Заключение Аппарата Правительства РФ
на проект федерального закона N 572983-5 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации", вносимый депутатом Государственной Думы А.В."Беляковым
Досье на проект федерального закона
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен указанный проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.
Законопроектом предлагается установить меры уголовно-правового характера, позволяющие, по мнению автора законопроекта, снизить рецидив преступлений среди лиц, совершивших изнасилование или насильственные действия сексуального характера в отношении несовершеннолетних.
С этой целью предусматриваются изменения в статьи 97 и 99 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК), а также дополнение УК новой статьей 101.1 устанавливающей такой вид принудительных мер медицинского характера, как химическая кастрация.
Законопроект носит затратный характер. Однако в нем в нарушение требований статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации отсутствуют нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, в том числе в случае необходимости порядок передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
При этом обращаем внимание на то, что эффект химической кастрации обратим. В связи с этим прием соответствующих препаратов должен быть длительным и регулярным, что предполагает неоднократные затраты на проведение процедуры химической кастрации, а не разовым, как это предусматривается в финансово-экономическом обосновании к законопроекту.
Кроме того, по законопроекту имеются следующие замечания.
Согласно части первой предлагаемой статьи 101.1 УК химическая кастрация осуществляется путем введения в организм осужденного гормональных препаратов, перечень которых устанавливается законодательством Российской Федерации. Следовательно, реализация законопроекта потребует принятия законодательного акта, устанавливающего перечень препаратов, необходимых для проведения указанной процедуры.
Внесение предлагаемых изменений в УК влечет также необходимость внесения изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - УПК) в части норм, касающихся производства о применении принудительных мер медицинского характера.
Вместе с тем перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесений изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации", не предусматривает подготовку соответствующих изменений УПК, а также разработку законодательного акта, устанавливающего соответствующий перечень гормональных препаратов.
Согласно части второй предлагаемой статьи 101.1 УК обеспечение применения химической кастрации возлагается на органы системы здравоохранения, что представляется затруднительным с учетом нахождения осужденного в местах лишения свободы.
Норма, содержащаяся в пункте 2 статьи 2 законопроекта, представляется необоснованной, поскольку необходимость проведения процедур химической кастрации осужденных не может рассматриваться как наступление страхового случая, подлежащего страховому обеспечению по обязательному медицинскому страхованию, ввиду принудительного характера данной меры.
Пункт 3 статьи 2 законопроекта предписывает уполномоченному органу государственной власти в сфере здравоохранения разработать и утвердить нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения процедуры химической кастрации. Вместе с тем законопроект не может содержать поручения органу государственной власти в области здравоохранения, поскольку дача таких поручений - прерогатива Правительства Российской Федерации (статья 12 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации").
На основании изложенного Правительство Российской Федерации законопроект не поддерживает.
Заместитель Председателя |
В. Володин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.