Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 565243-5 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" по вопросам образования лиц с ограниченными возможностями здоровья)
Досье на проект федерального закона
Развивая конституционные положения о равноправии граждан и общедоступности образования Закон Российской Федерации "Об образовании" (далее Закон) закрепил в качестве принципа государственной политики "адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников" (п. 3 ст. 2 Закона).
В этих же целях Закон установил государственные гарантии прав граждан с отклонением в развитии (с ограниченными возможностями здоровья) в области образования, закрепив в качестве основной гарантии обязанность государства создавать "гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов" (п. 6 ст. 5 Закона).
Вместе с тем, указанные выше рамочные положения Закона не получили необходимого развития в законодательстве, что явилось одной из основных причин того, что конституционные права граждан с ограниченными возможностями здоровья на образование и указанные нормы Закона на практике реализуются неудовлетворительно.
Предлагаемый законопроект дополняет, развивает и конкретизирует положения базового Закона Российской Федерации "Об образовании" и направлен на обеспечение конституционного права на образование лиц с нарушениями слуха, зрения, функций опорно-двигательного аппарата, умственного развития (умственной отсталостью), задержкой психического развития, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, с тяжелыми нарушениями речи, со сложными, комбинированными нарушениями в развитии и др. - лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Законопроект направлен на решение всего комплекса проблем в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, он устанавливает и закрепляет ряд важных правовых норм в этой области. А именно:
- право детей, данной категории на получение коррекционной помощи в раннем детском возрасте;
- механизм создания специальных условий для обучения и (или) воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях различных типов и видов, в том числе общеобразовательных;
- содержание обучающихся, воспитанников специальных (коррекционных) образовательных учреждений за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
В настоящее время лица с ограниченными возможностями здоровья по самым сдержанным оценкам составляют свыше 4,5% от общего числа обучающихся в образовательных учреждениях системы образования Российской Федерации. По данным Минобрнауки России, специальную педагогическую помощь получает только третья часть нуждающихся в ней детей; не получают образование 45% - 250 тысяч - детей-инвалидов школьного возраста. В отрыве от семьи в учреждениях-интернатах вынуждены обучаться 70% (около 200 тыс.) учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений, что часто не способствует их интеграции в общество.
Не обучаясь вообще или попадая в обычные школы и затем выпадая из учебного процесса, дети с отклонениями в развитии, например, умственно отсталые, зачастую пополняют ряды несовершеннолетних правонарушителей.
Отсутствие на сегодняшний день единой государственной системы раннего выявления отклонений в развитии, коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях и консультирования семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья приводит к тяжелым последствиям. Создание такой системы предусматривается законопроектом, что обеспечит в дальнейшем получение значительного социально-экономического эффекта, поскольку около 50% детей, прошедших через систему качественной дошкольной коррекционно-педагогической помощи, смогут обучаться в образовательных учреждениях общего назначения, а не в специальных (коррекционных), в которых нормативы финансирования значительно выше.
Данный законопроект потребует увеличения финансирования на создание системы ранней коррекционной помощи и на проведение образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в система общего образования, вместе с тем, указанные средства в будущем могут быть компенсированы за счет сокращения количества детей получающих образование в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях в условиях интернатного пребывания, что требует значительно больших расходов.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесение изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" (по вопросам образования лиц с ограниченными возможностями здоровья)
Предлагаемый законопроект дополняет, развивает и конкретизирует уже существующие государственные гарантии реализации права на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Реализация законопроекта потребует расходов федерального бюджета на создание специальных условий в федеральных государственных образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования. В 2006 г. расходы федерального бюджета на одного студента ВУЗа составили 155 091 098 900/2 924 600 = 55 029 рублей. Количество студентов-инвалидов составило 17681 человек. Коэффициент удорожания специального (коррекционного) образования т.е. создания специальных условий в среднем составляет 3.22. Таким образом расходы федерального бюджета на создание специальных условий для одного студента составят 122 146.38 рублей. Расходы федерального бюджета на создание специальных условий в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования составят 122 146.38 х 17681 = 2 159 670 144.78 рублей.
Число студентов государственных средних специальных образовательных учреждений - 2 473 тыс. человек. Расход на одного студента = 21 992 158 300/2 473 000 = 8893, число студентов-инвалидов - 16.5 тыс. человек. Расходы на создание специальных условий для одного студента-инвалида = 19742 рубля. Таким образом расходы бюджета на создание специальных условий для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях среднего профессионального образования = 325 743 000 руб.
Остальные положения законопроекта не потребуют расходов из федерального бюджета.
Так, государственные гарантии специальных условий для получения образования для детей с ограниченными возможностями здоровья уже установлены п. 6 ст. 5, п. 10 ст. 50 Закона Российской Федерации "Об образовании", а для детей-инвалидов - ст. 18 и 19 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Обеспечение получения общего и дошкольного образования являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. При этом:
психолого-медико-педагогические комиссии уже существуют во всех субъектах Российской Федерации (законопроект не предполагает создания новых учреждений, а лишь уточняет функции названных комиссий);
ранняя коррекционная помощь должна оказываться в рамках программ дошкольного образования, что уже имеет место в ряде субъектах Российской Федерации, в частности Самарской Области, г. Санкт-Петербурге, г. Москве и др. В Самарской области на создание и развитие системы ранней помощи в 2001 - 2006 г. было затрачено 5.5 млн. рублей. Текущая деятельность системы осуществляется за счет основной деятельности учреждений, на базе которых действуют лаборатории ранней помощи. Ранняя помощь позволит обеспечить в дальнейшем получение значительного социально-экономического эффекта, поскольку около 50% детей, получивших ее, смогут обучаться в образовательных учреждениях общего назначения (без создания для них специальных условий), а не в специальных (коррекционных), в которых нормативы финансирования значительно выше. Так в самарской области 53% детей, получивших раннюю помощь посещают образовательные учреждения общего назначения (обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего назначения путем создания для них соответствующих специальных условий - интегрированное обучение - также получило развитие в некоторых субъектах Российской федерации. Оно позволяет достичь позитивного экономического эффекта за счет снижения числа детей, обучающихся в условиях постоянного интернатного проживания, и за счет уменьшения числа детей, получающих дорогостоящее образование на дому. Например, в Самарской области норматив финансирования интегрированного обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе в пять раз меньше норматива финансирования обучения в специальном (коррекционном) образовательном учреждении);
бесплатное содержание обучающихся, воспитанников специальных (коррекционных) образовательных учреждениях в настоящее время осуществляется в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 05.01.1984 г. N 25;
финансирование создания специальных условий для получения дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования детьми-инвалидами, которые в настоящее время не получают образование должно осуществляться в рамках действующего законодательство, в частности государственных гарантий общедоступности и бесплатности дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (п. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации "Об образовании") и создания специальных условий (п. 6 ст. 5 Закона Российской Федерации "Об образовании" (ст. 18 и 19 ФЗ о социальной защите инвалидов в РФ).
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании"
(по вопросам образования лиц с ограниченными возможностями здоровья)
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" (по вопросам образования лиц с ограниченными возможностями здоровья) не потребует признания утратившими силу, приостановления изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.