Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 561666-5 "О внесении на ратификацию Соглашения о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении на ратификацию Соглашения о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики" (далее - проект закона) разработан в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации".
Проект закона предусматривает ратификацию Соглашения о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики (далее - Соглашение).
Соглашение относится к пакету международных договоров Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (далее - ЕЭП) второго уровня и направлено на определение условий работы железнодорожного транспорта в рамках Единого экономического пространства с учетом отраслевой специфики и положений соглашений ЕЭП первого уровня, касающихся общеэкономических вопросов.
Соглашение было подписано в городе Москве 9 декабря 2010 г.
Целью Соглашения является обеспечение баланса интересов субъектов естественных монополий в сфере железнодорожного транспорта и пользователей услугами железнодорожного транспорта в ЕЭП.
В Соглашении определено, что с 1 января 2013 г. при перевозках грузов внутри ЕЭП, а также при перевозках грузов на территорию ЕЭП или с территории ЕЭП применяются внутренние тарифы каждого государства - участника ЕЭП.
В целях обеспечения равных тарифных условий для всех товаропроизводителей на территории ЕЭП в Соглашении закреплена обязанность сторон по проведению унификации тарифов по видам сообщения (кроме транзита). Срок унификации - 1 января 2013 г.
Кроме того, в Соглашении фиксируются общие принципы формирования тарифов.
В частности, в Соглашении предусмотрено, что в качестве основного метода тарифообразования на железнодорожном транспорте будет применяться метод экономически обоснованных затрат. При этом, начиная с 2013 года предусматривается возможность установления уполномоченными органами государств Сторон предельно минимальных и предельно максимальных тарифов на перевозки грузов железнодорожным транспортом.
В рамках указанных предельно допустимых параметров организации железнодорожного транспорта будут вправе самостоятельно определять конкретные ставки тарифов в зависимости от конъюнктуры спроса, предъявляемых объемов перевозок, руководствуясь при этом методикой, установленной уполномоченным органом государства соответствующей Стороны.
Контроль за изменением уровня тарифов внутри ценового коридора будет осуществляться Комиссией Таможенного союза.
Кроме того, с 1 января 2013 г. прекращает свое существование ныне действующая система установления исключительных тарифов. Вместе с тем, Стороны могут по согласованию с Комиссией Таможенного союза устанавливать исключительные тарифы для отдельных направлений перевозок определенных грузов в случае невозможности предоставления товаропроизводителям поддержки в иной форме.
Соглашением предусмотрено сохранение действующего порядка тарифообразования для перевозок грузов из третьих стран в третьи страны транзитом через территорию ЕЭП. Данный порядок базируется на Тарифной политике железных дорог государств-участников Содружества Независимых Государств на перевозки грузов в международном сообщении.
В целях обеспечения экономической интеграции в сфере железнодорожного транспорта в Соглашении закреплены обязательства сторон по предоставлению, начиная с 1 января 2015 г. равного доступа к инфраструктуре для перевозчиков государств ЕЭП.
Для этого до 2013 года должны быть разработаны единые правила доступа к инфраструктуре, исходя из технологии работы железнодорожного транспорта, учитывающие принципы:
равенства требований к перевозчикам, установленных национальным законодательством государств сторон;
обеспечения перевозчиками надлежащего технического состояния используемого ими железнодорожного подвижного состава;
предоставления доступа в пределах пропускной способности инфраструктуры, исходя из технических и технологических возможностей;
проведения в отношении перевозчиков единой ценовой (тарифной) политики в сфере услуг инфраструктуры;
доступности информации о перечне услуг инфраструктуры, порядке их выполнения, тарифах, плате и сборах за эти услуги для всех участников перевозочного процесса на железнодорожном транспорте.
Соглашение содержит некоторые нормы, отличающиеся от предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Так, определения терминов, используемых в Соглашении (статья 2), не соответствуют определениям аналогичных терминов, содержащихся в законодательстве Российской Федерации.
Согласно абзацу седьмому статьи 2 Соглашения перевозчиком является организация железнодорожного транспорта, осуществляющая деятельность по перевозке грузов, пассажиров, багажа, грузобагажа и почтовых отправлений, имеющая соответствующую лицензию, обладающая на праве собственности либо на ином законном основании подвижным составом, включая тяговые транспортные средства.
Вместе с тем в соответствии с абзацем вторым статьи 2 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ (далее - Устав) перевозчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю).
Согласно абзацу восьмому статьи 2 Соглашения инфраструктурой признается инфраструктура железнодорожного транспорта, включающая магистральные и станционные пути, а также объекты электроснабжения, сигнализации, связи, устройства, оборудование, здания, строения, сооружения и иные объекты, технологически необходимые для ее функционирования.
В соответствии с абзацем третьим статьи 2 Устава инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.
Как следует из пункта 4 статьи 6 Соглашения, организациям железнодорожного транспорта предоставляется право принятия, исходя из экономической целесообразности, решений об изменении уровня тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов в ценовых пределах, установленных уполномоченными органами государств Сторон.
При этом необходимо учитывать, что в соответствии со статьей 4 Федерального закона "О естественных монополиях" от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ железнодорожные перевозки отнесены к сфере естественных монополий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2009 г. N 643 утверждено Положение о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, согласно которому тарифы, сборы и плата устанавливаются Федеральной службой по тарифам и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное регулирование тарифов, сборов и платы и контроль за их определением (установлением) и применением.
Пунктом 7 статьи 6 Соглашения предусмотрено право потребителей обратиться в национальный антимонопольный орган государства стороны с заявлением о защите своих нарушенных прав и интересов, а также установлена обязанность национального антимонопольного органа стороны в случае признания им обоснованности требований потребителя направить обращение о проведении рассмотрения соответствующего заявления в Комиссию Таможенного союза.
В соответствии с абзацем третьим пункта 7 статьи 6 Соглашения Комиссия Таможенного союза на основании обращения национального антимонопольного органа государства стороны, на территории которого потребитель находится или проживает, рассматривает заявление потребителя и по результатам рассмотрения вправе приостановить или отменить решение организации железнодорожного транспорта по изменению уровня тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов в рамках ценовых пределов, установленных в соответствии с методологией, утверждаемой уполномоченными органами государств сторон, а также в случае, если в ходе рассмотрения будет установлено несоответствие указанной методологии положениям данного Соглашения, вправе вынести решение об устранении выявленного несоответствия.
Однако законодательством Российской Федерации обязанность антимонопольного органа по направлению указанного обращения в Комиссию Таможенного союза не предусмотрена.
Также в законодательстве Российской Федерации не содержится норм, предусмотренных абзацем вторым пункта 8 статьи 6 Соглашения, согласно которому уполномоченным органам государств сторон предоставляется право устанавливать с 1 января 2013 г. исключительные тарифы для отдельных направлений перевозок определенных грузов в случае невозможности предоставления товаропроизводителям поддержки в иной форме только по согласованию с Комиссией Таможенного союза.
Кроме того, пунктом 5 Решения Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 9 декабря 2010 г. N 65 правительствам Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации поручено обеспечить ратификацию соглашений, формирующих ЕЭП. Соглашение о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики, входит в список договоров, формирующих ЕЭП.
В этой связи Соглашение подлежит ратификации на основании подпункта "а" пункта 1 и пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации".
Принятие проекта закона обеспечит реализацию норм, предусмотренных Соглашением, что в свою очередь позволит установить единые условия доступа потребителей к услугам железнодорожного транспорта государств Сторон, а в перспективе - перевозчиков государств Сторон к инфраструктуре железнодорожного транспорта в границах ЕЭП, создать условия для транспортного обеспечения свободного обращения товаров и беспрепятственного перемещения населения в границах ЕЭП.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О ратификации Соглашения о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики"
Реализация Соглашения о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики, подписанного в городе Москве 9 декабря 2010 года, не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, и не приведет к сокращению доходной части федерального бюджета.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием федерального закона "О ратификации Соглашения о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики"
В связи с отличием правил тарифного регулирования в Российской Федерации от предусмотренного в Соглашении порядка тарифного регулирования, принятие Федерального закона "О ратификации Соглашения о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики", потребует внесение изменений в следующие нормативные правовые акты:
- постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2009 г. N 643 "О государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок", головной разработчик - Федеральная служба по тарифам, соисполнители - Министерство транспорта Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Федеральная антимонопольная служба, срок внесения в Правительство Российской Федерации - 01.11.2012;
- постановление Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2004 г. N 787 "Об утверждении Положения об основах государственного регулирования тарифов на железнодорожном транспорте", головной разработчик - Федеральная служба по тарифам, соисполнители - Министерство транспорта Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Федеральная антимонопольная служба, срок внесения в Правительство Российской Федерации - 01.11.2012.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.