Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 571642-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Во исполнение поручений Правительства Российской Федерации от 20 мая 2010 г. N СС-П16-3306 и от 24 ноября 2010 г. N ВВ-П16-7982 Минэкономразвития России разработан проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект), направленный на создание и развитие действенного механизма досудебного (внесудебного) обжалования, позволяющего обеспечить соблюдение прав или законных интересов граждан и организаций при предоставлении государственных и муниципальных услуг, в том числе путем установления ответственности должностных лиц федеральных органов исполнительной власти за несоблюдение требований законодательства.
В настоящее время Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ) установлен порядок обращения граждан в органы государственной власти, органы местного самоуправления. Согласно Федеральному закону N 59-ФЗ жалобы граждан, которые по своей природе требуют оперативного принятия решений и восстановления нарушенных прав и законных интересов, рассматриваются в общем порядке, наравне с иными обращениями. Тем самым обжалование чаще всего не помогает получению своевременной и качественной государственной или муниципальной услуги. Как правило, жалобы переадресовываются в соответствующие органы власти и поступают на рассмотрение должностным лицам, которые фактически не несут никакой ответственности за формальный ответ или игнорирование жалобы.
Следует отметить, что Федеральный закон N 59-ФЗ не регулирует вопросы обращений в органы государственной власти и органы местного самоуправления юридических лиц.
Альтернативой обращения в соответствии с Федеральным законом N 59-ФЗ является подача иска в суд. Однако существующие возможности судебного урегулирования соответствующих вопросов весьма затратны для граждан и организаций во временном, финансовом и организационном отношении, при этом вопрос, по которому принимается судебное решение, к моменту исполнения часто теряет актуальность для заявителя.
Вместе с тем право заявителей на досудебное (внесудебное) рассмотрение жалоб (претензий) в процессе получения государственных (муниципальных) услуг закреплено в пункте 4 статьи 5 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ).
Однако Федеральный закон N 210-ФЗ не устанавливает процедуру рассмотрения жалоб (претензий), а также административную ответственность должностных лиц федеральных органов исполнительной власти за нарушение прав граждан и организаций при предоставлении государственных услуг.
Таким образом, в целях создания и развития действенного механизма досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, а также организаций, участвующих в предоставлении государственной и (или) муниципальной услуги, законопроектом предусматривается внесение изменений:
в Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" в части закрепления общих требований к порядку подачи и рассмотрения административной жалобы;
в часть 5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности должностных лиц федеральных органов исполнительной власти за нарушение установленных стандартов и порядка предоставления государственных услуг. Законопроектом предлагается закрепить особый статус административной жалобы (далее - жалоба) на решения и действия (бездействие) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, организаций, участвующих в предоставлении государственной и (или) муниципальной услуги, а также порядок их рассмотрения и принятия по ним решений по сравнению с другими обращениями граждан и организаций. Это позволит обеспечивать соблюдение установленных стандартов предоставления государственных и муниципальных услуг.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду глава 5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Так, законопроектом предлагается закрепить возможность оперативной подачи жалобы заявителем в письменной форме на бумажном носителе или в электронной форме, а также по телефону в орган, предоставляющий государственную услугу, орган, предоставляющий муниципальную услугу, на имя должностного лица, уполномоченного на рассмотрение жалоб - заместителя руководителя соответствующего органа (территориального органа), который руководит деятельностью комиссии по рассмотрению административных жалоб, формируемой решением руководителя соответствующего органа из равного числа государственных или муниципальных служащих этого органа и представителей общественности.
Жалоба на решения и действия (бездействие) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих может быть направлена в многофункциональный центр, а также с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, официального сайта органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, единого портала государственных и муниципальных услуг, регионального портала государственных и муниципальных услуг либо при личном приеме заявителя.
Срок рассмотрения жалобы законопроектом предлагается установить до десяти рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, а также должностными лицами, государственными или муниципальными служащими в принятии документов у заявителя, либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или нарушения установленного срока таких исправлений в течение трех рабочих дней со дня ее регистрации.
По результатам рассмотрения жалоба может быть удовлетворена либо в удовлетворении жалобы может быть отказано.
Жалоба на решения и действия (бездействие) организации, участвующей в предоставлении государственной и (или) муниципальной услуги, подается в форме заявления в суд, арбитражный суд.
Законопроектом вводится ответственность должностных лиц федеральных органов исполнительной власти за нарушение установленных стандартов и порядка предоставления государственных услуг, а также ответственность за неправомерный отказ в удовлетворении административной жалобы.
Для этого Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предлагается дополнить следующими составами административных правонарушений:
грубое нарушение должностным лицом федерального органа исполнительной власти, предоставляющего государственные услуги, сроков предоставления государственных услуг, предусмотренных административными регламентами, а в случае отсутствия соответствующих административных регламентов - иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги;
затребование должностным лицом федерального органа исполнительной власти, предоставляющего государственные услуги, документов, платы, не предусмотренных административными регламентами, а в случае отсутствия соответствующих административных регламентов - иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги;
отказ уполномоченного должностного лица федерального органа исполнительной власти, предоставляющего государственные услуги, в принятии документов у заявителя;
грубое нарушение должностным лицом федерального органа исполнительной власти сроков регистрации запроса заявителя о предоставлении государственных услуг, предусмотренных административными регламентами, а в случае отсутствия соответствующих административных регламентов - иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги;
несоблюдение должностным лицом федерального органа исполнительной власти, наделенного полномочиями по рассмотрению административных жалоб, порядка рассмотрения административной жалобы, выразившееся в отказе ее регистрации, нарушении сроков ее рассмотрения и принятия по ней решения, а равно заведомо неправомерный отказ в удовлетворении административной жалобы;
отказ должностного лица федерального органа исполнительной власти, предоставляющего государственную услугу, в исправлении допущенных опечаток и ошибок или нарушение установленного срока таких исправлений.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Создание и функционирование федеральной информационной системы досудебного (внесудебного) обжалования будет осуществляться за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
В случае принятия проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.