Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 574772-5 "О внесении изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания мобилизационного людского резерва"
Досье на проект федерального закона
Законопроект является итогом деятельности рабочей группы, созданной в соответствии с Регламентом Государственной Думы Решением Комитета Государственной Думы по обороне от 20 ноября 2008 года N 32/1, с участием представителей Минобороны России, МВД России, Минфина России и ФСБ России.
В мае 2007 года Президентом Российской Федерации утверждена Концепция создания новой системы подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время специальных формирований в новых условиях социально-экономического развития Российской Федерации (далее - Концепция).
Целью создания новой системы подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов согласно Концепции является обеспечение гарантированного доукомплектования Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов в установленные сроки военно-обученными мобилизационными людскими ресурсами как в период мобилизации, так и для разрешения кризисных ситуаций.
Сущность предлагаемых изменений в системе подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов заключается в том, что в составе запаса Вооруженных Сил Российской Федерации, запаса Службы внешней разведки Российской Федерации и запаса Федеральной службы безопасности Российской Федерации выделяется мобилизационный людской резерв (далее - резерв).
При этом включение граждан в состав резерва будет осуществляться на добровольной основе путем заключения с ними контракта, определяющего основные условия пребывания гражданина в составе резерва.
Остальные граждане, пребывающие в запасе, будут относится к мобилизационному людскому ресурсу.
Комплектование резерва планируется осуществляться исходя из наличия продолжительности военной подготовки у граждан, пребывающих в запасе, их годности к военной службе и возраста.
Подготовка резервистов будет обеспечиваться путем регулярного прохождения ими военных сборов, привлечения их к мероприятиям оперативной, мобилизационной, боевой подготовки и тренировочным занятиям в конкретных воинских частях в которые в соответствии с контрактом они предназначаются.
Создание новой системы подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов планируется осуществлять поэтапно. На первом этапе (2007 - 2010 годы) предусмотрена разработка проектов нормативных правовых актов, регламентирующих функционирование новой системы накопления мобилизационных людских ресурсов.
Учитывая, что вопросы пребывания граждан в резерве частично уже отражены в отдельных нормативных правовых актах, в частности, вопросы призыва граждан на военные сборы и прохождения гражданами военных сборов в период пребывания в запасе, законопроектом предлагается интегрировать нормы о резерве в действующие законодательные акты Российской Федерации: федеральные законы "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", "Об Обороне", "О воинской обязанности и военной службе", "О статусе военнослужащих" и Трудовой кодекс Российской Федерации.
Законопроектом предлагается:
1) в Федеральном законе "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" определить правовые основы создания института резерва, установив, что для мобилизационного развертывания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов создается запас, который состоит из мобилизационного людского ресурса и мобилизационного людского резерва;
2) в Федеральном законе "Об Обороне":
- определить полномочие Президента Российской Федерации по принятию решения о создании мобилизационных людских резервов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и утверждению численности резервистов, а также полномочие Правительства Российской Федерации по утверждению положения о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве;
3) в Федеральном законе "О воинской обязанности и военной службе":
- предусмотреть проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому обследованию для граждан, поступающих в резерв;
- для граждан, изъявивших желание пройти обучение по программе военной подготовки офицеров запаса на военной кафедре и заключивших соответствующий договор об обучении предусмотреть норму в соответствии с которой, указанные граждане по окончании образовательных учреждений заключают контракт о пребывании в резерве, если в отношении них Министерством обороны Российской Федерации принято решение о предназначении в резерв Вооруженных Сил Российской Федерации, в случае же отказа от заключения такого контракта - установить материальную ответственность;
- для граждан, заключивших контракт о пребывании в резерве, снять ограничение по общей продолжительности военных сборов, к которым привлекается гражданин за все время пребывания в запасе;
- дополнить федеральный закон новым разделом, определяющим общие вопросы поступления граждан в резерв, пребывания в резерве и увольнения из резерва, в частности:
условия контракта о пребывании в резерве, его сроки;
категории граждан, имеющих право на заключение контракта о пребывании в резерве;
категории граждан, с которыми не может быть заключен контракт;
требования, предъявляемые к гражданам, поступающим в резерв;
аттестация граждан, пребывающих в резерве;
предельный возраст пребывания в резерве;
основания увольнения граждан из резерва;
материальная ответственность за досрочное расторжение контракта;
4) в Федеральном законе "О статусе военнослужащих":
- определить виды денежных выплат граждан, призванных на военные сборы, и граждан, пребывающих в резерве;
- закрепить право граждан, призванных на военные сборы, на продовольственное и вещевое обеспечение;
- гражданам, пребывающим в резерве, предоставить право на прохождение профессиональной подготовки, профессиональной переподготовки и повышение квалификации в военных образовательных учреждениях без взимания платы за обучение;
5) в Трудовом кодексе Российской Федерации:
- предоставить гражданам, пребывающим в резерве, право на дополнительный отпуск без сохранения заработной платы до 5 календарных дней.
Учитывая новизну института резерва, законопроектом предлагается установить трехлетний переходный период, в течении которого начать формирование резерва только для Вооруженных Сил Российской Федерации.
При этом поскольку на предполагаемую дату вступления Федерального закона в силу нормативного правового акта Президента Российской Федерации о численности резервистов (пункт 1 статьи 1 законопроекта) не будет, законопроектом на этот период предлагается установить численность резервистов непосредственно в федеральном законе (пункт 5 статьи 7 законопроекта), а вступление в силу нормы о том, что численность резервистов утверждается Президентом Российской Федерации, отложить до окончания переходного периода - 1 января 2014 года.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания мобилизационного людского резерва"
1. Денежные выплаты гражданам, пребывающим в резерве, составят:
|
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
Офицеры | ||||
численность |
332 |
332 |
332 |
664 |
оклад по воинскому званию (капитан) |
2940 |
3145 |
3145 |
3145 |
оклад по воинской должности (14 т.р) |
4455 |
4767 |
4767 |
4767 |
50% ОВД + ОВЗ |
3697,5 |
3956 |
3956 |
3956 |
процентная надбавка за стаж в резерве (10%) |
|
|
|
395,6 |
районные коэффициенты и процентные надбавки (1,21) |
776,48 |
830,76 |
830,76 |
913,84 |
ЕДВ при заключении контракта на 3 года |
3697,5 |
|
|
3956 |
ИТОГО в год (в млн. рублей) |
19,05 |
19,07 |
19,07 |
44,58 |
Рядовые и сержанты | ||||
численность |
3968 |
3968 |
3968 |
7936 |
оклад по воинскому званию (младший сержант) |
1949 |
2085 |
2085 |
2085 |
оклад по воинской должности (3 т.р) |
2848 |
3047 |
3047 |
3047 |
50% ОВД + ОВЗ |
2398,5 |
2566 |
2566 |
2566 |
процентная надбавка за стаж в резерве (10%) |
|
|
|
256,6 |
районные коэффициенты и процентные надбавки (1,21) |
503,69 |
538,86 |
538,86 |
592,75 |
ЕДВ при заключении контракта на 3 года |
2398,5 |
|
|
2566 |
ИТОГО в год (в млн. рублей) |
147,71 |
147,84 |
147,84 |
345,61 |
ВСЕГО в год |
166,76 |
166,91 |
166,91 |
390,19 |
2. Денежные выплаты гражданам за время прохождения военных сборов и иных мероприятий, связанных с зачислением в резерв, составят:
В 2011 году:
1. На компенсацию расходов организаций, связанных с выплатой гражданам среднего заработка - 269 653,06 тыс. руб., из них:
а) за время уточнения данных воинского учета и медицинского освидетельствования граждан для заключения контракта на добровольное пребывание в резерве и принятия решения об их призыве на военные сборы (постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 704) - 9 987,11 тыс. руб.
4 300 х 920,2 х 2 = 7 913,72 тыс. руб., где:
4 300 - (чел.) среднее количество граждан, вызываемых в военный комиссариат для уточнения данных воинского учета и медицинского освидетельствования;
920,2 - (руб.) средняя заработная плата за 1 день;
2 - (дня) время, необходимое для решения вопросов о заключении контракта на пребывание в резерве и призыве на военные сборы.
Итого с учетом начислений на фонд оплаты труда (26,2%):
7 913,72 + 7 913,72:100 х 26,2 = 9 987,11 тыс. руб.
б) за время военных сборов (постановление Правительства Российской Федерации от 29 мая 2006 г. N 333 до двух месяцев) - 209 730,35 тыс. руб.:
Расчет суммы компенсации организациям расходов по выплате гражданам среднего заработка за время военных сборов:
19324,29 (руб.) - среднемесячная заработная плата.
Итого за два месяца с учетом начислений на фонд оплаты труда (26,2%):
2 мес. х (19 324,29 + 19 324,29 : 100 х 26,2) х 4 300 = 209 730,38 тыс. рублей.
в) за время проведения ежемесячных занятий - 49 935,57 тыс. руб.:
Расчет суммы компенсации организациям расходов по выплате гражданам среднего заработка за время пребывания на ежемесячных занятиях:
(4 300 х 920,2 х 1 х 10 мес.) = 39 568,60 тыс. руб., где:
4 300 - (чел.) граждан, пребывающих в резерве;
920,2 - (руб.) средняя заработная плата за 1 день;
1 - (день) время, необходимое для проведения занятий в месяц.
Итого с учетом начислений на фонд оплаты труда (26,2%):
39 568,60 + 39 568,60 : 100 х 26,2 = 49 935,57 тыс. руб.
2. На компенсацию расходов организаций и граждан, связанных с оплатой проезда от места жительства (работы) до военного комиссариата и обратно в период решения вопросов о заключении контракта на добровольное пребывание в граждан в резерве, а также оплата проезда от места жительства до места проведения ежемесячных занятий и военных сборов - 5 160,0 тыс. руб., из них:
а) компенсация расходов проезда от места жительства (работы) до военного комиссариата и обратно при решении вопросов о заключении контракта на добровольное пребывание в граждан в резерве:
4 300 х 50 х 2 = 430,0 тыс. руб., где:
4 300 - (чел.) граждан, вызываемых в военный комиссариат для решения вопросов о заключении контракта на добровольное пребывание их в резерве;
50 - (руб.) средняя стоимость проезда на общественном транспорте от места жительства (работы) до военного комиссариата для решения вопросов о заключении контракта на добровольное пребывание в резерве;
2 - количество поездок.
б) компенсация расходов проезда от места жительства (работы) до места проведения ежемесячных занятий и военных сборов и обратно:
4 300 х 50 х 22 = 4 730,0 тыс. руб., где:
4 300 - (чел.) граждан, пребывающих в резерве;
50 - (руб.) средняя стоимость проезда на общественном транспорте от места жительства (работы) до места проведения ежемесячных занятий и военных сборов и обратно;
22 - количество поездок (на двухмесячные сборы и ежемесячные сборы в течение 10 месяцев).
Всего 2011 год - 274 813,06 тыс. рублей.
В 2012 и 2013 годах:
Расчет затрат на 2012 и 2013 годы произведен базовым методом. Основой расчета являются затраты 2011 года за вычетом расходов на мероприятия по заключению контракта на пребывание в резерве, так как предполагается, что набор 4 300 резервистов будет произведен в течение 2011 году, и с учетом ожидаемой инфляции в размере 7%.
Расчет в абсолютных величинах: 274 813,06 (расход 2011 года) - 9 987,11 (подпункт а пункта 1) - 430,0 (подпункт а пункта 2) = 282 903,67
Итого предполагаемые затраты на 2012 и 2013 годы составят по 282 903,67 тыс. рублей.
В 2014 году:
Расчет затрат на 2014 год произведен базовым методом. Основой расчета являются затраты 2011 года с учетом расходов на мероприятия по заключению контракта на пребывание в резерве с 4 300 гражданами, а также с учетом ожидаемой инфляции в размере 7%.
1. На компенсацию расходов организаций, связанных с выплатой гражданам среднего заработка - 566 371,1 тыс. руб., из них:
а) за время уточнения данных воинского учета и медицинского освидетельствования граждан для заключения контракта на добровольное пребывание в резерве и принятия решения об их призыве на военные сборы (постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 704) - 10 686,17 тыс. руб.
4 300 х 984,61 х 2 = 8 467,65 тыс. руб., где:
4 300 - (чел.) среднее количество граждан, вызываемых в военный комиссариат для уточнения данных воинского учета и медицинского освидетельствования;
984,61 - (руб.) средняя заработная плата за 1 день с учетом инфляции в 7%;
2 - (дня) время, необходимое для решения вопросов о заключении контракта на пребывание в резерве и призыве на военные сборы.
Итого с учетом начислений на фонд оплаты труда (26,2%):
8 467,65 + 8 467,65 : 100 х 26,2 = 10 686,17 тыс. руб.
б) за время военных сборов (постановление Правительства Российской Федерации от 29 мая 2006 г. N 333 до двух месяцев) - 448 823,23 тыс. руб.:
Расчет суммы компенсации организациям расходов по выплате гражданам среднего заработка за время пребывания на военных сборов:
20 677,0 (руб.) - среднемесячная заработная плата.
Итого за два месяца с учетом начислений на фонд оплаты труда (26,2%):
2 мес. х (20 677,0 + 20 677,0 : 100 х 26,2) х 8 600 = 448 823,23 тыс. рублей.
в) за время проведения ежемесячных занятий - 106 861,7 тыс. руб.:
Расчет суммы компенсации организациям расходов по выплате гражданам среднего заработка за время пребывания на ежемесячных занятиях:
(8 600 х 984,61 х 1 х 10 мес.) = 84 676,46 тыс. руб., где:
8 600 - (чел.) количество граждан, пребывающих в резерве, привлекаемых на занятия;
984,61 - (руб.) средняя заработная плата за 1 день;
1 - (день) время, необходимое для проведения занятий в месяц.
Итого с учетом начислений на фонд оплаты труда (26,2%):
84 676,46 + 84 676,46 : 100 х 26,2 = 106 861,70 тыс. руб.
2. На компенсацию расходов организаций и граждан, связанных с оплатой проезда от места жительства (работы) до военного комиссариата и обратно в период решения вопросов о заключении контракта на добровольное пребывание в граждан в резерве, а также оплата проезда от места жительства до места проведения ежемесячных занятий и военных сборов - 10 681,2 тыс. руб., из них:
а) компенсация расходов по оплате проезда от места жительства (работы) до военного комиссариата и обратно при решении вопросов о заключении контракта на добровольное пребывание в граждан в резерве:
4 300 х 54 х 2 = 464,4 тыс. руб., где:
4 300 - (чел.) граждан, вызываемых в военный комиссариат для решения вопросов о заключении контракта на добровольное пребывание их в резерве;
54 - (руб.) средняя стоимость проезда на общественном транспорте от места жительства (работы) до военного комиссариата для решения вопросов о заключении контракта на добровольное пребывание в резерве;
2 - количество поездок.
б) компенсация расходов по оплате проезда от места жительства (работы) до места проведения ежемесячных занятий и военных сборов и обратно:
8 600 х 54 х 22 = 10 216,80 тыс. руб., где:
8 600 - (чел.) граждан, пребывающих в резерве, привлекаемых на занятия и сборы;
54 - (руб.) средняя стоимость проезда на общественном транспорте от места жительства (работы) до места проведения ежемесячных занятий и военных сборов и обратно;
22 - количество поездок (на двухмесячные сборы и ежемесячные сборы в течение 10 месяцев).
Всего 2014 год - 577 052,3 тыс. рублей.
Таким образом на реализацию законопроекта (в случае его принятия в качестве федерального закона) расходы бюджетных средств составят:
|
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
| ||||
На выплату денежного содержания гражданам, пребывающим в резерве: |
166,8 млн. рублей |
166,9 млн. рублей |
166,9 млн. рублей |
390,2 млн. рублей |
На возмещение расходов в связи с проведением военных сборов: |
274,8 млн. рублей |
282,9 млн. рублей |
282,9 млн. рублей |
577,1 млн. рублей |
ИТОГО: |
441,6 млн. рублей |
449,8 млн. рублей |
449,8 млн. рублей |
967,3 млн. рублей |
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания мобилизационного людского резерва"
Принятие указанного федерального закона признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия законодательных актов Российской Федерации не потребует.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.