Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 578721-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях" разработан по итогам мониторинга применения нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации политических партий.
Основными целями проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях" являются:
1) устранение противоречий в нормах Федерального закона "О политических партиях", определяющих порядок уведомления организационным комитетом федерального органа исполнительной власти о своем намерении создать политическую партию;
2) определение порядка признания документа о государственной регистрации политической партии утратившим силу в случае, если не была осуществлена государственная регистрация региональных отделений политической партии;
3) исключение несогласованности норм Федерального закона "О политических партиях" и норм иных федеральных законов в части требований к документам, представляемым на государственную регистрацию;
4) определение порядка и срока принятия решения о направлении соответствующих сведений и документов в орган, осуществляющий ведение единого государственного реестра юридических лиц, в случае изменения сведений о политической партии, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";
5) уточнение порядка представления политическими партиями и их региональными отделениями информации, предусмотренной статьей 27 Федерального закона "О политических партиях";
6) приведение в соответствие с Федеральным законом "Об общественных объединениях" положений статьи 45 Федерального закона "О политических партиях", определяющей последствия ликвидации и реорганизации политических партий и их региональных отделений.
Пунктом 6 статьи 15 Федерального закона "О политических партиях" предусмотрено, что в случае, если политическая партия в течение месяца со дня истечения срока, предусмотренного пунктом 4 указанной статьи, не представит в федеральный уполномоченный орган копии документов о государственной регистрации ее региональных отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации, документ о государственной регистрации политической партии признается утратившим силу, а запись о создании данной политической партии исключается из единого государственного реестра юридических лиц. При этом орган, уполномоченный на признание документа о государственной регистрации утратившим силу, федеральным законодательством не определен. В связи с тем, что на федеральный уполномоченный орган, согласно пункту 2 статьи 15, пункту 1 статьи 38 Федерального закона "О политических партиях", возложены функции по принятию решения о государственной регистрации политических партий, а также по контролю за их деятельностью, предлагается внести изменения в пункт 6 статьи 15 Федерального закона "О политических партиях", возложив полномочия по признанию документа о государственной регистрации утратившим силу на федеральный уполномоченный орган. Названные полномочия будут реализовываться Министерством юстиции Российской Федерации в пределах установленной Президентом Российской Федерации предельной численности работников его центрального аппарата и территориальных органов, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству юстиции Российской Федерации в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
В настоящее время Федеральный закон "О политических партиях" содержит требование о представлении на государственную регистрацию устава политической партии в двух подлинных экземплярах, а также текста устава в машиночитаемом виде. Вместе с тем требованиями Федерального закона "Об общественных объединениях", Федерального закона "О некоммерческих организациях" для государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, предусмотрено представление в уполномоченный орган учредительных документов в трех экземплярах, что обусловлено особым порядком государственной регистрации некоммерческих организаций с участием двух органов государственной власти - уполномоченного органа и регистрирующего органа. В этой связи предлагается внести в статьи 16, 17 Федерального закона "О политических партиях" соответствующие изменения, устраняющие данные несоответствия.
Статьей 27 Федерального закона "О политических партиях" установлены обязанности политической партии, в том числе по представлению в уполномоченные органы информации о численности членов политической партии в каждом из региональных отделений, о продолжении своей деятельности, о своих структурных подразделениях, не наделенных правами юридического лица, но обладающих в соответствии с уставом политической партии правом принимать участие в выборах и (или) референдумах. Согласно пункту 2 статьи 12 и пункту 2 статьи 15 Федерального закона "О политических партиях" федеральный уполномоченный орган - это федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций в сфере регистрации политических партий, а уполномоченные органы - федеральный уполномоченный орган и его территориальные органы. Следовательно, представлять информацию политические партии обязаны как в федеральный уполномоченный орган, так и в его территориальные органы, которые в соответствии со статьей 38 Федерального закона "О политических партиях" осуществляют контроль за деятельностью региональных отделений политических партий. Отсутствие нормы, прямо обязывающей региональные отделения политической партии представлять в уполномоченные органы информацию о численности членов регионального отделения политической партии, о продолжении деятельности с указанием места нахождения постоянно действующего руководящего органа, о своих структурных подразделениях, не наделенных правами юридического лица, но обладающих в соответствии с уставом политической партии правом принимать участие в выборах и (или) референдумах, не позволяет территориальным органам федерального уполномоченного органа осуществлять должный контроль за региональными отделениями политических партий.
Кроме того, информация о структурных подразделениях, не наделенных правами юридического лица, но обладающих в соответствии с уставом политической партии правом принимать участие в выборах и (или) референдумах, должна представляться в территориальные органы федерального уполномоченного органа, поскольку на них возложена обязанность по составлению списка избирательных объединений, имеющих право принимать участие в выборах в органы местного самоуправления. Предлагается внесением изменений в статью 27 Федерального закона "О политических партиях" уточнить порядок предоставления информации в федеральный уполномоченный орган и его территориальные органы.
Статьей 45 Федерального закона "О политических партиях" установлены последствия ликвидации и реорганизации политической партии, однако правовые последствия для региональных отделений политической партии после прекращения ее деятельности в результате ликвидации или реорганизации не определены. Кроме того, не установлен порядок принятия решения об исключении политической партии, ее региональных отделений, иных зарегистрированных структурных подразделений из единого государственного реестра юридических лиц. Вместе с тем частью 2 статьи 44 Федерального закона "Об общественных объединениях" предусмотрено, что структурные подразделения общественного объединения ликвидируются в случае ликвидации соответствующего общественного объединения. В этой связи предлагается внести изменения в статью 45 Федерального закона "О политических партиях", согласовав соответствующие положения указанного закона с Федеральным законом "Об общественных объединениях". Также предлагается уточнить в статье 45 Федерального закона "О политических партиях" порядок внесения записей об исключении политической партии, ее региональных отделений и иных зарегистрированных структурных подразделений из единого государственного реестра юридических лиц, определив органом, принимающим соответствующее решение, федеральный уполномоченный орган.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях"
Реализация федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.