Заключение Комитета Государственной Думы по собственности
от 24 мая 2007 г. N 3.9-95/5.2
на проект федерального закона N 424739-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы Е.В. Паниной, Ю.Г. Медведевым, Ю.А. Барзыкиным, А.А. Шимановым, В.С. Груздевым, И.А. Исаковым, А.Б. Коганом, А.Е. Лихачёвым
Досье на проект федерального закона
Комитет по собственности рассмотрел указанный законопроект и отмечает следующее.
Законопроектом вносятся изменения:
в Федеральный закон "О финансовой аренде (лизинге)", позволяющие субъектам малого и среднего предпринимательства осуществлять лизинговые платежи поставками произведенной продукции на условиях, предусмотренных договорами лизинга;
в Федеральный закон "О бухгалтерском учете", освобождающие организации и предпринимателей, перешедших на упрощенную систему налогообложения и (или) налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, от необходимости ведения бухгалтерского учета;
в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", освобождающие организации и предпринимателей, являющихся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход от применения контрольно-кассовой техники;
в Федеральные законы "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", относящие к вопросам местного значения полномочия по содействию в развитии и созданию условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства с наделением поселений и городских округов соответствующим имуществом - объекты нежилого фонда и имущество объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса.
Безусловно, Комитет по собственности поддерживает предлагаемые изменения и считает их крайне актуальными и своевременными.
Вместе с тем, Комитет считает необходимым отметить крайнюю неопределенность и расплывчатость отдельных правовых норм законопроекта, вступление которых в силу в качестве закона без соответствующих изменений и дополнений может повлечь за собой крайне негативные последствия. В первую очередь это относится к имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства.
Законопроектом органам государственной власти и органам местного самоуправления предоставляется право формирования целевых фондов имущества и целевых фондов оборудования, машин, установок, механизмов. Однако ни в одном из двух законопроектов не определен порядок формирования таких фондов, критерии отнесения соответствующего имущества к данной категории, не определена компетенция органов, принимающих подобные распорядительные решения.
В рамках проводимой административной реформы Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органам местного самоуправления предписано в срок до 1 января 2009 года осуществить приватизацию всего "коммерческого" муниципального имущества, не предназначенного для реализации органами местного самоуправления законодательно предусмотренных публичных функций и полномочий. Фактически вводимые законопроектом дополнительные полномочия останавливают проведение такой реформы, так как в представленной редакции любое муниципальное образование может свернуть приватизацию муниципального имущества ссылаясь на то, что последнее полностью причислено к целевому фонду поддержки малого и среднего бизнеса.
В качестве одного из видов имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства законопроект определяет "формирование особенностей" приватизации государственного и муниципального имущества упомянутыми субъектами. Однако согласно законодательству установление таких "особенностей" является исключительной прерогативой Российской Федерации, а не органов государственной власти и, тем более, органов местного самоуправления. В тоже# время подобный подход вступает в противоречие с базовым принципом законодательства о приватизации о равенстве прав покупателей государственного и муниципального имущества и недопустимости установления преференций для любой из категорий субъектов рыночных отношений.
Таким образом законопроект нуждается в существенной доработке в аспекте уточнения и конкретизации отдельных правовых механизмов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Исходя из изложенного Комитет по собственности считает возможным поддержать концепцию законопроекта N 424739-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении при условии доработки ко второму чтению в аспекте замечаний предложений, изложенных в настоящем заключении.
Председатель Комитета |
В.С. Плескачевский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.