Заключение Аппарата Правительства РФ
на проект федерального закона N 574772-5"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания мобилизационного людского резерва", вносимый депутатом Государственной Думы М.Х. Манаровым
Досье на проект федерального закона
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации повторно рассмотрен указанный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается внести в федеральные законы "Об обороне", "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", "О воинской обязанности и военной службе", "О статусе военнослужащих" и Трудовой кодекс Российской Федерации изменения, касающиеся создания мобилизационного людского резерва, определения порядка поступления граждан Российской Федерации (далее - граждане) в резерв и их пребывания в резерве, а также определения перечня гарантий и компенсаций гражданам, заключившим контракт на пребывание в резерве.
Также законопроектом устанавливается переходный период с 1 января 2011 г. до 1 января 2014 г., в течение которого предполагается определить оптимальные и эффективные способы подготовки и накопления в запасе мобилизационного людского резерва с привлечением ограниченного количества граждан.
Внесение в законодательство Российской Федерации изменений, регламентирующих создание новой системы подготовки и накопления запаса Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, возражений не вызывает, так как оно направлено на обеспечение их гарантированного доукомплектования военно-обученными ресурсами как в период мобилизации, так и в военное время.
Вместе с тем с учетом планируемого увеличения денежного довольствия военнослужащих в законопроекте необходимо предусмотреть, что размер месячного оклада гражданина, пребывающего в резерве, не может быть ниже 10 процентов размера оклада по воинской должности, по которой гражданин приписан к воинской части (предназначен в специальное формирование), и размера оклада по воинскому званию.
Законопроектом предлагается дополнить статью 1 Федерального закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" положением, согласно которому для мобилизационного развертывания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов создается запас, состоящий из мобилизационного людского резерва и мобилизационного людского ресурса.
Однако предлагаемые дополнения должны быть предметом правового регулирования Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", для чего необходимо внести соответствующие изменения в раздел VIII этого Федерального закона.
Пунктом 6 статьи 3 законопроекта предусматривается дополнение Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" нормами, в соответствии с которыми гражданин, завершивший обучение по программе военной подготовки офицеров запаса на военной кафедре при федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования и зачисленный в запас с присвоением звания офицера, обязан заключать контракт о пребывании в резерве, если в отношении его принято решение о предназначении в резерв. В случае отказа от заключения указанного контракта он возмещает средства федерального бюджета, затраченные на его подготовку.
При этом в соответствии со статьей 57.1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (в редакции законопроекта) поступление граждан в резерв осуществляется на добровольной основе путем заключения контракта о пребывании в резерве.
Также требуют уточнения основания для возмещения средств федерального бюджета, затраченных на подготовку и материальное обеспечение граждан, пребывающих в резерве, исходя из того, что такие основания могут быть связаны с уклонением и недобросовестным исполнением ими возложенных обязанностей.
Кроме того, в законопроекте не нашел отражение факт необходимости прекращения ежемесячных выплат указанным гражданам на период прохождения ими военных сборов и установления территориального принципа приписки их к вновь формируемым соединениям и воинским частям в зависимости от места проживания (пребывания).
Внесение предлагаемого законопроектом изменения в часть вторую статьи 128 Трудового кодекса Российской Федерации приведет к необоснованному расширению круга лиц, имеющих право на предоставление отпуска без сохранения заработной платы.
На основании изложенного Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект при условии его доработки ко второму чтению с учетом указанных замечаний.
Заместитель Председателя |
В. Володин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.