Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 575951-5 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Внесение проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект) обусловлено острой потребностью в снижении уровня производства абортов и улучшении демографической ситуации в Российской Федерации.
В целом в Российской Федерации за последние 5 лет число абортов снизилось на 23,2%, а соотношение числа родов и абортов изменилось в сторону снижения доли абортов. Так, если соотношение родов и абортов по данным Минздравсоцразвития России в 1995 г. составило 1:2 (т.е. на 1 роды приходилось 2 аборта), то в 2005 г. это соотношение почти сравнялось - на 0,94 родов приходился 1 аборт, а с 2006 г. число родов стало превышать число абортов и в 2008 году соотношение составило 1,4 родов на 1 аборт.
В то же время, по мнению ряда экспертов, фактическое число абортов значительно выше. При оценке динамики абортов следует иметь в виду возможность неполной регистрации абортов в коммерческих учреждениях. Этот фактор в значительной степени обусловил неблагоприятную трансформацию структуры абортов в сторону неадекватного роста доли самопроизвольных прерываний беременности, с 6,3% в 1991 г. до 14,2% в 2008 г., достигающего в некоторых регионах, например, в Москве, 40% от общего числа абортов.
Каждую минуту в России делается 2 аборта, каждый день - более 3 тысяч. Каждый 11-й аборт делает несовершеннолетняя. Каждый 9-й аборт делает первобеременная. Из-за неудачных абортов 20% семей лишается возможности стать родителями. В структуре материнской смертности 20% приходится на последствия абортов. Каждая 5-я умершая беременная женщина погибает в результате произведенного аборта.
Число абортов в России остается весьма значительным. По абсолютному числу абортов Россия находится на 2 месте в мире после Китая. По числу абортов на 1 рождение и доле беременностей, заканчивающихся абортом - на 1 месте в мире. При этом, отрыв от стран Восточной Европы и СНГ составляет 1,5-2,5 раза, а от стран Западной Европы - от 3 до 20 раз. Проблема абортов в России в силу ее распространенности, терпимости общества к абортам выходит за рамки социальной, правовой, нравственной проблемы, и приобретает в условиях демографического кризиса характер национальной угрозы, так как существенно осложняет решение задачи по обеспечению условий для устойчивого демографического развития страны, наносит серьезный урон имиджу России.
Одной из причин складывающейся ситуации является несовершенство российского законодательства, его несоответствие российским традициям. Так, статьей 36 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 33, ст. 1318; Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 49, ст. 4740; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2009, N 1, ст. 17) предусмотрен порядок осуществления искусственного прерывания беременности в Российской Федерации. При этом, не предусматривается ответственности за нарушение этого порядка. Данная ситуация привела к тому, что нарушение существующих, весьма мягких по международным меркам, правил проведения аборта (например, проведение аборта по желанию женщины после 12 недели беременности) в ряде российских регионов приобрело массовый характер, и оставалось без последствий даже после проверок Генеральной прокуратуры. Данный проект федерального закона ликвидирует этот пробел, устанавливая административную ответственность за нарушение правил проведения аборта. Поскольку все большее распространение получает практика проведения аборта в негосударственных медицинских учреждениях, имеющих различную правовую форму, законопроектом предлагается установить ответственность не только для врачей, но и для иных лиц, имеющих лицензию на проведение аборта, а также должностных лиц, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законодательных актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.