Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 568897-5 "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен в целях регламентации вопросов, связанных с прохождением службы в органах внутренних дел Российской Федерации.
Данный федеральный закон призван заменить для сотрудников органов внутренних дел (далее - сотрудники), проходящих службу в федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел, Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-I, нормы которого не отвечают современным требованиям, предъявляемым к такого рода актам о системе государственной службы Российской Федерации.
Положениями законопроекта регулируются правоотношения при поступлении граждан Российской Федерации на службу в органы внутренних дел и ее прохождении на должностях сотрудников в федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел и не на должностях сотрудников в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) актами Президента Российской Федерации.
Законопроектом для сотрудников учреждаются специальные звания (полиции, внутренней службы или юстиции). При этом законопроектом сохраняются традиционные институты присвоения специальных званий в соответствии с замещаемой должностью, закрепляются системные подходы к соотнесению специальных званий с воинскими званиями и классными чинами федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации.
Отдельная глава законопроекта посвящена должностям сотрудников. В главе определены общие квалификационные требования к этим должностям. Должности сотрудников подразделяются на должности высшего начальствующего состава, старшего начальствующего состава, среднего начальствующего состава, младшего начальствующего состава и рядового состава. Все должности сотрудников подлежат включению в соответствующие перечни должностей.
В целях регламентации правового положения (статуса) сотрудника законопроектом определяется понятие "сотрудник" и устанавливаются основные права и обязанности сотрудников, а также ограничения и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел.
Законопроектом устанавливаются обязательность служебных отношений на контрактной основе, конкурсный порядок отбора кандидатур на замещение отдельных должностей, возможность ротации ряда руководителей по истечении шести лет пребывания в замещаемой должности, порядок урегулирования конфликта интересов, антикоррупционные и другие правовые механизмы, основанные на законодательстве о государственной службе Российской Федерации.
Законопроектом вводится такое понятие, как "контракт", определяются стороны, содержание, формы и сроки действия контракта, а также порядок его заключения; детально регламентируются вопросы испытания при поступлении на службу в органы внутренних дел, перевода на другую должность или изменения существенных условий контракта с согласия сотрудника. Законопроектом устанавливается исчерпывающий перечень оснований прекращения контракта либо его расторжения, а также перечень оснований увольнения сотрудников со службы в органах внутренних дел.
Законопроектом предлагается законодательно закрепить общепринятые для правоохранительных органов положения, касающиеся единоначалия и субординации при прохождении службы, единства организации прохождения службы, обязательного профессионального отбора при поступлении на службу. Законопроектом определяется порядок обработки, хранения и передачи персональных данных сотрудников, а также порядок ведения личных дел и реестров сотрудников.
Отдельная глава законопроекта посвящена вопросам применения к сотрудникам мер поощрения, а также вопросам соблюдения служебной дисциплины, наложения на сотрудников дисциплинарных взысканий и организации служебных проверок.
В законопроекте регламентируются вопросы служебного времени и времени отдыха сотрудников, определяются нормальная продолжительность служебного времени, условия установления ненормированного служебного дня, а также обеспечивается единый подход к установлению продолжительности отпусков. Продолжительность отпуска ставится в зависимость от выслуги лет и от условий прохождения службы.
Законопроектом предусматривается введение на законодательном уровне для сотрудников должностного регламента (должностной инструкции), в соответствии с которым будет осуществляться профессиональная служебная деятельность сотрудника, будут определяться его должностные обязанности, права и другие характеристики служебной деятельности.
Детально регламентируется в законопроекте порядок проведения аттестации сотрудников.
Реализация определенных законопроектом принципов и приоритетных направлений формирования кадрового состава органов внутренних дел должна обеспечить решение задач, связанных с обновлением и ротацией кадрового состава.
Совершенствованию профессиональных качеств сотрудников должны содействовать нормы законопроекта, касающиеся профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировки сотрудников.
Принятие законопроекта позволит повысить эффективность профессиональной служебной деятельности сотрудников, что будет содействовать также более эффективной работе соответствующих органов и обеспечению при этом законных прав и интересов граждан.
При подготовке законопроекта учтен положительный отечественный и зарубежный опыт.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации"
Проектом федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации" (далее - законопроект) регулируются вопросы прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, а также предоставления отдельных государственных гарантий, связанных с прохождением службы сотрудниками органов внутренних дел (далее - сотрудники).
Расчет потребности дополнительных средств на реализацию предусмотренных в законопроекте социальных гарантий в части, касающейся денежного довольствия и иных выплат сотрудникам, их медицинского, жилищного, пенсионного обеспечения, обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников, произведен в согласованном с Минфином России, Минэкономразвития России и Минрегионом России финансово-экономическом обосновании к проекту федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Вместе с тем в указанном финансово-экономическом обосновании не учтены бюджетные ассигнования на выполнение действующих расходных обязательств, предусмотренных в законопроекте статьей 53 "Служебное время", и, следовательно, в планируемом фонде реформируемого денежного довольствия не учтены выплаты денежной компенсации сотрудникам вместо предоставления дополнительных дней отдыха за работу сверх установленной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.
Для принятия исчерпывающих мер по борьбе с терроризмом, обеспечению безопасности граждан, охране правопорядка в стране в период проведения общественно-политических и других массовых мероприятий подразделения федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел периодически переводятся на усиленный вариант несения службы.
По усиленному варианту сотрудники несут службу по 12 часов ежедневно, без выходных дней. При этом возможность предоставления сотрудникам дополнительных дней отдыха за сверхурочную работу ограничена.
Особенности службы в органах внутренних дел не позволяют обеспечить соблюдение установленного статьей 99 Трудового кодекса Российской Федерации ограничения продолжительности сверхурочных работ - не более 120 часов в год.
Кроме того, в условиях сокращения штатной численности органов внутренних дел на 20 процентов привлечение сотрудников к выполнению служебных обязанностей сверх установленной продолжительности рабочего времени возрастет не менее чем на 10 процентов.
Согласно сложившейся практике общая продолжительность сверхурочной работы сотрудников в течение года составляет порядка 107 745 тыс. человеко-часов, или 160 часов в расчете на одного человека.
С учетом возможностей федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на выплату компенсации за сверхурочную работу в 2010 году было направлено 2,5 млрд. рублей, что позволило произвести оплату до 37 711 тыс. человеко-часов указанной работы (56 часов в расчете на одного человека), или 35 процентов общего количества отработанных часов сверх установленной продолжительности служебного времени.
Остальное время сверхурочной работы в количестве 70 034 тыс. человеко-часов (104 часа в расчете на одного человека), или 65 процентов их общего количества, было компенсировано путем предоставления дополнительных дней отдыха.
При сохранении сложившихся пропорций между выплатой денежной компенсации и предоставлением дополнительных дней отдыха за сверхурочную работу, а также с учетом принятых решений о переводе с 1 января 2012 г. численности милиции общественной безопасности на финансирование из федерального бюджета и о параметрах реформирования денежного довольствия сотрудников расходы федерального бюджета в 2012 году на выплату денежной компенсации за работу сверх установленной продолжительности служебного времени составят порядка 9,5 млрд. рублей.
Учитывая изложенное, а также то, что бюджетные ассигнования на оплату труда в 2012 году полностью задействованы в расчетах фонда реформируемого денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел, минимальная дополнительная потребность в ассигнованиях федерального бюджета на выплату денежной компенсации сотрудникам вместо предоставления дополнительных дней отдыха за работу сверх установленной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни составляет 9,5 млрд. рублей.
Принимая во внимание, что данная норма законопроекта является действующим расходным обязательством, указанная дополнительная потребность в ассигнованиях должна учитываться при формировании проекта федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов.
Реализация других положений законопроекта будет осуществлена в пределах ассигнований, предусмотренных на содержание федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.