Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 593132-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Федеральный закон "О кредитной кооперации"
Досье на проект федерального закона
Мировой опыт показывает, что кредитная кооперация становится одним из важных сегментов финансово-кредитной системы, традиционно обслуживающим мелких предпринимателей, сельскохозяйственных товаропроизводителей и иных лиц, имеющих ограниченный доступ к кредитным ресурсам.
В настоящее время в России зарегистрировано более 2000 кооперативов - объединений физических и (или) юридических лиц на основе членства, осуществляющих привлечение денежных средств членов (пайщиков) кредитного кооператива и их последующее размещение путем предоставления займов своим членам.
Принятие Федерального закона "О кредитной кооперации" (далее - Закон о кредитной кооперации) стало важным событием в регулировании деятельности кредитных потребительских кооперативов. Предметом регулирования Закона о кредитной кооперации является кредитная кооперация как целостная система. Закон о кредитной кооперации содержит общие нормы, регулирующие деятельность кредитных потребительских кооперативов различных видов, в том числе кредитных потребительских кооперативов граждан, и базовые нормы о государственном регулировании и саморегулировании в секторе кредитной кооперации.
Изменениями, внесенными в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) Федеральным законом от 22 апреля 2010 г. N 65-ФЗ, регламентирован порядок предупреждения банкротства финансовых организаций и порядок их банкротства.
Поскольку кредитные кооперативы представляют собой особый вид финансовых организаций, представляется целесообразным урегулирование особенностей их банкротства в указанных федеральных законах.
В частности, в Законе о банкротстве законопроектом предлагается установить такие дополнительные основания для применения мер по предупреждению банкротства как неоднократное нарушение в течение двенадцати месяцев с даты выявления первого нарушения финансовых нормативов, установленных в соответствии с законодательством о кредитной кооперации; вынесение контрольным органом предписания о запрете на привлечение денежных средств, прием новых членов и выдачу займов.
Поскольку деятельность кредитных кооперативов не лицензируется, возникла необходимость уточнить определение контрольного органа в отношении кредитных кооперативов.
Законопроектом также предусматривается, что правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании кредитного кооператива банкротом наделяется также саморегулируемая организация кредитных кооперативов в отношении кредитного кооператива, являющегося ее членом. При этом такое право возникает с даты обнаружения саморегулируемой организацией признаков банкротства кредитного кооператива, если временная администрация не назначена.
Законопроектом устанавливаются дополнительные требования к подготовке арбитражного управляющего, а также предусматриваются особенности назначения и деятельности временной администрации кредитных кооперативов.
Так, решение о назначении временной администрации в кредитный кооператив принимает контрольный орган, но по ходатайству саморегулируемой организации, членом которой является такой кредитный кооператив. При этом, если контрольный орган осуществляет непосредственный контроль за деятельностью кредитных кооперативов, то такое решение он принимает самостоятельно.
Поскольку кредитные кооперативы выступают заемщиками личных средств физических лиц, законопроектом предусматривается особая очередность удовлетворения требований этой категории кредиторов. Предполагается, что требования кредиторов по личным сбережениям будут погашаться в первую очередь в размере, не превышающем 700 тысяч рублей. Непогашенные требования данных кредиторов подлежат удовлетворению в рамках первой подочереди третьей очереди.
Требования по выплате пая подлежат удовлетворению после расчетов с кредиторами кредитного кооператива. При этом руководители кредитного кооператива получат удовлетворение своих требований по выплате пая в последнюю очередь.
Необходимо отметить, что законопроектом также предусмотрена субсидиарная ответственность руководителей и саморегулируемых организаций кредитных кооперативов.
В Закон о кредитной кооперации вносятся изменения, касающиеся регламентации функций контрольного органа по назначению временной администрации, применению мер по предупреждению банкротства, подачи заявления в арбитражный суд о признании кредитного кооператива банкротом.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Федеральный закон "О кредитной кооперации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Федеральный закон "О кредитной кооперации" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета и не повлечет изменения финансовых обязательств Российской Федерации.
Перечень нормативных правовых актов, необходимых для реализации Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Федеральный закон "О кредитной кооперации"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Федеральный закон "О кредитной кооперации" (далее - законопроект) необходимо разработать:
1) постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 317".
Основание: пункт 4 статьи 180 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в редакции законопроекта, пункт 1 статьи 1 законопроекта, пункты 4 и 5 статьи 189.4 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в редакции законопроекта, пункт 1 статьи 2 законопроекта.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "пункт 1 статьи 2 законопроекта" следует читать "пункт 4 статьи 1 законопроекта"
Головной исполнитель - ФСФР России, соисполнители - Минфин России, Минэкономразвития России.
Срок подготовки - в течение трех месяцев после принятия законопроекта в третьем чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации;
2) постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 "О Министерстве экономического развития Российской Федерации".
Основание: подпункт 4 пункта 1 статьи 183.25 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в редакции законопроекта.
Головной исполнитель - Минэкономразвития России, соисполнитель - Минфин России.
Срок подготовки - в течение трех месяцев после принятия законопроекта в третьем чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации;
3) приказ Министерства экономического развития Российской Федерации "Об утверждении Единой программы подготовки арбитражных управляющих в делах о банкротстве кредитных кооперативов".
Основание: подпункт 4 пункта 1 статьи 183.25 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в редакции законопроекта.
Головной исполнитель - Минэкономразвития России, соисполнитель - Минфин России.
Срок подготовки - в течение трех месяцев после принятия законопроекта в третьем чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.