Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 597884-5 "О внесении изменений в статьи 76 и 116 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Законопроектом предусматривается возможность создания при исправительных учреждениях и следственных изоляторах транзитно-пересыльных пунктов, предназначенных для временного содержания осужденных, перемещаемых к месту отбывания наказания либо из одного места отбывания наказания в другое, на условиях, предусмотренных для отбывания назначенного им наказания.
Согласно части первой статьи 76 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные к лишению свободы направляются к месту отбывания наказания и перемещаются из одного места отбывания наказания в другое под конвоем (за исключением следующих в колонию-поселение самостоятельно).
В соответствии со статьей 12 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-I "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" конвоирование осужденных, содержащихся в учреждениях, исполняющих наказания, осуществляется по плановым маршрутам.
Ежегодно подразделениями уголовно-исполнительной системы по конвоированию перемещается более 2 миллионов человек по 144 плановым железнодорожным маршрутам, 252 автодорожным, 12 авиационным и 4 маршрутам по водным путям.
При выполнении задач конвоирования возникает необходимость временного размещения осужденных в транзитно-пересыльных пунктах учреждений уголовно-исполнительной системы, связанная с разрывом маршрутов конвоирования. Однако в законодательстве Российской Федерации подобные процедуры не предусмотрены.
Законопроектом предусматривается, что осужденные будут содержаться в транзитно-пересыльных пунктах на условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определенном приговором суда, и с соблюдением требований раздельного содержания, предусмотренных частью второй статьи 76 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
При этом в целях исключения предпосылок для коррупционных проявлений, злоупотреблений, нарушений прав и законных интересов осужденных, а также с учетом маршрутов конвоирования и графиков движения по плановым маршрутам законопроектом предлагается установить предельный срок содержания осужденных в транзитно-пересыльном пункте не более 20 суток.
Также законопроект направлен на усиление ответственности осужденных за действия, дезорганизующие деятельность исправительных учреждений.
В этих целях законопроектом предлагается дополнить часть первую статьи 116 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации положением, в соответствии с которым групповой необоснованный отказ от приема пищи и (или) его организация, а также совершение группового акта членовредительства и (или) его организация будут отнесены к злостным нарушениям установленного порядка отбывания наказания.
Анализ обстановки, складывающейся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, свидетельствует об активизации попыток криминальных структур дестабилизировать их деятельность, в том числе посредством организации противоправных акций спецконтингента в виде групповых актов членовредительства и отказов от приема пищи.
Если в течение 2007 года в учреждениях уголовно-исполнительной системы зафиксировано 15 случаев группового членовредительства и 11 групповых отказов от приема пищи, то в 2008 году - уже 28 групповых актов членовредительства и 11 групповых отказов от приема пищи. В 2009 году тенденция к проведению таких протестных акций лишь усилилась (зарегистрирован 31 групповой акт членовредительства и 15 групповых отказов от приема пищи). За 2010 год зарегистрировано 76 случаев группового членовредительства и 8 случаев группового отказа от приема пищи.
Ряд групповых протестных акций совершается значительным (до 1000 человек) числом осужденных.
Такие групповые протестные акции осуществляются в целях оказания давления на администрацию исправительного учреждения для разрешения незаконных требований (не проводить обыск осужденных, а также досмотр посылок и передач, разрешить длительные свидания с сожительницами, убрать блокиратор сотовой связи, разрешить ношение гражданской одежды), повышения статуса организаторов в среде осужденных, а также выражения несогласия с законными действиями администрации.
Таким образом, групповые отказы от приема пищи и совершение групповых актов членовредительства осужденных, а также их организация дезорганизуют деятельность учреждений уголовно-исполнительной системы, затрудняют достижение целей уголовно-исполнительного законодательства. Между тем за указанные противоправные действия ответственность не предусмотрена.
Реализация предлагаемого изменения будет иметь существенное предупредительное значение, поскольку позволит признавать указанных осужденных злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переводить их в более строгие условия отбывания наказания и содержать в запираемых помещениях, переводить в помещения камерного типа (единые помещения камерного типа), а в исправительных колониях особого режима - в одиночные камеры, предусматривающие усиленную изоляцию и надзор за ними, а также направлять материалы в суд для решения вопроса об изменении вида исправительного учреждения для отбывания осужденным наказания.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 76 и 116 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации"
Реализация федерального закона "О внесении изменений в статьи 76 и 116 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статьи 76 и 116
Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 76 и 116 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.