Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 583865-5 "О внесении изменений в статьи 4.5 и 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона разработан в связи с необходимостью увеличения срока давности привлечения к административной ответственности за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, а также установления дополнительных составов правонарушений, указанных в статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) и связанных с нецелевым использованием бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов.
Необходимость увеличения срока давности привлечения к административной ответственности за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации до трёх лет обусловлена следующими обстоятельствами.
Так, сотрудниками Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ставропольском крае за 12 месяцев 2010 года проведены 182 ревизии (проверки), касающиеся правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета. Сумма выявленных финансовых нарушений в ходе указанных ревизий (проверок) составила 2 736 183,588 тыс. рублей, в том числе при использовании средств федерального бюджета - 2 419 224,718 тыс. рублей. Сумма нецелевого использования средств федерального бюджета составила 14 933, 455 тыс. рублей. По нарушениям, предусмотренным частью 1 статьи 15.14 Кодекса, рассмотрено 33 административных дела, из них по 27 вынесены постановления о наложении административного штрафа, 6 должностных лиц привлечены к административной ответственности по части 1 статьи 15.14 Кодекса, сумма наложенных на должностных лиц штрафных санкций составила 88 тыс. рублей, при этом следует отметить, что сумма нецелевого использования бюджетных средств по вышеуказанным постановлениям составила свыше 5 млн. рублей. Для сравнения в 2008 году к административной ответственности привлечено 14 должностных лиц, сумма наложенных на них штрафов составила 59 тыс. рублей, нецелевое использование бюджетных средств составило 3,9 млн. рублей. В 2009 году привлечено 8 должностных лиц, сумма наложенных на них штрафов составила 57 тыс. рублей, нецелевое использование бюджетных средств - более 3 млн. рублей.
При выявленных в 2010 году 110 фактах нецелевого использования бюджетных средств лишь в 27 случаях было возможно привлечение к административной ответственности.
Привлечение к административной ответственности по всем установленным фактам нецелевого использования бюджетных средств не представилось возможным в связи с истечением на момент проведения ревизии (проверки) срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьёй 4.5 Кодекса.
Более 75 процентов нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, выявляемых сотрудниками Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ставропольском крае, остаются безнаказанными вследствие истечения сроков давности привлечения к административной ответственности. Вместе с этим действующие административные штрафы, налагаемые за нецелевое использование бюджетных средств, не являются ощутимыми мерами материального наказания.
Налицо исключительная несоизмеримость нарушения и меры ответственности должностных лиц.
Диспропорция между суммой нецелевого использования бюджетных средств и суммой налагаемого на виновное лицо штрафа достигает многократного размера, что искажает принцип персональной ответственности должностных лиц. В результате тремя должностными лицами, привлечёнными к административной ответственности, нецелевое использование бюджетных средств было допущено неоднократно.
Аналогичная ситуация наблюдается во всех территориальных управлениях Росфиннадзора.
Эффективность применения мер административного воздействия за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, предусмотренные статьёй 15.14 Кодекса, в количественном исчислении не превышает 25 процентов.
Правонарушения, посягающие на финансовые интересы государства, изменение порядка расходования бюджетных средств, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации, причиняют материальный ущерб прежде всего социальной сфере нашего общества. Так, при реализации национальных проектов в области образования, здравоохранения, жилищного строительства выявляется наибольшее количество финансовых нарушений, а потому сегодня как никогда необходимо сконцентрировать административно-правовые ресурсы для эффективного целевого использования бюджетных средств.
Увеличение срока давности привлечения к административной ответственности в совокупности с повышением размера налагаемых штрафов за правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 15.14 Кодекса, а также расширение диспозиции статьи 15.14 Кодекса позволят применить в отношении виновных лиц наиболее действенные меры, предотвратить совершение новых нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 4.5 и 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 4.5 и 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 4.5 и 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 4.5 и 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует внесения изменений, принятия, приостановления, признания утратившими силу актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.