Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 583004-5 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О международном коммерческом арбитраже"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О международном коммерческом арбитраже" (далее - проект федерального закона) направлен на согласование положений действующего российского законодательства о международном коммерческом арбитраже с признанными на международном уровне законодательными подходами по ключевым аспектам регулирования практики международного коммерческого арбитража.
В основу проекта федерального закона положены дополнения к Типовому закону о международном торговом арбитраже 1985 года (далее - Типовой закон), которые были приняты в 2006 году Комиссией Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (далее - ЮНСИТРАЛ).
Как показала международная практика, к первоочередным направлениям совершенствования правового регулирования международного коммерческого арбитража, прежде всего, относятся вопросы формы арбитражного соглашения, а также применение обеспечительных мер.
Новое регулирование формы арбитражного соглашения предлагает два варианта (в первом варианте подробно описываются возможные пути удовлетворения требования о письменной форме с учетом современной, практики заключения коммерческих договоров, а второй вариант, названный "альтернативным", полностью исключает требования к форме соглашения).
В проекте федерального закона предпочтение отдано первому варианту.
Новые положения Типового закона в области обеспечительных мер, рекомендованы всем государствам для учета во внутреннем законодательстве и предусматривают применение обеспечительных мер международными коммерческими арбитражными судами вне зависимости от того, находится место арбитражного разбирательства на территории конкретного государства или за границей.
Общее положение, выраженное как в Федеральном законе, так и в Типовом законе, и закрепляющее полномочие арбитража (третейского суда) выносить по просьбе любой стороны определение о принятии обеспечительных мер, осталось неизменным. Вместе с тем проектом федерального закона вводятся дополнительные положения о возможности вынесения решения относительно обеспечительных мер в любой форме, об условиях принятия обеспечительных мер, о временном характере таких мер. Наряду с указанными положениями, в проекте федерального закона урегулированы основания (условия) применения обеспечительных мер, вынесенных по заявлению стороны третейского разбирательства без уведомления другой стороны, предварительных постановлений, действующих в определенных временных рамках; определен особый режим предварительного постановления, в частности, установлено, что оно имеет силу лишь для сторон и не имеет статуса арбитражного решения, а следовательно, не может быть исполнено в принудительном порядке, посредством выдачи исполнительного листа; предусмотрены возможность изменения, приостановления и отмены обеспечительной меры или предварительного постановления, а также предоставление встречного обеспечения.
Кроме того, проектом федерального закона вводится ряд положений, призванных уточнить существующие нормы российского законодательства, регулирующие правоотношения, связанные с международным коммерческим арбитражем.
Изменение статьи 35 Федерального закона предусматривает исключение из перечня документов, предоставляемых в суд для признания и приведения в исполнение арбитражного решения, арбитражного соглашения, которое может заключаться не только путем его подписания, но совершением определенных действий. Для реализации права на признание и приведение в исполнение арбитражного решения достаточным будет предоставление только подлинного арбитражного решения или его заверенной копии.
Предлагаемые проектом федерального закона новеллы позволят усовершенствовать институт негосударственного разрешения коммерческих споров в соответствии с общепринятыми международными стандартами и тем самым сделать его еще более привлекательным как для российских, так и для иностранных участников предпринимательской деятельности.
Принятие проекта федерального закона не потребует затрат из федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О международном коммерческом арбитраже"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О международном коммерческом арбитраже" не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием вносимого законопроекта
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О международном коммерческом арбитраже" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.