Заключение
Комитета Государственной Думы по строительству и земельным отношениям
по проекту федерального закона N 455615-4 "Технический регламент о безопасности стекла и изделий из него, применяемых в зданиях и сооружениях", внесенный депутатом Государственной Думы О.Д. Валенчуком и А.Е. Лихачевым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 455615-4 "Технический регламент о безопасности стекла и изделий из него, применяемых в зданиях и сооружениях" (далее - проект технического регламента о безопасности строительного стекла), Комитет Государственной Думы по строительству и земельным отношениям отмечает следующее.
Законопроектом устанавливаются требования к стеклу и изделиям из него, применяемым в зданиях и сооружениях, к их использованию, упаковке, транспортировке, хранению, утилизации и маркировке, а также правила и формы оценки соответствия стекла и изделий из него.
Установление минимально необходимых требований к стеклу и изделиям из него, применяемых в зданиях и сооружениях (далее - строительное стекло), учитывает современные тенденции в строительстве и архитектуре, является важной составной частью системы обеспечения безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации строительных объектов, соответствует целям технического регулирования, в связи с чем требования к данному виду строительной продукции могут быть выделены в отдельный технический регламент.
В то же время нельзя не учитывать, что технический регламент, содержащий требования безопасности к строительному стеклу, как одному из основных видов строительных материалов, должен быть гармонизирован с техническим регламентом, содержащим общие требования безопасности, предъявляемые ко всем строительным материалам, в противном случае могут быть порождены серьезные правовые коллизии между частными и общими нормами.
В соответствии с Программой разработки технических регламентов на 2008 год, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2008 года N 1403-р, проект технического регламента "О безопасности строительных материалов и изделий" (в форме постановления Правительства Российской Федерации) разработан Минрегионом России и в декабре 2008 года внесен в Правительство Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "Программой разработки технических регламентов на 2008 год, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 6 ноября 2004 г. N 1421-р, с изменениями внесенными распоряжением Правительства РФ от 25 сентября 2008 года N 1403-р"
По мнению Комитета, проект технического регламента по безопасности строительного стекла должен быть доработан с учетом положений указанного проекта технического регламента "О безопасности строительных материалов и изделий".
По проекту технического регламента о безопасности строительного стекла имеются следующие основные замечания:
1. Содержание проекта технического регламента о безопасности строительного стекла не в полной мере соответствует его названию. Так, в части 3 статьи 6, статьях 9-11 и 14, 15 проекта устанавливаются требования непосредственно к применению стекла и изделий из него в строительных конструкциях, тогда как, исходя из названия проекта, требования должны предъявляться только к стеклу и изделиям из него. Кроме того, в случае установления требований к применению стекла и изделий из него, объектами технического регулирования становятся здания и сооружения, однако такие объекты, равно, как и строительные конструкции, в статье 2 проекта не упоминаются.
По мнению Комитета, требования, касающиеся применения стекла и изделий из него в строительных конструкциях, должны содержаться в техническом регламенте о безопасности зданий и сооружений, если такая конструкция возводится на стройплощадке как результат строительной деятельности (например, как указано в части 4 статьи 11 и части 9 статьи 15 законопроекта). Если стекло и изделия из него применяются в строительных конструкциях заводского изготовления, то требования к таким конструкциям должны содержаться в техническом регламенте о безопасности строительных материалов и изделий или в отдельном техническом регламенте о безопасности светопрозрачных и фасадных конструкций.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "части 9 статьи 15 законопроекта" имеется в виду "части 5 статьи 15 законопроекта"
2. Более 80 процентов всего строительного стекла используется в светопрозрачных конструкциях и фасадах, в связи с чем технический регламент о безопасности строительного стекла должен в первую очередь содержать требования безопасности именно таких видов стекол. Однако в проекте наибольший объем требований относится к безопасности специальных стекол: огнестойких, ударостойких, пулестойких, взрывостойких, шумозащитных (статьи 12-15, приложения 4-9). При всей важности вопроса о безопасности специальных стекол, объем риска (под которым понимается общий объем всех негативных последствий, могущих наступить в течение определенного периода в результате использования данного вида продукции) от их разрушения значительно ниже, чем от разрушения листового стекла в светопрозрачных конструкциях и фасадах.
В то же время в проекте отсутствует классификация листового стекла по прочности на изгиб, и не приводятся обязательные требования к коэффициентам прочности на изгиб, в соответствии с которыми необходимо назначить коэффициенты безопасности по прочности.
3. Частью 4 статьи 5 проекта дан исчерпывающий перечень лиц, которые могут проводить идентификацию объектов технического регулирования для целей применения настоящего технического регламента. При этом в данный перечень не включены правоохранительные органы, суды, эксперты, которые могут (будут обязаны) применять данный технический регламент, а, значит, в обязательном порядке проводить идентификацию объектов технического регулирования.
4. В пункте 49 статьи 3 проекта к стеклу безопасному при эксплуатации относятся только закаленное стекло и многослойное стекло с полимерной пленкой. Представляется, что безопасным должно быть стекло любого вида, при условии его надлежащего использования с учетом достаточности механической прочности стекла для восприятия нагрузок, действующих при эксплуатации светопрозрачных конструкций соответствующих классов ответственности.
5. В части 1 статьи 6 проекта технического регламента о безопасности строительного стекла указывается, что технический регламент устанавливает требования по экологической и биологической безопасности. Однако в проекте указанных требований не установлено. Кроме того, в проекте не учитывается, что экологическая безопасность продукции не может быть подтверждена санитарно-эпидемиологическим заключением (пункт 4 статьи 6 проекта), поскольку указанное заключение служит иным целям, а именно, удостоверяет соответствие (несоответствие) продукции санитарным нормам и правилам в соответствии со статьей 1 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Кроме того, предъявление требований к сырьевым материалам (пункт 4 статьи 6 проекта), используемым при производстве стекла не является предметом настоящего проекта технического регламента о безопасности строительного стекла, поскольку сырьевые материалы не указаны в перечне объектов технического регулирования (часть 3 статьи 2 проекта)
6. Включение в проект требований по долговечности (климатической стойкости) стекла (пункт 12 части 2 статьи 6 проекта) не предусмотрено целями принятия технических регламентов, установленными в статьях 6 и 7 Федерального закона "О техническом регулировании".
7. В статье 16 "Биологическая безопасность" проекта используется неверная трактовка понятия биологической безопасности, под которой, как правило, принято понимать безопасность человека от воздействия биологических объектов, веществ или материалов, подобно тому, как, например, под химической безопасностью принято понимать безопасность человека от воздействия химических объектов, веществ или материалов.
В результате указанной неверной трактовки в статье 16 не содержится и не может содержаться требований биологической безопасности, поскольку стекло и изделия из него не относятся к биологическим объектам, веществам или материалам.
8. Положения частей 4-6 статьи 8 являются требованиями охраны труда и техники безопасности и не могут являться нормами технического регламента, предъявляющего требования к безопасности продукции.
9. Проект технического регламента о безопасности строительного стекла в части требований к обеспечению пожарной безопасности нуждается в приведении в соответствие с Федеральным законом "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
10. Используемый в пункте 32 статьи 3 и пункте 1 части 1 статьи 5 проекта технического регламента о безопасности строительного стекла термин "образец-эталон стекла" противоречит Федеральному закону "Об обеспечении единства измерений", которым предусматриваются эталоны единиц величин и стандартные образцы. По смыслу термина, используемого в пункте 32 статьи 3 и пункте 1 части 1 статьи 5 проекта, речь идет именно о стандартном образце - образце вещества (материала) с установленными по результатам испытаний значениями одной и более величин, характеризующих состав или свойство этого вещества (материала).
11. Статья 3 проекта перегружена терминами технического характера, значительная часть которых в тексте в дальнейшем не используется (например, "шихта"), и которые в связи с этим представляются излишними.
12. Проект технического регламента не учитывает изменений, внесенных в Федеральный закон "О техническом регулировании" Федеральным законом от 1 мая 2007 года N 65-ФЗ. В частности, не учитывается, что достаточным условием соблюдения требований технического регламента является применение на добровольной основе документов по стандартизации, включенных в утверждаемый национальным органом по стандартизации перечень национальных стандартов и (или) сводов правил, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований настоящего технического регламента.
С учетом вышеизложенного Комитет Государственной Думы по строительству и земельным отношениям считает, что проект федерального закона N 455615-4 "Технический регламент о безопасности стекла и изделий из него, применяемых в зданиях и сооружениях" нуждается в серьезной доработке до рассмотрения Государственной Думой в первом чтении.
Председатель Комитета |
М.Л. Шаккум |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.