Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по делам Федерации и региональной политике
по проекту федерального закона N 476682-4 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации", внесенному Государственной Думой Ставропольского края
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 24 января 2008 года (протокол N 5, пункт 32) Комитет Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике рассмотрел проект федерального закона N 476682-4 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается дополнить перечень принципов бюджетной системы Российской Федерации принципом федерализма бюджетной системы Российской Федерации, предполагающим, что доля доходов федерального бюджета в доходах консолидированного бюджета Российской Федерации не может превышать 50 процентов. При этом, указанное требование вступает в силу с 1 января 2011 года, а на переходный период законопроектом предусмотрено постепенное уменьшение доли доходов федерального бюджета в доходах консолидированного бюджета Российской Федерации (55 процентов в 2009 году и 52 процента 2010 году).
Создание упорядоченной системы бюджетного устройства, направленной на организацию органами государственной власти и местного самоуправления самостоятельной налогово-бюджетной политики в рамках законодательно установленного разграничения полномочий и ответственности всех уровней власти, является системообразующим принципом бюджетного федерализма.
Принятие в рамках реформы федеративных отношений и местного самоуправления федеральных законов от 04.07.2003 г. N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", поправок в Бюджетный и Налоговый кодексы Российской Федерации, а также других федеральных законов упорядочило полномочия между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. При этом были установлены и закреплены стабильные доходные источники бюджетов, а также определены принципы формирования и распределения финансовой помощи, предоставляемой из федерального бюджета.
Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" реализует, изложенную в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике в 2008 - 2010 годах" бюджетную и налоговую стратегии на среднесрочную перспективу, создавая все необходимые условия для поступательного социально-экономического развития Российской Федерации и решения поставленных в Посланиях Президента Российской Федерации задач при обеспечении долгосрочной макроэкономической стабильности и устойчивости бюджетной системы, безусловного исполнения как ранее принятых, так и принимаемых расходных обязательств, повышении эффективности и результативности бюджетных расходов и государственной политики в целом.
Действующим Бюджетным кодексом Российской Федерации закреплены на постоянной основе за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации налоговые доходы в соответствии с расходными обязательствами публично-правовых образований, с учетом выравнивания бюджетной обеспеченности последних.
Соотношение доходов консолидированного бюджета Российской Федерации, складывающееся по окончании финансового года, в определенных пропорциях в результате исполнения доходов федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации может ежегодно варьироваться и зависеть в соответствующем налоговом периоде от внутренних и внешних условий, в частности, от внешнеэкономической конъюнктуры, влияющей на объемы поступлений нефтегазовых доходов.
Предлагаемое закрепление долей доходов в консолидированном бюджете Российской Федерации: федеральный бюджет - 50 % и консолидированные бюджеты субъектов Федерации - 50 %, приведет к ежегодному пересмотру установленного как бюджетным, так и налоговым законодательством распределения доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, что не отвечает ключевым направлениям реформирования межбюджетных отношений, которое предполагает, прежде всего, закрепление на постоянной основе доходных источников за соответствующими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.
Кроме того, согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации, начиная с текущего года, значительная часть доходов федерального бюджета подлежит зачислению в соответствии с определенными нормативами в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, формирование которых имеет целью обеспечения долгосрочной устойчивости бюджетной системы Российской Федерации в увязке с макроэкономической стабильностью. Предлагаемое закрепление пропорций распределения доходных источников между уровнями бюджетной системы поставит под угрозу достижение поставленных целей и потребует пересмотра уже принятого как бюджетного, так и налогового законодательства.
С учетом изложенного, Комитет по делам Федерации и региональной политике не поддерживает принятие проекта федерального закона N 476682-4 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации", внесенный Государственной Думой Ставропольского края
Первый заместитель |
Г.С. Изотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.