Заключение Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Государственной Думы Федерального Собрания РФ
от 15 июня 2011 г.
на проект федерального закона N 492553-5 "О внесении изменения в статью 54 Федерального закона "О связи", внесенный В.Л. Евтуховым в период исполнения им полномочий члена Совета Федерации
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 492553-5 "О внесении изменения в статью 54 Федерального закона "О связи", внесенный В.Л. Евтуховым в период исполнения им полномочий члена Совета Федерации, Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи отмечает следующее.
Законопроектом предлагается дополнить статью 54 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" пунктом 3, предусматривающим, что сумма, которую оператор подвижной радиотелефонной связи может истребовать с абонента - физического лица за услуги связи, оказанные данному абоненту в течение одного календарного месяца другим оператором подвижной радиотелефонной связи, не может превышать трех тысяч рублей за исключением средств, внесенных абонентом - физическим лицом в виде аванса.
При этом законопроект не содержит нормы, которая бы предусматривала регулирование отношений оператора и абонента в ситуации, когда абонент продолжает пользоваться услугами связи в международном роуминге при превышении их общей стоимости в сумме, равной трем тысячам рублей. Кроме того, законопроект не определяет каких-либо правовых, экономических и иных последствий данной ситуации.
Рассматриваемое положение законопроекта носит административный характер государственного регулирования сферы формирования стоимости (цены) соответствующих услуг связи, поскольку независимо от объема услуг, потребленных абонентом в международном роуминге, их общая стоимость должна составлять не более трех тысяч рублей в месяц.
Из содержания законопроекта следует, что оператор связи не вправе истребовать с абонента, использующего кредитную форму оплаты при осуществлении расчетов, сумму, превышающую установленный размер, равный трем тысячам рублей.
Таким образом, законопроект направлен на установление ограничения максимальной суммы, которую оператор связи вправе истребовать с абонента независимо от объема потребленных услуг связи в международном роуминге. Тем самым реализация положений законопроекта повлечет за собой убыточность деятельности операторов подвижной радиотелефонной связи при оказании услуг связи, что не соответствует основной цели предпринимательской деятельности - получению прибыли в результате осуществления этой деятельности.
Пояснительная записка к законопроекту содержит утверждение о том, что аналогичные нормы установлены и в Европейском союзе, является ошибочным. Действительно, в Европейском союзе с 1 июля 2010 г. в соответствии с Регламентом (ЕС) N 544/2009 от 18 июня 2009 г. (далее - регламент) установлен предельный лимит за трафик в международном роуминге, минимальная сумма которого, если абонентом не установлен более высокий предел, составляет по умолчанию 50 евро.
Согласно названному регламенту оператор связи вправе предлагать своим роуминговым абонентам и другие лимиты с большими или меньшими максимальными финансовыми ограничениями. Также регламентом предусмотрено, что в Европейском союзе данный лимит применяется в отношении не всех услуг связи, потребляемых абонентом в международном роуминге (голосовые услуги, SMS, услуги Интернет, пр.), а только в отношении услуг по передаче данных. Более того, при достижении абонентом данного лимита по стоимости услуг передачи данных в международном роуминге европейский оператор связи обязан прекратить оказание таких услуг.
Правительство Российской Федерации не поддерживает представленный законопроект.
Имеются замечания Правового управления Аппарата государственной Думы.
В связи с вышеизложенным, Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 492553-5 "О внесении изменения в статью 54 Федерального закона "О связи".
Председатель Комитета |
С.В. Железняк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.