Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 594840-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ипотечных ценных бумагах"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ипотечных ценных бумагах" разработан в соответствии с частью 3 раздела V Стратегии развития ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2010 г. N 1201-р.
В течение 2006 - 2008 гг. участниками российского рынка ипотечного кредитования накоплен существенный опыт структурирования и выпуска облигаций с ипотечным покрытием. В рамках подготовки выпусков была проведена значительная работа по изучению международного опыта секьюритизации, требований инвесторов, рейтинговых агентств. Результатом данной работы стало выявление ряда положений Федерального закона от 11 ноября 2003 г. N 152-ФЗ "Об ипотечных ценных бумагах" (далее - Закон), которые нуждаются в изменении или уточнении. Настоящий законопроект направлен на устранение существующих недостатков Закона в целях повышения эффективности сделок по секьюритизации ипотечных активов, приведения Закона в соответствие с передовой международной практикой выпуска ипотечных ценных бумаг, обеспечения более полного учета интересов инвесторов и эмитентов облигаций с ипотечным покрытием.
1. Право ипотечного агента привлекать кредитные и заемные средства в рамках осуществления уставной деятельности.
Закон устанавливает ограниченную правоспособность ипотечного агента. В связи с этим одним из существенных ограничений при структурировании сделки секьюритизации является неопределенность в вопросе о том, может ли ипотечный агент привлекать кредиты и займы для того, чтобы приобретать обеспеченные ипотекой требования и (или) закладные, а также оплачивать свои накладные расходы до размещения облигаций с ипотечным покрытием, то есть до получения ипотечным агентом дохода от размещения. Такая неопределенность создает риск, что такие сделки, совершаемые ипотечным агентом, могут быть признаны недействительными в судебном порядке.
Учитывая, что период подготовки сделки (в том числе накопления обеспеченных ипотекой требований для формирования ипотечного покрытия, достаточного для экономически эффективного размещения) с учетом требований российского законодательства о рынке ценных бумаг может быть достаточно длительным, возможность привлечения таких краткосрочных кредитов и займов, которые должны погашаться за счет получения средств от размещения облигаций с ипотечным покрытием, создает большую гибкость при подготовке сделок и повышает их экономическую эффективность, в первую очередь для средних и малых банков.
Предлагается в статье 8 Закона прямо указать, что ипотечный агент имеет право привлекать кредиты и займы для обеспечения своей уставной деятельности.
2. Указание в учредительных документах ипотечного агента максимального количества выпусков облигаций с ипотечным покрытием для эмиссии которых он создается.
В соответствии со статьей 8 Закона в учредительных документах ипотечного агента должно быть указано общее количество выпусков облигаций с ипотечным покрытием для эмиссии которых он создается. После исполнения обязательств по облигациям с ипотечным покрытием всех выпусков ипотечный агент подлежит ликвидации.
В то же время между регистрацией ипотечного агента и выпуском облигаций проходит несколько месяцев и изменение рыночной ситуации может обусловить необходимость изменения количества предполагаемых выпусков по сравнению с первоначально запланированным. Для этого в уставе ипотечного агента целесообразно указывать большее количество выпусков облигаций с ипотечным покрытием для эмиссии которых он создается. Однако в этом случае возникает риск невозможности ликвидации ипотечного агента, если им была осуществлена эмиссия меньшего количества выпусков облигаций с ипотечным покрытием, чем было указано в его уставе.
В целях обеспечения большей гибкости при осуществлении эмиссии облигаций с ипотечным покрытием необходимо уточнить соответствующее положение Закона, предусмотрев, что в уставе ипотечного агента указывается максимальное количество выпусков облигаций с ипотечным покрытием для эмиссии которых создается ипотечный агент, а решение о его ликвидации может быть принято после исполнения обязательств по всем размещенным (находящимся в обращении) облигациям с ипотечным покрытием этого ипотечного агента.
3. Отмена требования об обязательной выплате процентов по облигациям с ипотечным покрытием для младших траншей.
Частью 2 статьи 10 Закона предусмотрено, что выплата процентов по облигациям с ипотечным покрытием должна осуществляться не реже, чем раз в год. Это требование усложняет структурирование субординированных выпусков облигаций, в рамках которого более младшие транши, принимающие на себя основной кредитный риск, не должны рассчитывать на стабильное периодическое получение дохода. В настоящее время эмитенты вынуждены предусматривать выплату минимального ежегодного дохода по субординированным выпускам облигаций с ипотечным покрытием в случае, если в соответствии со структурой сделки доход по таким выпускам в соответствующем периоде не должен выплачиваться.
С учетом изложенного, требование о ежегодной выплате процентов по облигациям с ипотечным покрытием предлагается оставить только для облигаций старшего транша, исполнение обязательств по которым осуществляется в первую очередь (преимущественно перед всеми иными выпусками облигаций с тем же ипотечным покрытием).
4. Отмена требований к размеру ипотечного покрытия для младшего транша облигаций.
Статья 13 Закона устанавливает требования о соотношении номинальной стоимости облигаций и ипотечного покрытия, которым они обеспечены. Так, размер ипотечного покрытия в течение всего срока обращения облигаций должен быть не менее их общей непогашенной номинальной стоимости.
Предлагается отменить данное требование для младшего транша (выпуска) облигаций, для которого установлена последняя очередность исполнения обязательств (исполнение обязательств по которому осуществляется в последнюю очередь). Это позволит приблизить структуру сделок секьюритизации к общепринятой международной практике, в рамках которой младший транш ипотечных ценных бумаг формирует кредитную поддержку более старших траншей и принимает на себя основной объем рисков по ипотечному покрытию. Для того, чтобы младший транш мог выполнять данную функцию, при возникновении дефолтов и снижении объема ипотечного покрытия у владельца младшего транша не должно возникать оснований для предъявления требования о досрочном погашении облигаций, так как это ставит под угрозу всю сделку в целом. Для этого предлагается внести необходимые изменения в часть 2 статьи 13, а также в часть 2 статьи 11 Закона.
5. Отмена ограничений по доле денежных средств в составе ипотечного покрытия.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 13 Закона размер (сумма) обеспеченных ипотекой требований, составляющих ипотечное покрытие облигаций, не может быть менее 80 процентов непогашенной номинальной стоимости облигаций. В случае снижения размера ипотечного покрытия ниже 80 процентов эмитент обязан в срок не более трех месяцев восстановить предписанное соотношение.
На практике данное требование неизбежно нарушается в заключительный период жизни облигаций с ипотечным покрытием. По мере амортизации номинальной стоимости облигаций объем денежных средств, аккумулируемых для осуществления выплат по облигациям, в сочетании с имеющимся в структуре денежным резервом всегда в определенный момент становится больше 20 процентов номинальной стоимости облигаций. Это будет вынуждать эмитентов осуществлять досрочное погашение облигаций существенно раньше, чем это экономически оправдано.
Кроме того, при пополнении ипотечного покрытия новыми требованиями для устранения нарушения данного соотношения возникает риск, что новые требования будут отличаться по параметрам от первоначально включенных в ипотечное покрытие, в результате чего качество обеспечения облигаций может ухудшиться.
Необходимо также отметить, что общепринятая концепция ипотечной секьюритизации предусматривает, что ипотечное покрытие должно состоять преимущественно из ипотечных кредитов (обеспеченных ипотекой требований) на момент его формирования и размещения облигаций (соответствующее требование предусмотрено частью 3 статьи 13 Закона). В дальнейшем объем денежных средств в покрытии, как правило, никак не регламентируется, так как наличие в составе ипотечного покрытия денежных средств только улучшает его качество.
С учетом изложенного предлагается отменить требование о максимальной доле денежных средств в составе ипотечного покрытия.
6. Прекращение права требования досрочного погашения облигаций с ипотечным покрытием после прекращения оснований для предъявления такого требования.
Частью 1 статьи 16 Закона определены случаи, в которых владельцы облигаций с ипотечным покрытием вправе требовать от их эмитента досрочного погашения таких облигаций. Однако формулировка данной нормы оставляет правовую неопределенность в вопросе о том, сохраняется ли данное право после устранения события, вследствие которого это право возникло.
При консервативной трактовке данной нормы право требования досрочного погашения облигаций сохраняется в течение всего срока жизни облигаций даже при возникновении кратковременного технического нарушения указанных требований. Это создает значительные риски для стабильности структуры сделки и не соответствует интересам инвесторов.
Исходя из общих подходов к нарушениям гражданско-правовых обязательств и защите прав и законных интересов стороны по обязательству, право потребовать досрочного исполнения обязательства должно быть ограничено определенным сроком, в течение которого стороной может быть заявлено соответствующее требование. При этом указанный срок должен прекращаться после устранения нарушения, послужившего основанием для возникновения права потребовать досрочного исполнения обязательства. Для этого предлагается внести необходимые изменения в статью 16 Закона, предусмотрев, в том числе, что если право требовать досрочного погашения облигаций с ипотечным покрытием возникает в связи с нарушением требований к размеру ипотечного покрытия облигаций и (или) нарушением условий, обеспечивающих надлежащее исполнение обязательств по облигациям с ипотечным покрытием, которые установлены статьей 13 Закона, указанное право прекращается после устранения этих нарушений.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ипотечных ценных бумагах"
Принятие и реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ипотечных ценных бумагах" не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных бюджетов, а также из бюджетов внебюджетных фондов.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ипотечных ценных бумагах"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ипотечных ценных бумагах" не потребует признания утратившими силу, приостановления, внесения изменений или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.