Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
на проект федерального конституционного закона N 546497-5 "О внесении изменений в статью 42 Федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Настоящий законопроект был внесен в Государственную Думу депутатами Государственной Думы В.А. Васильевым, П.В. Крашенинниковым, В.Н. Плигиным, В.П. Водолацким в целях снятия ограничений для верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов и районных судов в избрании места рассмотрения относящихся к их подсудности уголовных, гражданских и административных дел.
Для реализации поставленной цели законопроектом предусмотрено внесение изменений в части 6 и 8 статьи 42 Федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации".
Статьей 42 Федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" установлено, что местом пребывания верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов являются административные центры субъектов Российской Федерации, а местом постоянного пребывания районного суда является районный центр.
Частями 6 и 8 указанной статьи установлено право верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, районных судов проводить заседания и в других населенных пунктах, если они сочтут это необходимым, но с ограничением, что эти населенные пункты должны находиться в пределах территориальной подсудности соответствующего суда.
Вместе с тем такое ограничение самостоятельности, независимости судей в избрании места рассмотрения конкретного дела может оказать негативное влияние на законность и справедливость рассмотрения дела и затруднить отправление правосудия. По сложившейся практике уголовные, гражданские и административные дела рассматриваются судами в основном в здании судов, специально оборудованных и подготовленных для проведения судебных заседаний. Однако, в случае особой актуальности дела, в случае необходимости придания ему общественного звучания, а также в случае необходимости организации защиты судей, других участников процесса или в случае нахождения большинства доказательств (в том числе свидетелей и потерпевших) на отдаленной от места пребывания суда территории, суд должен обладать правом избрания места проведения судебного заседания в населенном пункте, в котором будет в наибольшей степени обеспечена законность и справедливость отправления правосудия, в том числе за пределами территориальной подсудности конкретного суда.
Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Утверждено на заседании Комитета 17 мая 2011 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.