Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 576274-5"О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях совершенствования антимонопольного регулирования и развития конкуренции в соответствии с пунктом 15 Плана мероприятий по реализации Программы развития конкуренции в Российской Федерации на 2010 - 2012 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.05.2009 N 691-р.
Законопроектом предлагается уточнить порядок применения антимонопольного законодательства к действиям лиц, находящихся за пределами территории Российской Федерации, и оказывающих влияние на состояние конкуренции на территории Российской Федерации.
Законопроект уточняет определение таких понятий как: "хозяйствующий субъект", "координация экономической деятельности", "ограничение конкуренции", "вертикальное" соглашение", "государственные или муниципальные преференции".
В частности, к числу государственных и муниципальных преференций законопроект предлагает относить предоставление органами государственной власти или местного самоуправления государственных или муниципальных гарантий.
В статью 4 Федерального закона "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) законопроектом также вводится новое понятие "приобретаемое лицо". Введение указанного понятия необходимо для реализации изменений, вносимых законопроектом в статью 32 Закона о защите конкуренции.
Законопроектом предлагается уточнить признаки отнесения лиц к группе лиц, согласно которым круг лиц, подлежащих к включению в группу лиц, существенно сужается по сравнению с действующей редакцией Закона о защите конкуренции. Так, законопроект предлагает отказаться от таких связей, объединяющих лиц в одну группу, которые сложно установить в практическом применении Закона или которые в настоящее время не используются на практике.
Законопроект уточняет критерии определения монопольно высокой цены товара. В частности, для повышения объективности оценки антимонопольным органом цены товара, установленной хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, законопроект предусматривает положение в соответствии с которым цена товара не признается монопольно высокой в случае непревышения цены, которая сформировалась на товарной бирже, торги на которой организованы с учетом антимонопольных правил. Кроме того, законопроект предусматривает, что при определении монопольно высокой цены товара могут учитываться биржевые и внебиржевые индикаторы цен, установленные на мировых рынках аналогичного товара.
В качестве самостоятельной формы злоупотребления доминирующим положением хозяйствующих субъектов законопроект предлагает рассматривать манипулирование ценами на рынках электрической энергии и мощности.
Законопроект предлагает предоставить Правительству Российской Федерации право устанавливать правила недискриминационного доступа к объектам инфраструктуры товарного рынка, с использованием которых производятся (реализуются) товары в сферах естественных монополий. Указанные правила будут способствовать исключению злоупотреблений со стороны хозяйствующих субъектов, владеющих такими объектами инфраструктуры. Такие же правила могут определяться и отдельными федеральными законами.
Законопроект предлагает уточнить требования к антиконкурентным соглашениям и согласованным действиям.
Законопроект предусматривает, что запреты "per se" устанавливаются только в отношении соглашений между конкурирующими на товарном рынке хозяйствующими субъектами. При этом сокращается количество таких запретов. В частности, запрет на соглашения, приводящие к навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него, запрет на соглашения, приводящие к необоснованному установлению различных цен на один и тот же товар, запрет на соглашения, приводящие к созданию препятствий доступу на товарный рынок или к установлению условий членства в профессиональных и иных объединениях, действует лишь в случае, если в результате таких соглашений происходит ограничение конкуренции.
Кроме того, предлагаемая законопроектом редакция статьи 11 Закона о защите конкуренции предусматривает, что запреты, предусмотренные этой статьей, не распространяются на соглашения хозяйствующих субъектов, входящих в одну группу лиц, если между такими хозяйствующими субъектами установлен контроль, либо такие хозяйствующие субъекты находятся под контролем одного лица.
Запреты на согласованные действия законопроектом устанавливаются путем введения новой статьи 11.1, что подчеркивает различие в осуществлении указанных действий. При этом запрещенные согласованные действия конкурирующих на рынке хозяйствующих субъектов предлагается разделить на две части, в зависимости от того, требуется ли установление факта ограничения конкуренции в результате таких действий или нет.
Законопроект уточняет критерии запрещенных согласованных действий (действия обусловлены публичным заявлением об их совершении одним из участников), а также минимальные доли участников таких действий (запреты применяются к лицам, совокупная доля которых на товарном рынке превышает 20 процентов и индивидуальная доля которых больше 8 процентов).
В целях реализации указанных изменений в статью 11 Закона о защите конкуренции законопроектом вносятся изменения в статью 13 Закона о защите конкуренции, определяющую допустимость действий (бездействия) соглашений, согласованных действий, сделок и иных действий.
Законопроектом предполагается ужесточить требования к действиям органов власти путем введения запрета на создание дискриминационных условий хозяйствующим субъектам (статья 15 Закона о защите конкуренции). Кроме того, нарушением законодательства законопроект признает и установление органами власти и (или) взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных (муниципальных) услуг, а также дачу органами власти хозяйствующим субъектам указаний о приобретении товара, за исключением случаев предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Законопроект предусматривает распространение антимонопольных требований к торгам на запрос котировок. Одновременно законопроект предусматривает, что при заключении и исполнении договоров по результатам торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также проведении продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения, продажи без объявления цены или в случае, когда такие торги или продажа признаны несостоявшимися, не допускается изменение условий таких договоров, установленных в документации о торгах, извещении о проведении торгов, проектах договоров, по соглашению сторон или в одностороннем порядке, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом
Внесение изменений в статью 17.1 Закона о защите конкуренции предусматривает, что требование о проведении торгов на право заключение договоров, предусматривающих переход права владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества не распространяется на случаи передачи такого имущества для размещения сооружений связи и средств связи, предназначенных для оказания услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, а также на случаи передачи части (не превышающем двадцати метров) помещения, если передаваемая часть не превышает десяти процентов площади соответствующего помещения. Кроме того, исключается обязательность проведения торгов при передаче имущества в субаренду в случаях, если такое имущество получено на торгах. Законопроект также определяет требования к срокам размещения извещений о проведении торгов, требования к порядку заключения договоров по результатам таких торгов, а также продлению договоров при истечении сроков.
Законопроект предусматривает уточнение требований к отбору финансовых организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления. Законопроект предусматривает право указанных органов предусматривать требования, направленные на оценку финансовой устойчивости и платежеспособности финансовой организации, за некоторыми исключениями. Одновременно требования к отбору финансовых организаций для оказания финансовых услуг естественным монополиям исключаются из статьи 18 Закона о защите конкуренции и будут предусмотрены в рассматриваемом проекте федерального закона о закупках естественных монополий и государственных корпораций.
Одновременно законопроектом предлагается дополнить Закон о защите конкуренции новой статьей 18.1, устанавливающей порядок рассмотрения жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.
Изменения в статье 19 Закона о защите конкуренции направлены на уточнение цели, в соответствии с которой может быть предоставлена государственная или муниципальная преференция. Так, указанными изменениями предусматривается, что предоставление преференции возможно только таким субъектам малого и среднего предпринимательства, которые соответствуют основным направлениям поддержки, определенных федеральными, региональными и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Законопроектом уточняются полномочия антимонопольного органа. Вносимые законопроектом изменения в статью 23 Закона о защите конкуренции предусматривают возможность направления антимонопольным органом предостережений, призванных предупредить нарушения антимонопольного законодательства, а также возможность выдачи обязательных для исполнения предписаний организатору торгов, конкурсной или аукционной комиссии о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, порядка заключения договоров по результатам проведения торгов или в случае, когда торги признаны не состоявшимися, в том числе об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.
В целях реализации статьи 178 Уголовного Кодекса Российской Федерации, а также статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в статье 23 Закона о защите конкуренции предлагается установить дополнительные полномочия антимонопольного органа по ведению реестров лиц, привлеченных к административной ответственности за злоупотребление доминирующим положением, а также должностных лиц органов исполнительной власти, привлеченных к административной ответственности за нарушения положений статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, в целях повышения эффективности контроля соблюдения требований антимонопольного законодательства, законопроектом вводится документарная форма проверки, а также уточняется порядок уведомления лица о проведении в отношении него проверки, и направления требования о предоставлении документов и информации.
Вносимые законопроектом изменения в главу 7 Закона о защите конкуренции "Контроль экономической концентрации" имеют целью снизить административную нагрузку на средний бизнес и сосредоточиться на серьезных нарушениях антимонопольного законодательства. Данные изменения направлены на создание более эффективного механизма контроля экономической концентрации. Указанные изменения также уточняют перечень сведений, представляемых в антимонопольный орган вместе с ходатайством (уведомлением).
Законопроектом также предполагается уточнить порядок принятия антимонопольным органом решения по результатам рассмотрения ходатайства, а также последствия нарушения порядка получения предварительного согласия на совершение сделок (иных действий), порядка представления в антимонопольный орган уведомлений.
Законопроект существенно повышает пороговые значения активов и оборота компаний, при которых требуется предварительное согласие антимонопольного органа на совершение сделок, иных действий. Одновременно вдвое повышаются пороговые значения активов компаний по уведомлениям антимонопольного органа о совершенных сделках и иных действиях.
В целях повышения эффективности рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства вносятся изменения в главу 9 Закона о защите конкуренции. Так, например, законопроектом предусматривается возможность дачи антимонопольным органом разъяснений решений и (или) предписаний, выданных комиссиями по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства, а также возможность исправления описок, опечаток и арифметических ошибок. Законопроект предусматривает возможность рассмотрения антимонопольным органом дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам. Вносимыми изменениями также уточняются права и обязанности лиц, участвующих в деле о нарушении антимонопольного законодательства.
Законопроектом (статья 44 Закона о защите конкуренции) уточняется порядок рассмотрения заявления о нарушении антимонопольного законодательства. Устанавливается перечень информации, необходимой для отражения в заявлении, порядок его рассмотрения, а также порядок принятия антимонопольным органом решений по итогам рассмотрения заявлений. Предусматривается необходимость проведения предварительного анализа состояния конкурентной среды на соответствующих товарных рынках, в случае, если поступившее заявление указывает на признаки нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В статье 47 устанавливается обязанность комиссии, рассматривающей дело о нарушении антимонопольного законодательства, отложить рассмотрение дела в случае, если в качестве ответчика по данному делу привлекается лицо, ранее участвовавшее в таком деле в ином статусе.
Законопроектом предлагается дополнить статью 48 новыми основаниями прекращения дела о нарушении антимонопольного законодательства, а именно: наличие вступившего в силу решения антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства в отношении рассматриваемых комиссией действий (бездействий), а также истечение срока давности, установленного Законом о защите конкуренции.
В целях единообразного применения положений статьи 18 Закона о защите конкуренции законопроектом предполагается установить, что с момента вступления его в силу не допускается пролонгация и заключение на новый срок без проведения открытых конкурсов или открытых аукционов договоров об оказании финансовых услуг, указанных в части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции.
Законопроектом вносятся изменения и в ряд других статей Закона о защите конкуренции, которые носят уточняющий характер. Необходимость внесения таких изменений выявлена при анализе практики применения Закона о защите конкуренции.
Статьей 3 Законопроекта вносятся изменения в Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (статьи 4 и 6), в соответствии с которыми водоснабжение и водоотведение с использованием системы (систем) коммунальной инфраструктуры признается сферой деятельности субъектов естественных монополий, государственной регулирование которой осуществляется в соответствии с Федеральным законом "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Статьей 4 законопроекта вносятся изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации, которыми из диспозиции части первой статьи 178 предполагается исключить совершение ограничивающих конкуренцию согласованных действий, а также предусмотреть, что уголовная ответственность наступает только в случае заключения хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на одном и том же товарном рынке, ограничивающего конкуренцию соглашения.
Статьей 7 вносятся изменения в Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", которыми уточняется отнесение действий к действиям по манипулированию ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности) (статья 3), а также уточняются условия признания положения хозяйствующего субъекта (группы лиц).
Статьей 8 законопроекта вносятся изменения в статью 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике".
Так, предлагаемыми изменениями лицам, осуществляющим деятельность в границах одной ценовой зоны оптового рынка, устанавливается запрет на совмещение деятельности по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и (или) купле-продаже электрической энергии.
Уточняется механизм контроля соблюдения запретов на совмещение конкурентных и естественно-монопольных видов деятельности в электроэнергетике, а также вводится возможность принудительной реализации имущества, предназначенного для осуществления конкурентных видов деятельности на основании судебного решения в случае хозяйствующий субъект несоблюдения запретов на совмещение указанных видов деятельности.
Статья 16 законопроекта предусматривает внесение изменений в Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", согласно которым действие указанного закона не распространяется на отношения связанные с проведением контроля за размещением заказов на поставки товаров, выполнением работ, оказанием услуг для государственных или муниципальных нужд.
В настоящее время на территории Российской Федерации действует ряд федеральных законов, которыми установлены антимонопольные требования в отдельных сферах экономики, в частности требования, предъявляемые к проведению торгов на получение различного рода прав. В этой связи законопроектом также вносятся изменения в Закон Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (статья 2), Земельный кодекс Российской Федерации (статья 5), Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (статья 6), Федеральный закон от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (статья 9), Жилищный кодекс Российской Федерации (статья 10), Градостроительный кодекс Российской Федерации (статья 11), Водный кодекс Российской Федерации (статья 12), Лесной кодекс Российской Федерации (статья 13), Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (статья 15), Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (статья 17), предусматривающие обязанность организаторов торгов публиковать извещение о проведении торгов в сети "Интернет", а также запрещающие заключение договора по результатам торгов ранее чем через десять дней со дня размещения информации о результатах торгов. Указанный запрет заключения договора необходим для возможности обжалования процедуры торгов.
Статья 14 законопроекта, предусматривающая изменение статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства", предлагает запретить устанавливать срок, на который заключаются договоры в отношении имущества, менее пяти лет.
Принятие законопроекта позволит повысить эффективность антимонопольного регулирования в Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации"
В связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.