Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по строительству и земельным отношениям
по проекту федерального закона N 284068-4 "О водоснабжении", внесен членами Совета Федерации С.Ю. Орловой, В.Г. Завадниковым, О.Е. Пантелеевым, С.А. Шуваловым в период исполнения им полномочий члена Совета Федерации, депутатами Государственной Думы Н.И. Сапожниковым, М.Я. Хесиным, А.А. Агеевым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по строительству и земельным отношениям рассмотрел проект федерального закона N 284068-4 "О водоснабжении", внесенный членами Совета Федерации С.Ю. Орловой, В.Г. Завадниковым, О.Е. Пантелеевым, С.А. Шуваловым в период исполнения им полномочий члена Совета Федерации, депутатами Государственной Думы Н.И. Сапожниковым, М.Я. Хесиным, А.А. Агеевым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы (далее - законопроект), и отмечает следующее.
В статье 1 законопроекта указывается, что "настоящий Федеральный закон является техническим регламентом". Законопроект устанавливает обязательные требования к следующим объектам технического регулирования: воде, находящейся в системах водоснабжения; централизованным, нецентрализованным и автономным системам водоснабжения; водозаборным сооружениям.
Законопроектом (глава 2, ст.ст. 3-7) устанавливаются требования к источникам питьевого водоснабжения, то есть к поверхностным и подземным водным объектам, которые используются или предназначены для забора воды в систему водоснабжения. При этом не учитывается то обстоятельство, что в силу положений статьи 1 Федерального закона "О техническом регулировании" природные ресурсы, природные объекты и зоны с особыми условиями использования их территорий не могут являться объектами технического регулирования.
В законопроекте отсутствуют правила идентификации объекта технического регулирования для целей применения технического регламента, что противоречит части 3 статьи 7 Федерального закона "О техническом регулировании", где предусмотрена обязательность наличия в техническом регламенте таких правил.
Значительная часть законопроекта посвящена регулированию отношений, не являющихся предметом технического регулирования, и относящихся к предмету законодательства о санитарно-эпидемическом# благополучии населения, водного, земельного и градостроительного законодательства.
Так, положения статей 3, 7 и 75 законопроекта являются предметом регулирования Водного кодекса Российской Федерации. Положения статей 78 - 80 законопроекта относятся к предмету регулирования санитарно-эпидемиологического законодательства.
В статьях 38, 44, 58 и 59 законопроекта говорится о питьевом водоснабжении, в то время как в соответствии с положениями статьи 1 законопроекта его положения не распространяются на отношения, связанные с питьевым водоснабжением.
В сферу регулирования законопроекта (глава 4, ст.ст. 22-34)входят водозаборные сооружения на подземных и поверхностных водных объектах. В Федеральном законе "О безопасности гидротехнических сооружений" все водозаборы определены как гидротехнические сооружения. Однако такое пересечение предмета регулирования и порождает неопределенность и расхождения в отношении требований безопасности, устанавливаемых указанным федеральным законом и законопроектом.
Значительная часть законопроекта посвящена требованиям к проектированию систем водоснабжения, вопросам организации водоснабжения, включая автоматизированные системы управления подъема и обработки воды, управление насосными станциями и водоочистными сооружениями, автоматизированные системы управления подачей и распределением воды и многое другое. Многие положения законопроекта в этой части вторгаются в сферу регулирования Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и в ряде случаев противоречат положениям этих законодательных актов.
В законопроекте не учитываются изменения, внесенные в Федеральный закон "О техническом регулировании" Федеральным законом от 1 мая 2007 года N 65-ФЗ. Согласно этим изменениям действующей в настоящее время статьей 1 Федерального закона "О техническом регулировании" установлено, что в технических регламентах предъявляются обязательные требования безопасности не ко всем производственным процессам, а только связанным с обязательными требованиями к продукции, а также исключено требование изложить в техническом регламенте исчерпывающим образом требования, обеспечивающие безопасность объектов технического регулирования, которые должны обеспечиваться. Доказательной базой соблюдения требований технических регламентов являются национальные стандарты и своды правил (СНиПы), в которых содержатся необходимые технические параметры и нормы. В законопроекте же сделана попытка включить технические параметры, характеризующие различные объекты и технологическое оборудование систем водоснабжения, в текст проектируемого закона. Такой подход приводит к не всегда обоснованному выбору и фрагментарности используемых технических параметров и не обеспечивает достижения целей принятия технического регламента.
Правительством Российской Федерации законопроект не поддерживается.
Следует учитывать, что Государственной Думой 29 июня 2011 года принят в первом чтении проект федерального закона N 484225-5 "О водоснабжении и канализовании", направленный на регулирование широкого круга отношений в сфере водоснабжения, в том числе составляющих предмет регулирования рассматриваемого законопроекта.
На основании вышеизложенного Комитет Государственной Думы по строительству и земельным отношениям не поддерживает проект федерального закона N 284068-4 "О водоснабжении" и считает необходимым отклонить названный законопроект при его рассмотрении Государственной Думой в первом чтении.
Председатель Комитета |
М.Л. Шаккум |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.