Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 476682-4 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Государственная целостность федеративного государства и обеспечение его суверенитета в значительной мере зависят от создания согласованных и открытых финансовых отношений между федеральным центром и субъектами Российской Федерации, исходя из принципа разграничения доходных и расходных полномочий.
Построение федеративных отношений реально лишь тогда, когда процесс финансовой деятельности отражает федеративные начала, в частности, способы бюджетных взаимоотношений в государстве. Решающим условием эффективного функционирования федеративного государства является разработка рациональной системы бюджетных отношений между уровнями власти, которая способна обеспечить соответствие между доходами и расходами как в центре, так и на местах и должна быть одинаково справедливой с точки зрения разделения финансового бремени для всех субъектов Российской Федерации.
Сложившаяся система межбюджетных отношений требует более глубокого и энергичного реформирования. Основной целью развития бюджетного федерализма является установление четкого разграничения доходных и расходных полномочий между федеральным центром и субъектами Российской Федерации, позволяющих обеспечить финансовую самостоятельность и ответственность региональных и местных органов власти, повышение их заинтересованности в эффективном управлении финансами, поддержку экономического развития территорий, проведение структурных реформ.
Конституция Российской Федерации уравнивает в правах все субъекты Российской Федерации, разграничивает полномочия Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. Однако при этом возникает ряд проблем, связанных с фактически неравным положением субъектов Российской Федерации.
Необходимо обеспечить более полную самостоятельность бюджета каждого субъекта Российской Федерации, высокую степень автономности местных бюджетов и одновременно сохранение за федеральным центром доминирующего положения в решении узловых вопросов финансового обеспечения строительства и деятельности государства.
Реализация предложенного принципа федерализма бюджетной системы Российской Федерации предполагает создание возможностей региональным органам власти по наращиванию экономического потенциала территорий, а также дает возможность более оперативно решать вопросы расходования бюджетных средств.
Настоящий проект федерального закона вводит в Бюджетный кодекс Российской Федерации понятие принципа федерализма бюджетной системы Российской Федерации, который означает, что доля доходов федерального бюджета в доходах консолидированного бюджета Российской Федерации не может превышать 50 процентов, при этом законопроектом устанавливается переходный период с 2008 по 2011 годы. Принятие данного Закона позволит определить границы финансовой самостоятельности субъектов Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" не потребуют дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.