Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 211397-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" направлен на снижение количества преступлений, связанных с хищениями средств сотовой связи.
По данным Министерства внутренних дел по Республике Татарстан, только за 2008 год в Республике Татарстан похищено более 17,5 тысяч сотовых телефонов. Преступления, связанные с хищением средств сотовой связи, составили четвертую часть (24,2%) в общей структуре преступности, а среди преступлений имущественного блока - более трети (34,9%).
Проблема раскрытия преступлений данной категории в настоящее время актуальна для всех без исключения регионов России. Основными причинами широкого распространения преступлений данного вида являются достаточно легкий способ изъятия и сокрытия сотовых телефонов, их высокая стоимость, а также возможность неограниченного сбыта и практически беспрепятственного использования после хищения.
Изучение отечественного и зарубежного опыта борьбы с хищениями сотовых телефонов показывает, что существует достаточно эффективная система предотвращения данных преступлений. Например, в сотовой связи стандарта GSM такая система основана на осуществлении операторами сотовой связи IMEI-контроля. Английская аббревиатура IMEI - International Mobile Equipment Identifier - расшифровывается как "международный идентификатор мобильного оборудования". IMEI - это уникальный номер, состоящий из 15 цифр, который присвоен каждому техническому устройству и запрограммирован в нем компанией-производителем либо официальным представителем с санкции компании-производителя. Не существует двух сотовых телефонов с одинаковым IMEI, не считая тех, IMEI которых был умышленно изменен. Осуществление IMEI-контроля путем включения процедуры идентификации IMEI по "черному списку" (которым устанавливается запрет доступа в систему GSM) позволяет операторам сотовой связи блокировать в своих сетях работу похищенных телефонов. Данная схема, впервые предложенная австралийской телекоммуникационной компанией Telstra, позволила сократить число заявлений о хищении аппаратов сотовой связи на 23%. Опыт австралийцев был успешно перенят рядом крупных европейских компаний сотовой связи, такими как Swisscom Mobile (Швейцария) и др.
Предложенным проектом федерального закона предполагается установить обязанность операторов связи:
- осуществлять постоянный контроль за идентификационными номерами средств сотовой связи (IMEI) посредством своих программно-технических средств, сведения о которых вносить в собственную информационную базу;
- приостанавливать оказание услуг подвижной радиотелефонной связи юридическим и физическим лицам по письменному обращению собственника средства подвижной радиотелефонной связи, а также на основании судебного решения либо мотивированного решения в письменной форме одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами;
- возобновлять оказание услуг подвижной радиотелефонной связи на основании письменного обращения собственника средства подвижной радиотелефонной связи, если приостановление услуг осуществлено на основании его письменного обращения, а также на основании решения суда либо мотивированного решения в письменной форме одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, который принял решение о приостановлении оказания услуг подвижной радиотелефонной связи.
Данные нормы могут стать существенным инструментом профилактики преступлений, связанных с хищениями средств подвижной радиотелефонной связи, так как похищенные аппараты невозможно будет использовать в сетях операторов подвижной радиотелефонной связи и, соответственно, спрос на нелегальном рынке на такие телефоны сократится. В свою очередь, это приведет к существенному снижению количества хищений средств подвижной радиотелефонной связи и обеспечит защиту конституционных прав граждан.
Принятие настоящего законопроекта привлечения дополнительных бюджетных ассигнований и финансовых обременений со стороны сотовых компаний не потребует. В настоящее время всеми операторами, предоставляющими услуги подвижной радиотелефонной связи на территории Российской Федерации, используются оборудование и программное обеспечение, позволяющие определять установленные производителями идентификационные номера средств подвижной радиотелефонной связи. Кроме того, успешно функционируют информационные базы операторов подвижной радиотелефонной связи, содержащие сведения об IMEI и абонентах, что позволяет проводить их сверки с централизованным федеральным учетом АИПС "Номерные вещи" Главного информационно-аналитического центра Министерства внутренних дел России.
Определение порядка создания, эксплуатации, доступа к базе и определение ее формата и структуры в целом предполагает принятие иного нормативного правового акта, в том числе определяющего ответственный федеральный орган исполнительной власти за ведение базы данных средств подвижной радиотелефонной связи.
Одновременно инициируется внесение изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности".
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи"
В случае принятия федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" необходимо внести изменения в:
1) Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации;
2) Федеральный закон от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.