Досье на проект федерального закона
1 июля 2010 года вступила в силу Конвенция о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных надругательств, принятая в 2007 году Комитетом Министров Совета Европы. Она предусматривает, что каждое государство в рамках национального законодательства должно содействовать распространению эффективных программ или мер в отношении лиц, как совершивших преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, так и лиц, в отношении которых присутствуют опасения, что они могут их совершить.
Необходимость принятия данной законодательной инициативы, которая воплощает в себе международные рекомендации, определяется осложнением криминальной ситуации в сфере преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, а также важностью предупреждения повторных преступлений. 50% всех совершаемых преступлений сексуального характера направлены именно против несовершеннолетних. По данным Следственного комитета Российской Федерации, в 2010 году совершено более девяти с половиной тысяч преступлений против половой свободы и неприкосновенности детей, в том числе 960 изнасилований, в 384 случаях которых - в отношении детей, не достигших 14-летнего возраста. Это почти в 3 раза больше, чем соответствующие показатели в 2008 году.
Согласно статистическим исследованиям, в 97 % случаев лица, совершившие однажды преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, становятся рецидивистами. А это означает, что даже понеся наказание после освобождения преступник с вероятностью почти 100% снова нападет на ребенка.
В настоящее время в российском законодательстве не содержится норм, предусматривающих проведение необходимой профилактики преступлений сексуального характера, совершаемых в отношении несовершеннолетних. Указанное обстоятельство видится существенным пробелом правовой регламентации.
Законопроектом предлагается ряд эффективных мер профилактического характера, которые наряду с применением химической кастрации и реализацией общей тенденции ужесточения уголовной ответственности, смогут снизить количество преступлений, совершаемых педофилами.
Во-первых, законопроектом предусматривается осуществление спутникового наблюдения с использованием глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС за лицами, отбывшими наказание за совершение преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних. Обязанности по осуществлению спутникового наблюдения возложены законопроектом на органы внутренних дел. Отслеживание передвижения лица обеспечивается сигналом несъемного электронного устройства контроля передвижения, который будет надеваться на освобождаемое из мест лишения свободы лицо сотрудниками уголовно-исполнительной системы и будет подлежать ежедневному ношению. Введение данной меры позволит органам внутренних дел эффективно отслеживать перемещение лиц, страдающих педофилией, в том числе контролировать их нахождение в непосредственной близости от детских учреждений и организаций и принимать соответствующие меры в случае необходимости. Закрепление подобной нормы соответствует зарубежному и отечественному опыту. Электронные браслеты и система ГЛОНАСС используются в России при назначении наказания в виде ограничения свободы. Меры по электронному отслеживанию передвижения педофилов применяются в США, Франции, Великобритании, Эстонии и Южной Корее. Статистические исследования, проведенные южнокорейскими специалистами, показали, что, имея электронные устройства контроля передвижения, преступники гораздо меньше склонны к рецидивам. Так, из 219 человек, которые были осуждены за изнасилование, а затем носили электронные браслеты, только один совершил аналогичное преступление повторно. Это всего лишь 0, 46 процента, тогда как "обычный" уровень рецидивистов в Южной Корее в сфере преступлений на сексуальной почве - 5,2 процента. Введение обязательного ношения несъемного электронного устройства контроля перемещения не только способно сократить уровень преступности в данной сфере, но и будет способствовать оперативному раскрытию совершаемых преступлений в отношении несовершеннолетних. Обладая данными о проживании в населенном пункте лица, страдающего педофилией, сведениями о его передвижении в течение предположительного времени совершения преступления в данном населенном пункте, сотрудники органов внутренних дел будут иметь возможность сузить круг подозреваемых, проверив в первую очередь данных лиц.
Во-вторых, законопроектом предусматривается создание единой электронной базы лиц, отбывших наказание за совершение преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних. Создание и управление указанной базой, доступ к ее данным и их использование должны осуществляться органами внутренних дел. Достоинство такой формы учета состоит в том, что сотрудники органов внутренних дел могут получить необходимую информацию обо всех лицах, отбывших срок наказания и страдающих педофилией, а не только о тех, которые проживают на подведомственной им территории.
В-третьих, законопроектом вводится обязанность органов внутренних дел и руководителей детских учреждений и организаций (включая медицинские) доводить до сведения родителей информацию о проживании в населенном пункте лиц, отбывших наказание за совершение преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних. Подобная информация должна также размещаться в учрежденных органами местного самоуправления средствах массовой информации. В Соединенных Штатах Америки в случае прибытия в населенный пункт лица, осужденного за педофилию, в городах размещаются листовки, содержащие предостережения для детей и родителей.
В-четвертых, законопроектом определяется обязанность отраслевых органов местных администраций, осуществляющих свою деятельность в сфере образования, проводить профилактические беседы с несовершеннолетними с целью их обучения правильному поведению в условиях возникновения опасности нападения лица, страдающего педофилией, и выявления несовершеннолетних, которые подверглись или могут подвергнуться сексуальному насилию. Для проведения профилактических бесед органами местного самоуправления могут привлекаться психологи и иные специалисты.
Дополнительно, законопроектом предусматривается создание гражданами на добровольной основе центров по профилактике преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних. В состав членов подобных центров могут включаться представители общественных объединений, педагоги, психологи, специалисты по работе с молодежью.
Принятие указанной законодательной инициативы согласуется с проводимой государством уголовно-правовой политикой, в частности установлением мер административного надзора за лицами, освобожденных из мест лишения свободы.
Финансово-экономическое обоснование к проекту Федерального закона " О профилактике преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних "
Принятие проекта Федерального закона "О профилактике преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних" потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета на создание единой электронной базы лиц, отбывших наказание за совершение преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних. Также, как и в случае с проектом Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности за преступления сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетних", внесенным Президентом Российской Федерации в Государственную Думу, в настоящее время до наработки соответствующей правоприменительной практики произвести все необходимые финансовые расчеты, связанные с реализацией законодательной инициативы, не представляется возможным.
Финансирование предусмотренного законопроектом осуществления спутникового наблюдения с использованием глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС за лицами, отбывшими наказание за совершение преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, возможно за счет средств, выделяемых федеральным бюджетом на реализацию Федеральной целевой программы "Глобальная навигационная система".
По мнению автора законопроекта, реализация представленного проекта федерального закона не потребует увеличения численности существующих или образования новых структурных подразделений полиции, а также их дополнительного финансирования.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона " О профилактике преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних "
В связи с принятием Федерального закона " О профилактике преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних" потребуется внесение изменений и дополнений в акты федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.