Заключение Комитета по строительству и земельным отношениям Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 453084-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"
(в части установления возможности размещения заказов на товарных биржах),
внесенный депутатом Государственной Думы В.Я. Комиссаровым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по строительству и земельным отношениям рассмотрел проект федерального закона N 453084-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (в части установления возможности размещения заказов на товарных биржах), внесенный депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.Я. Комиссаровым (далее - законопроект), и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" новой статьей, предусматривающей возможность размещения заказов на поставки нефтепродуктов для государственных или муниципальных нужд на уполномоченных товарных биржах, определяемых Правительством Российской Федерации.
При этом порядок размещения заказов на поставки нефтепродуктов для государственных или муниципальных нужд должен определяться биржами по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов, а также федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков.
В законопроекте не указаны критерии и порядок отбора соответствующих товарных бирж Правительством Российской Федерации, условия согласования порядков размещения заказов на поставку нефтепродуктов с указанными федеральными органами исполнительной власти, что отмечено в отрицательном официальном отзыве Правительства Российской Федерации на законопроект.
Следует отметить, что основными целями Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" являются обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективное использование средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширение возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, и иное.
Важно учесть, что указанным федеральным законом устанавливаются четкие регламентные требования к процедурам размещения заказов, в то время как в отношении товарных бирж аналогичные нормы предлагается установить исключительно на основании нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, что может привести к существенным отличиям в условиях размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд на один и тот же товар в зависимости от решений отдельных заказчиков, что не соответствует целям и концепции этого закона.
Кроме того, становится не ясным, как в случае принятия законопроекта можно будет решить вопрос обеспечения гарантий исполнения государственного или муниципального контракта.
Важно также учесть, что на сегодняшний день основные инструменты размещения заказов в форме электронных аукционов, во многом схожими с биржевой торговлей и позволяющие использовать все основные преимущества товарных бирж, уже достаточно отработаны.
Следует указать, что в соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации от 20 февраля 1992 года N 2383-1 "О товарных биржах и биржевой торговле" биржевой сделкой является зарегистрированный биржей договор, заключаемый участниками биржевой торговли, при том что порядок регистрации и оформления такой сделки устанавливается биржей. Сделки, не соответствующие данным требованиям не являются биржевыми. Исходя из этого может возникнуть противоречие с аналогичными нормами, действующими в отношении порядка заключения государственных и муниципальных контрактов.
Кроме того, требуют дополнительного урегулирования вопросы о статусе государственных и муниципальных заказчиков в случае приобретения товаров на бирже, порядке и источниках финансирования платы за право на участие в биржевой торговле, применении гарантий биржи на сделки и другие вопросы.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по строительству и земельным отношениям не поддерживает проект федерального закона N 453084-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (в части установления возможности размещения заказов на товарных биржах), внесенный депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.Я. Комиссаровым, и рекомендует Государственной Думе отклонить законопроект в первом чтении.
Председатель Комитета |
М.Л. Шаккум |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.