Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 591069-5 "О внесении изменений в статью 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
Досье на проект федерального закона
По данным Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России, с января по июль 2011 подразделения ЦБ возбудили 450 дел об административных правонарушениях за несоблюдение законодательства в сфере противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОДиФТ), из них 139 - в отношении сотрудников банков, ответственных за борьбу с отмыванием, остальные - в отношении кредитных организаций как юридических лиц. Решения по указанным делам, включая штрафы (размер которых, согласно Кодексу об административных правонарушениях, варьируется от 10 тыс. до 50 тыс. руб. для сотрудников и от 20 тыс. до 300 тыс. руб. для банков), были приняты в 200 случаях. Из них 83 решения были приняты в отношении должностных лиц банков. Данные санкции результат применения новых норм КоАП РФ, которые обязали ЦБ штрафовать банки и их сотрудников, ответственных за борьбу с отмыванием, за любые нарушения законодательства в сфере ПОДиФТ, вне зависимости от того, значимы ли они или являются чисто техническими. Согласно КоАП РФ и 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", вольная или невольная ошибка банка, приведшая к опозданию на один день с отправкой сообщения в Росфинмониторинг по каждой операции или сделке, невыявлению операций, подлежащих обязательному контролю, либо допущенная при составлении сообщения, квалифицируется как самостоятельное нарушение, подпадающее под санкции ст. 15.27 КоАП РФ.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Федеральный закон 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
Так, по мнению Департамента финансового мониторинга и валютного контроля ЦБ, 92% всех нарушений сроков, за которые теперь необходимо выносить предписания о штрафах, происходят не по вине банков либо являются техническими. Например, к таким нарушениям относится несвоевременное информирование Росфинмониторинга об операциях по сделкам с недвижимостью, драгметаллами, лизинговых сделках, поскольку банк объективно не в состоянии получить документы об их совершении на следующий день.
По оценке экспертов, применение статьи 15.27 КоАП РФ в новой редакции наносит непоправимый удар по сотрудникам подразделений кредитных организаций, занятых в сфере ПОДиФТ. По итогам 2011 г. только по фактам просрочки (задержки) предоставления отчетов в уполномоченный орган может быть вынесено несколько тысяч постановлений о привлечении к административной ответственности должностных лиц кредитных организаций. Учитывая жесткость санкций и достаточность однократного нарушения сроков предоставления отчета, применение статьи 15.27 вызовет высокую ротацию кадров среди сотрудников подразделений внутреннего контроля банков, что крайне негативно отразиться на профессионализме коллективов кредитных организаций, а должности сотрудников внутреннего контроля станут неперспективными и вакантными. Отсутствие же назначенных должностных лиц подразделений внутреннего контроля в кредитной организации в свою очередь также приведет к парадоксальной ситуации, поскольку отсутствие назначения таких лиц является нарушением 115-ФЗ, в результате чего сама кредитная организация (как юрлицо) тоже будет привлечена к ответственности. В итоге все эти меры, направленные на совершенствование ПОДиФТ, приведут к противоположному результату - к снижению результативности правового механизма ПОДиФТ.
Настоящий законопроект предоставляет Банку России право применения полномочий, предусмотренных ст. 74 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", в отношении кредитных организаций, чьи подразделения, занятые в сфере ПОДиФТ, допустили явные технические ошибки при подготовке отчета. При этом использование более либеральных мер по ст. 74 86-ФЗ автоматически исключает возможность применения более суровых мер по ст. 15.27 КоАП РФ за одно и то же нарушение закона в сфере ПОДиФТ, что полностью соответствует правовой аксиоме, запрещающей дважды наказывать за одни и тот же проступок. Вносимые поправки позволят дифференцировать ответственность кредитных организаций в зависимости от вида проступка и степени вины кредитной организации в нарушении законодательства в сфере ПОДиФТ.
Финансово-экономическое обоснование
Принятие данного законопроекта не потребует дополнительных материальных и иных затрат. Законопроект позволит снизить количество материальных затрат на производство по делам о незначительных (формальных) административных правонарушениях, путем применения статьи 74 86-ФЗ альтернативной статье 15.27 КоАП РФ.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "статьи 74 86-ФЗ" следует читать "статьи 74 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ"
Перечень законов и иных нормативных правовых актов, отмены, изменения, дополнения или принятия которых потребует принятие данного законопроекта
Рассмотрение и принятие данного законопроекта не потребует принятия, отмены, изменения, дополнения или принятия других законов или нормативных правовых актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.