Официальный отзыв Правительства РФ
на проект федерального закона N 284068-4 "О водоснабжении", внесенный в Государственную Думу членами Совета Федерации С.Ю. Орловой, В.Г. Завадниковым, О.Е. Пантелеевым, С.А. Шуваловым, депутатами Государственной Думы А.А. Агеевым, Н.И. Сапожниковым
Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен указанный проект федерального закона.
В соответствии со статьей 1 законопроекта проект является техническим регламентом, который устанавливает обязательные требования к системам водоснабжения, находящейся в них воде, а также к водозаборным сооружениям.
Как следует из статьи 2 проекта, водозаборные сооружения относятся к гидротехническим сооружениям.
В то же время отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений регулируются Федеральным законом "О безопасности гидротехнических сооружений".
Таким образом, сферы регулирования указанного Федерального закона и рассматриваемого законопроекта в значительной степени совпадают. При этом проектом не предусматривается внесение каких-либо изменений в названный Федеральный закон.
Учитывая изложенное, сфера регулирования проекта нуждается в уточнении.
Как следует из пояснительной записки, проект не в полной мере соответствует целям принятия технических регламентов, указанным в статье 6 Федерального закона "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон). Представляется, что область регулируемых проектом отношений шире, чем содержание технических регламентов, предусмотренное статьей 7 Федерального закона. Например, в статье 38 проекта не учитывается то, что требования к качеству продукции могут являться предметом регулирования технического регламента лишь в той степени, которая минимально необходима для выполнения целей, указанных в пункте 1 статьи 6 Федерального закона.
Необходимо обратить внимание на то, что в проекте отсутствуют правила идентификации объектов технического регулирования и требования к его характеристикам.
Следует также отметить, что в проекте не указано, каким техническим регламентом он является - общим или специальным.
Федеральным законом "О техническом регулировании" разработка общего технического регламента по вопросу водоснабжения не предусмотрена.
Проект вторгается в сферу регулирования других федеральных законов - Водного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Проект устанавливает требования к источникам водоснабжения, то есть к водным объектам (статьи 3- 5). При этом не учитывается то, что природные ресурсы не могут быть объектами технического регулирования (статья 1 Федерального закона).
В проекте иначе регулируются некоторые вопросы, касающиеся использования водных объектов, а его терминология не согласована с терминологией Водного кодекса Российской Федерации, вступающего в силу с 1 января 2007 г. (далее - Кодекс).
Так, в статье 6 проекта говорится об информации, получаемой водопользователями из государственного водного кадастра. При этом не учитывается то, что согласно статье 31 Кодекса в целях информационного обеспечения комплексного использования водных объектов и иных целях создается не государственный водный кадастр, а государственный водный реестр.
Понятия "водоснабжение", "водопользователь" и т.п. в Кодексе определены иначе, чем в проекте.
Главы 3, 4, 8 и 12 проекта в части, касающейся проектирования, строительства и эксплуатации систем водоснабжения и водозаборных сооружений, необходимо согласовать с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Рассматриваемый проект содержит ряд положений, которые не могут являться предметом регулирования технического регламента в силу содержащихся в Федеральном законе "О техническом регулировании" ограничений. Так, в главе 13 проекта регулируются вопросы организации производственного контроля состояния источников водоснабжения и систем водоснабжения, а в статьях 5, 33 и 78 устанавливаются полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления. Вместе с тем Федеральным законом не предусматривается регулирование в технических регламентах указанных вопросов.
В проекте имеется ряд отсылочных норм к иным отраслям законодательства (водному законодательству Российской Федерации, законодательству Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, законодательству Российской Федерации о недрах и т.п.), к различным технологическим, санитарно-эпидемиологическим и иным требованиям, а также к техническим регламентам, которые в настоящее время еще не приняты (например, к техническому регламенту о питьевом водоснабжении).
Это не соответствует пункту 3 статьи 7 Федерального закона, предусматривающему, что содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации и т.д. являются исчерпывающими и имеющими прямое действие.
Кроме того, выполнение требований технического регламента потребует выделения дополнительных финансовых ресурсов. Однако необходимые обоснования и расчеты отсутствуют. В этой связи не представляется возможным сделать вывод о финансовых последствиях реализации рассматриваемого законопроекта, в том числе для бюджетов регионального и местного уровня. Имеются другие замечания юридико-технического характера.
В связи с изложенным Правительство Российской Федерации не поддерживает законопроект в представленной редакции.
Заместитель Председателя |
А. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.