безалкогольным прохладительным напиткам. Они выпускаются в красочной привлекательной потребительской упаковке, содержащей молодежную символику, в то время как сведения о наличии тонизирующих веществ представлены в плохо читаемой мелкой и неконтрастной форме. Это создает ложный имидж данной продукции, как близкой к обычным прохладительным напиткам.
Основными тонизирующими компонентами указанных напитков являются кофеин синтетического происхождения, природные биологически активные вещества из разрешенных лекарственных растений или их экстрактов, оказывающих тонизирующее действие, а также витамины (С, РР, В2, В5, В6, В12). Учитывая, что содержание кофеина в энергетических напитках обычно составляет верхний допустимый суточный уровень потребления (от 150 до 320 мг/л), при допустимом его потреблении 150 мг в сутки, и то, что выпуск тонизирующих напитков производится в упаковках объемом от 250 мл и более, не исключается возможность употребления тонизирующего напитка молодым человеком более одной упаковки в день, что может привести к негативному влиянию на здоровье детей, подростков, беременных и кормящих женщин, лиц, страдающих хроническими заболеваниями нервной, сердечно-сосудистой систем, гипертонической болезнью и другими заболеваниями.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 года N 476-ст "Об утверждении национального стандарта" утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52844-2007 "Напитки безалкогольные тонизирующие. Общие технические условия" с датой введения в действие 1 января 2009 года с правом досрочного применения.
Из положений указанного ГОСТа следует вывод, что тонизирующие напитки представляют опасность для здоровья.
Кроме того, в ГОСТе указывается на необходимость дачи производителями потребителям тонизирующих и энергетических напитков рекомендаций по ограничению суточного потребления (в упаковочных единицах) в соответствии с содержанием биологически активных веществ в потребительской упаковке и значениями верхних допустимых уровней суточного потребления.
В связи с тем, что существуют такие ограничения на употребление, мы считаем, что необходимо ввести запрет на продажу данного вида напитка среди несовершеннолетних и ограничить места продаж, где молодежь чаще всего приобретает данную продукцию.
Энергетические напитки имеют свою специфику по сравнению с другими напитками, поскольку в их составе содержатся особые компоненты: тонизирующие компоненты и ингредиенты (кофеин, таурин, L-карнитин, глюкуронолактон).
Считаем своевременным и целесообразным осуществлять правовое регулирование, направленное на ограничение розничной продажи и потребления (распития) безалкогольных энергетических напитков на территории Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "Об ограничениях оборота и потребления (распития) безалкогольных энергетических напитков"
Принятие и реализация проекта федерального закона "Об ограничениях оборота и потребления (распития) безалкогольных энергетических напитков" не приведет к сокращению доходов и не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "Об ограничениях оборота и потребления (распития) безалкогольных энергетических напитков"
Принятие и реализация проекта федерального закона "Об ограничениях оборота и потребления (распития) безалкогольных энергетических напитков" не потребует отмены, изменения или дополнения действующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.