Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 583016-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением ротации на государственной гражданской службе"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением ротации на государственной гражданской службе" (далее - законопроект) подготовлен и внесен в Правительство Российской Федерации Минздравсоцразвития России во исполнение поручения, содержащегося в подпункте "б" пункта 2 Национального плана противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. N 460.
Законопроектом предусматривается в целях нормативного правового закрепления механизма ротации на государственной гражданской службе внести изменения в следующие федеральные законы: "О системе государственной службы Российской Федерации", "О государственной гражданской службе Российской Федерации", "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона "О противодействии коррупции", а также в Жилищный кодекс Российской Федерации.
В целях правового обеспечения функционирования института ротации государственных служащих статья 11 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" дополнена положениями, согласно которым ротация государственных служащих обеспечивает формирование кадрового состава государственной службы, а особенности, порядок ее проведения и перечень должностей, по которым предусматривается ротация государственных служащих, определяются федеральными законами о видах государственной службы.
Наиболее регламентированным видом государственной службы на сегодняшний день является государственная гражданская служба Российской Федерации (далее - гражданская служба), порядок и условия прохождения которой установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон). В этой связи на начальном этапе введения в практику механизма ротации законопроектом предлагается внесение изменений в Федеральный закон.
В целях реализации механизма ротации на гражданской службе и установления понятийного аппарата законопроектом предлагается дополнить действующие положения Федерального закона статьей 60.1.
В указанной статье устанавливаются цели ротации, сроки и порядок ее проведения, право гражданского служащего отказаться от замещения должности в порядке ротации при наличии причин, препятствующих ее замещению, и обязанность представителя нанимателя в данном случае предложить иную должность гражданской службы.
Перечни должностей федеральной гражданской службы, по которым предусматривается ротация федеральных гражданских служащих, будут утверждаться соответственно руководителями федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, и руководителями федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств, по согласованию с соответствующими федеральными министрами.
Ротация на федеральной гражданской службе будет осуществляться в обязательном порядке в отношении лиц, замещающих должности категории "руководители" в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольные и надзорные функции.
Ротация по иным должностям федеральной гражданской службы, включенным в Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы, может проводиться по утвержденным Президентом Российской Федерации перечням должностей федеральной гражданской службы, сформированным на основе предложений федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, и по утвержденным Правительством Российской Федерации перечням должностей федеральной гражданской службы, сформированным на основе предложений федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации.
Перечень должностей гражданской службы субъекта Российской Федерации, по которым предусматривается ротация гражданских служащих субъекта Российской Федерации, и план проведения ротации гражданских служащих субъекта Российской Федерации будут утверждаться нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Введение законопроектом статьи 60.1 Федерального закона обуславливает необходимость конкретизации иных положений Федерального закона (статьи 24, 25, 52 и 60).
Так, законопроектом предлагается дополнить статью 52 Федерального закона гарантиями и компенсациями. Например, при назначении гражданского служащего в порядке ротации на должность гражданской службы в государственный орган, расположенный в другой местности, законопроектом предусматривается возмещение расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи. В этом случае предлагается также установить гарантию на предоставление служебного жилого помещения по новому месту службы, а при отсутствии по новому месту службы жилого помещения - возмещение расходов за наем (поднаем) жилого помещения.
В целях сохранения права гражданского служащего на занимаемые им жилые помещения по договору социального найма в случае переезда в другую местность в порядке ротации законопроектом предусматривается внести изменения в статью 83 Жилищного кодекса Российской Федерации, регулирующую расторжение и прекращение договора социального найма жилого помещения. В частности, предусматривается, что в случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства договор социального найма жилого помещения считается расторгнутым со дня выезда, если иное не предусмотрено федеральным законом.
С учетом изложенного механизм проведения ротации в полной мере будет урегулирован в Федеральном законе, в связи с чем издание дополнительного указа Президента Российской Федерации для определения порядка ротации не требуется.
Учитывая, что предоставление гражданским служащим дополнительных гарантий и компенсаций при ротации на должность гражданской службы в государственный орган, расположенный в другой местности, потребует выделения дополнительных ассигнований федерального бюджета в размере 322,5 млн. рублей (в расчете на год), вступление в силу законопроекта предусматривается с 1 января 2013 г.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением ротации на государственной гражданской службе"
1. Финансово-экономическое обоснование подготовлено исходя из того, что ротация на федеральной государственной гражданской службе (далее - гражданская служба) на первоначальном этапе будет осуществляться преимущественно в отношении руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
2. С учетом мониторинга численности гражданских служащих*(1), численность руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательной ротации ежегодно, составляет 5 116 единиц х 0,3 = 1 535 единицы (далее - 1 535 р/то);
Всего: 1 535 гражданских служащих (далее - г/с).
Средняя численность членов семьи гражданского служащего - 3 человека (далее - 3 ч/с).
3. В случае ротации гражданского служащего в иную местность согласно проекту федерального закона ему гарантируется:
3.1. Компенсация расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи к месту службы в другой государственный орган и к месту жительства по выбору гражданского служащего в пределах Российской Федерации после окончания срока служебного контракта о замещении должности гражданской службы в порядке ротации*(2).
1. Расходы по проезду гражданского служащего и членов его семьи воздушным и железнодорожным транспортом: | |
средняя стоимость билета на проезд к новому месту гражданской службы (воздушным (в салоне экономического класса) или железнодорожным (в купейном вагоне) транспортом) на 1 человека по территории Российской Федерации - 15 000 руб.*(3) |
15,0 тыс. руб. x 1,535 тыс. г/с x 3 ч/с x 2 = 138,1 млн. руб. (включая расходы по проезду в обратном направлении) |
2. Расходы по провозу имущества (весом до 20 тонн) гражданского служащего и членов его семьи железнодорожным и автомобильным транспортом, кроме такси, - в размере документально подтвержденных фактических расходов: | |
средняя стоимость перевоза груза железнодорожным или автомобильным транспортом по Российской Федерации - 38 000 руб.*(4) |
38,0 тыс. руб. х 1,535 тыс. г/с х 2 = 116,7 млн. руб. (включая расходы по проезду в обратном направлении) |
3. Расходы по обустройству на новом месте жительства: | |
1) на гражданского служащего -2,5 месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы по новому месту службы. В соответствии с подразделами 1, 2 и 3 раздела 11 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" средний должностной оклад руководителя территориального органа равен 6 112 руб. |
6,112 тыс. руб. х 1,535 тыс. р/то х 2,5 = 23,5 млн. руб. Итого: 23,5 млн. руб. |
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду подразделы 1, 2 и 3 раздела 11 Приложения 1 к Указу Президента РФ от 25 июля 2006 г. N 763
2) на супругу (супруга) - 1,5 указанного оклада гражданского служащего |
6,112 тыс. руб. х 1,5 х 1,535 тыс. р/то = 14,1 млн. руб. Итого: 14,1 млн. руб. |
3) на одного переезжающего члена семьи - 1 указанный оклад гражданского служащего |
6,112 тыс. руб. х 1,535 тыс. р/то = 9,4 млн. руб. Итого: 9,4 млн. руб. |
Итого: |
(23,5 млн. руб. + 14,1 млн. руб. + 9,4 млн. руб.) х 1,19 (процентная надбавка к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям) = 55,9 млн. руб. |
4. Выплата суточных за каждый день нахождения в пути следования к новому месту гражданской службы в размерах, установленных Правительством Российской Федерации при служебном командировании на территории Российской Федерации: | |
В соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2003 г. N 187 "О размерах возмещения организациями, финансируемыми за счет средств федерального бюджета, расходов работникам в связи с их переездом на работу в другую местность" размер суточных составляет 100 руб. за каждый день нахождения в пути. |
100 руб. х 1,535 тыс. г/с х 3 ч/с х 2 (среднее время нахождения гражданского служащего в пути) = 0,9 млн. руб. |
Итого: |
138,1 млн. руб. + 116,7 млн.руб. + 55,9 млн. руб. + 0,9 млн. руб. = 311,6 млн. руб. |
3.2. Компенсация расходов за найм (поднайм) жилого помещения гражданским служащим и членам его семьи:
Денежная компенсация за найм (поднайм) жилых помещений гражданским служащим при переезде к новому месту службы в другой государственный орган выплачивается в размере, не превышающем*(5):
в гг. Москве и Санкт - Петербурге - 15,0 тыс. руб.
в других городах и районных центрах - 3,6 тыс. руб.
в прочих населенных пунктах - 2,7 тыс. руб.
Средняя денежная компенсация составляет:
15,0 тыс. руб. + 3,6 тыс. руб. + 2,7 тыс. руб. = 21,3 тыс. руб.
21,3 тыс. руб./3 = 7,1 тыс. руб.
7,1 тыс. руб. х 1,535 тыс. г/с = 10,9 млн. руб.
4. Общий размер дополнительных ассигнований федерального бюджета, необходимых для реализации мероприятий по проведению ротации на гражданской службе, составляет:
311,6 млн. руб. + 10,9 млн. руб. = 322,5 млн. руб.
Данные расчеты произведены исходя из уровня цен и других выплат по состоянию на 2009 год.
При этом исходя из приведенных выше усредненных расчетов на осуществление ротации 1 гражданского служащего, включенного в соответствующий перечень, потребуется 322,5 млн. руб./1 535 г/с = 210,1 тыс. руб.
В связи с этим, для введения механизма ротации на гражданской службе необходимо предусмотреть дополнительные ассигнования федерального бюджета на эти цели в размере 322,5 млн. рублей (в расчете на год).
Выполнение упомянутых мероприятий должно осуществляться начиная с 2013 года, при условии включения соответствующих ассигнований в федеральный бюджет на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов.
Перечень
актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением ротации на государственной гражданской службе"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением ротации на государственной гражданской службе" не потребует принятия других федеральных законов, внесения изменений в иные законодательные акты Российской Федерации, приостановления либо признания утратившими силу федеральных законов или иных законодательных актов, действующих на территории Российской Федерации.
В связи с принятием проекта федерального закона потребуется принять постановление Правительства Российской Федерации, устанавливающего порядок и условия обеспечения федеральных гражданских служащих служебными жилыми помещениями, а также порядок и размеры возмещения расходов за наем (поднаем) жилого помещения.
_____________________________
*(1) Согласно информации, представленной Минфином России по данным отчета по форме 14 по состоянию на 1 октября 2009 г.
*(2) Оценка расходов производится в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2007 г. N 514 "О порядке и условиях возмещения расходов, связанных с переездом федерального государственного гражданского служащего и членов его семьи в другую местность при переводе федерального государственного гражданского служащего в другой федеральный государственный орган".
*(3) Информация получена Минздравсоцразвития России по итогам мониторинга среднего уровня цен на авиабилеты и железнодорожные билеты по Российской Федерации.
*(4) Информация получена Минздравсоцразвития России по итогам мониторинга среднего уровня цен организаций, осуществляющих данные перевозки.
*(5) По аналогии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.