Официальный отзыв Правительства РФ
на проект федерального закона N 211397-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи", вносимый Государственным Советом Республики Татарстан, депутатами Государственной Думы В.Л. Горбачевым, В.Я. Комиссаровым, Г.И. Сергеевой, Р.В. Кармазиной, О.В. Жолобовым, В.В. Антоновым, В.Ф. Кузнецовым, И.Б. Муслимовым
Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный законопроект.
Законопроектом предусматривается дополнить Федеральный закон "О связи" (далее - Федеральный закон) положениями, регулирующими порядок приостановления оказания услуг подвижной радиотелефонной связи, а также возлагающими на операторов связи обязанности по предоставлению уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную# деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, информации о пользователях услугами связи и об оказанных им услугах подвижной радиотелефонной связи.
Предлагаемое в законопроекте определение "идентификационный номер средства подвижной радиотелефонной связи" требует существенной доработки, поскольку в соответствии со статьей 2 Федерального закона средствами связи являются технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг связи или обеспечении функционирования сетей связи. Таким образом, к средствам связи относится большое количество разнообразного оборудования и программных средств, а не только пользовательское (оконечное) оборудование, подключаемое к сети подвижной радиотелефонной связи.
Предлагаемое в законопроекте определение "идентификационный номер средства подвижной радиотелефонной связи" требует доработки также и потому, что не ясны формулировки, используемые в определении - "компьютерная информация" и "визуальный контроль".
Как следует из пояснительной записки к указанному законопроекту, идентификационный номер средства связи - это международный идентификатор мобильного оборудования (далее - идентификатор), который присвоен каждому техническому устройству и запрограммирован в нем компанией-производителем либо официальным представителем с санкции компании-производителя. В то же время перечисленные признаки не нашли отражения в определении, сформулированном в пункте 1 статьи 1 законопроекта.
Правовые гарантии уникальности идентификатора в настоящее время отсутствуют, так как российский рынок перенасыщен так называемыми "серыми телефонами" и абонентскими станциями с измененными идентификаторами. Многие производители выпускают значительные партии абонентских станций с идентичными идентификаторами. При приостановлении оператором связи оказания услуг связи абоненту могут быть затронуты законные права пользователя подвижной радиотелефонной связи, так как он может являться добросовестным покупателем и не знать об истинном происхождении приобретенной абонентской станции.
Таким образом, представляется неправомерным прекращение оказания услуг абонентам подвижной радиотелефонной связи в случае включения идентификатора их абонентских устройств в реестр похищенных абонентских станций.
Предлагаемое подпунктом "а" пункта 3 статьи 1 законопроекта изменение ограничивает полномочия правоохранительных органов по получению сведений об абонентах и оказанных им услугах связи. Так, предлагаемый вариант допускает получение сведений только об "услугах подвижной радиотелефонной связи", в то время как пункт 1 статьи 64 Федерального закона позволяет уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, получать информацию об услугах связи вне зависимости от их вида.
Сферой правового регулирования статьи 64 Федерального закона являются правоотношения, возникающие в области связи при осуществлении правоохранительными органами государства оперативно-разыскной деятельности, мероприятий по обеспечению безопасности Российской Федерации или следственных действий. Собственник средства подвижной связи субъектом таких правоотношений являться не может. В связи с этим недопустимо и наделение его какими-либо властными полномочиями по отношению к операторам связи при возникновении такого рода правоотношений.
Остается неясным и порядок технической реализации операторами связи меры по приостановлению оказания услуг связи. Возможность оказания услуг подвижной радиотелефонной связи неразрывно связана с таким идентификатором как "SIM-карта", а не с пользовательским (оконечным) оборудованием, а также с выделением абоненту абонентского номера, однозначно определяющего оконечный элемент сети связи, но не вид (модель, серийный номер и т.п.) оборудования, используемого в качестве пользовательского.
На основании вышеизложенного Правительство Российской Федерации указанный законопроект не поддерживает.
Заместитель Председателя |
С. Собянин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.