Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 582259-5 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российско Федерации в целях усиления ответственности за пропаганду наркотических средств и психотропных веществ"
Досье на проект федерального закона
Одной из наиболее тяжелых социальных проблем современной России является увеличивающаяся в масштабах наркотизация населения Российской Федерации, которая ежеминутно безостановочно разрушает здоровье и жизни миллионов граждан России, подрывает жизнеспособность российско-го общества и государства. Сегодня в нашей стране наркобизнес фактически внедрился во многие сферы жизни российского общества, в том числе в сферы образования, средств массовой информации, индустрию развлечений.
Основными причинами стремительной наркотизации населения являются негативные процессы в духовно-нравственной сфере современного российского общества и государства, в том числе криминализация общественного сознания, одним из мощных факторов которой являются пропаганда и незаконная реклама наркотических средств и психотропных веществ.
Действующее федеральное законодательство не содержит эффективных механизмов предотвращения и пресечения пропаганды наркотических средств и психотропных веществ.
В Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года среди основных задач по сокращению масштабов немедицинского потребления наркотиков, указано формирование негативного отношения в обществе к немедицинскому потреблению наркотиков, в том числе путем проведения активной антинаркотической пропаганды и противодействия деятельности по пропаганде и незаконной рекламе наркотиков и других психоактивных веществ.
Данный законопроект направлен на совершенствование нормативно-правового регулирования антинаркотической деятельности в части механизмов, препятствующих пропаганде наркотиков и психотропных веществ.
Необходимость принятия данного законопроекта вызвана жизненно важной потребностью спасения молодого поколения российского общества от наркотического вырождения и деградации, которые неминуемо, при сохранении имеющихся тенденций, приведут к миллионам смертей, связанных с употреблением наркотиков, а также сотням тысяч преступлений против жизни и здоровья граждан, совершенных лицами с наркотической зависимостью.
По данным многих социологических исследований, каждый второй подросток узнает о наркотиках из средств массовой информации, сети Интернет или определенных телепрограмм и телефильмов, которые сегодня являются главными источниками информации о наркотиках, в том числе о: свойствах разных видов наркотиков; эйфорических ощущениях после приема наркотических средств; местах их приобретения и сбыта; способах и методах разработки наркотических средств; способах их домашнего изготовления из свободно продаваемых в аптеках кодеиносодержащих препаратов ("лекарственно-аптечная наркомания"); ценах на различные наркотики; преимуществах использования отдельных наркотических средств над другими.
Особую общественную опасность представляет распространение сведений, способствующих вовлечению в употребление наркотиков и психотропных веществ, посредством сети Интернет.
В Интернете любой пользователь, в том числе подросток, может легко без каких-либо преград получить детальные инструкции, позволяющие в домашних условиях изготовить наркотики и психотропные вещества, в том числе из лекарственных средств, свободно продаваемых в аптеках.
Поисковые системы по запросу "наркотики" или синонимам дают ссылки более чем на 5 тысяч различных русскоязычных сайтов, из которых по экспертным оценкам менее 1% являются антинаркотическими. Остальные сайты представляют собой ресурсы, проводящие открытую пропаганду наркотиков и наркотического образа жизни. На страницах таких сайтов детально рассказывается о способах приготовления наркотиков в домашних условиях, умышленно преуменьшается вред от их употребления, проводится агитация в поддержку легализации марихуаны в России. (В соответствии с Конвенцией о психотропных веществах от 21.02.1971 г. государства должны выступать категорически против проведения в СМИ обсуждения вопросов легализации потребления наркотических средств и психотропных веществ.)
Подобная пропаганда и реклама оказывают пагубное воздействие в первую очередь на несовершеннолетних лиц с их еще не сформировавшимся мировоззрением и психикой, относительно легко поддающейся влиянию путем стимулирования интереса к потреблению этого зелья.
В результате такой пропаганды в потребление и незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ вовлекаются все новые и новые потребители, у которых формируется наркозависимость. Это способствует созданию устойчивого спроса на наркотические средства и психотропные вещества и ведет к расширению рынка их незаконного сбыта.
Следует признать, что в настоящее время правовая база противодействия пропаганде и незаконной рекламе наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации является неэффективной, недостаточной, и значительно отстает от масштабов и способов совершения этих общественно опасных деяний.
Правовые нормы, направленные на противодействие пропаганде и незаконной рекламе наркотических средств и психотропных веществ, в том числе меры административной ответственности, остаются декларативными, размеры наказаний незначительны, а случаи их применения единичны.
Именно чрезвычайно высокий уровень общественной опасности пропаганды и незаконной рекламы наркотических средств и психотропных веществ, в особенности с использованием средств массовой информации и сети Интернет, является основанием для введения уголовной ответственности за совершение таких деяний (которая в настоящее время отсутствует).
В законодательстве Российской Федерации запрет пропаганды и незаконной рекламы наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров впервые был установлен статьей 46 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах". Понятие пропаганды указанных средств и веществ определено в п. 1 ст. 46 названного Федерального закона как деятельность физических или юридических лиц, направленная на распространение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Аналогичная запретительная норма была внесена Федеральным законом от 20 июня 2000 г. N 90-ФЗ в ст. 4 Закона РФ "О средствах массовой информации".
Административная ответственность за пропаганду и незаконную рекламу наркотических средств и психотропных веществ установлена в статье 6.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях 2002 г. Также, в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" реклама наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров не допускается. В качестве общего требования к рекламе установлен запрет побуждать к совершению противоправных действий.
Законопроектом предлагается криминализировать пропаганду наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, культивирования растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, которая в настоящее время является административным правонарушением (ст. 6.13. КоАП РФ).
Кроме того, предлагаемая новая статья 228.3. УК РФ содержит конкретизирующее дополнение объективной стороны состава данного деяния - пропаганды наркотических средств, психотропных веществ (по сравнению с действующей ст. 6.13. КоАП РФ), а именно, указывается, что в эту пропаганду включается также пропаганда каких-либо преимуществ в использовании отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров, наркосодержащих растений, в том числе пропаганда использования в медицинских целях наркотических средств, психотропных веществ, наркосодержащих растений, подавляющих волю человека либо отрицательно влияющих на его психическое или физическое здоровье. Это уточнение полностью соответствует запрету, установленному пунктом 2 статьи 46 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", но не обеспеченному на сей день мерами ответственности за его нарушение. Также описание состава данного преступления дополнено действием по распространению сведений о местах приобретения, ценах на наркотические средства и психотропные вещества (учитывая нормы антинаркотических Конвенций).
Часть вторая новой статьи 228.3. УК РФ отражает необходимость установления более значительных мер уголовно-правовой охраны здоровья населения и общественной нравственности от пропаганды наркотических средств, совершаемой посредством использования средств массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая сеть Интернет.
Также законопроектом предлагается изложить статью 6.13. КоАП РФ в новой редакции, устанавливающей ответственность за изготовление с целью распространения, рекламирования или публичного демонстрирования, распространение, рекламирование и публичное демонстрирование материалов или предметов, содержащих изображения наркотических средств либо атрибутику или символику их потребления. Введение этой меры обосновано тем, что сегодня неограниченное распространение наркотической атрибутики и символики является действенным фактором привлечения интереса детей и подростков к наркотикам.
Принятие данного федерального закона будет способствовать снижению либо, как минимум, прекращению роста потребления наркотиков и психотропных веществ, в особенности, подростками, и решению задач по охране здоровья граждан и обеспечению безопасности общества и государства.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности за пропаганду наркотических средств и психотропных веществ"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности за пропаганду наркотических средств и психотропных веществ" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности за пропаганду наркотических средств и психотропных веществ"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности за пропаганду наркотических средств и психотропных веществ" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других нормативных правовых актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.