Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 583012-5 "О внесении изменения в статью 82 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 82 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" направлен на совершенствование установленного уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации порядка хранения и возврата законным владельцам денежных средств, признанных вещественными доказательствами.
Практика борьбы органов внутренних дел с преступлениями коррупционного характера (коммерческий подкуп, получение взятки, дача взятки), а также иных преступлений (незаконный оборот оружия, наркотиков, драгоценных камней и металлов, поддельных денег и т.д.) предусматривает использование при проведении оперативно-разыскных мероприятий, направленных на выявление, предупреждение и пресечение данных преступлений, денежных средств и иных ценностей.
В указанных целях используются не только денежные средства федерального бюджета, предусматриваемые органам внутренних дел на обеспечение оперативно-розыскной деятельности, но и (исходя из положений части 3 статьи 15 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности") денежные средства юридических и физических лиц (в частности, при вымогательстве денежных средств).
Как свидетельствует сложившаяся практика, указанные лица при необходимости готовы предоставлять на короткий срок для использования в оперативно-разыскных мероприятиях собственные денежные средства (в том числе и крупные суммы) и ценности, при условии их скорейшего возврата.
Однако действующее законодательство не предусматривает возможности достаточно быстрого возврата денежных средств и ценностей, использованных в указанных целях, их владельцу. В соответствии с частью первой статьи 82 УПК изъятые денежные средства и ценности, признанные вещественными доказательствами, приобщаются к уголовному делу и подлежат возвращению законным владельцам после вступления приговора в законную силу либо после истечения срока обжалования постановления или определения о прекращении уголовного дела.
Данное обстоятельство не только препятствует более интенсивному содействию со стороны юридических и физических лиц органам внутренних дел в борьбе с соответствующими видами преступлений, но и ограничивает в определенной мере владельца денежных средств и ценностей, использованных при осуществлении оперативно-разыскных мероприятий, в реализации права собственности.
В связи с этим законопроектом предлагается внести изменения в статью 82 УПК, предусматривающие возможность возвращения денег и ценностей, изъятых при производстве следственных действий, после их осмотра и производства других необходимых следственных действий их законному владельцу до наступления сроков, предусмотренных частью первой данной статьи.
Внесение изменений в статью 82 УПК согласуется с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации (пункт 24 Постановления от 10 февраля 2000 г. N 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе"), в соответствии с которыми деньги и другие ценности не могут быть обращены в доход государства в случаях, когда в отношении лица были заявлены требования о даче взятки или о незаконной передаче денег, ценных бумаг, иного имущества в виде коммерческого подкупа, если до передачи лицо добровольно заявило об этом органу, имеющему право возбуждать уголовное дело, и передача денег, ценных бумаг, иного имущества проходила под их контролем с целью задержания с поличным лица, заявившего такие требования. В этих случаях деньги и другие ценности, явившиеся предметом взятки или коммерческого подкупа, подлежат возвращению их владельцу.
Согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, выраженным в Постановлении от 16.07.2008 N 9-П и в Определении от 16 декабря 2008 г. N 1036-О-П, "вещественные доказательства возвращаются их законным владельцам, только если это не может причинить ущерба доказывания по делу. В зависимости от указанного обстоятельства как следователь, так в последствии и суд, решая вопрос о признании имущества вещественным доказательством и о режиме его хранения "должны обосновать либо необходимость изъятия имущества, либо замену этого акта (действия) фотографированием, видеосъемкой и т.п.".
Кроме того, Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации уже предусмотрена возможность возврата в ходе предварительного следствия (при отсутствии ущерба для доказывания) вещественных доказательств, являющихся скоропортящимися товарами и продукцией, имущества, подвергающегося быстрому моральному старению, а также предметов, которые в силу громоздкости или иных причин не могут храниться при уголовном деле, в том числе больших партий товаров, хранение которых затруднено или издержки по обеспечению специальных условий хранения которых соизмеримы с их стоимостью.
Реализация указанных изменений будет способствовать повышению эффективности работы органов внутренних дел по выявлению, пресечению и раскрытию преступлений коррупционной направленности и других преступлений, совершаемых в крупном и особо крупном размерах (в том числе высокопоставленными должностными лицами), а также снятию определенных ограничений в реализации права собственности владельцев соответствующих денежных средств и ценностей.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 82 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Принятие и реализация проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 82 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих принятию изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 82 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 82 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу иных законодательных актов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 82 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 82 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.