Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 284071-4 - специального технического регламента "О питьевой воде и питьевом водоснабжении"
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона - специального технического регламента "О питьевой воде и питьевом водоснабжении" является частью общего технического регламента "Об экологической безопасности", разработка которого предусмотрена Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Действующая в стране система водообеспечения населения находится в крайне неудовлетворительном состоянии.
Это обусловлено неэффективной системой управления, неудовлетворительным финансовым положением, убыточными тарифами, недостатком дотационности, высокими затратами, отсутствием экономических стимулов снижения издержек на производство питьевой воды и ее реализации и, как следствие, высокой степенью износа основных фондов, неэффективной работой предприятий водопроводно-канализационного хозяйства, большими потерями воды, электроэнергии и других ресурсов.
Техническое состояние инженерных сетей и сооружений характеризуется высоким уровнем износа (более 60%), ежегодно возрастающей аварийностью и низким к. п. д. мощностей. Планово-предупредительный ремонт уступил место аварийно-восстановительным работам, затраты на которые в 2 - 3 раза выше.
Устаревшие технологии и оборудование для водоподготовки не позволяют добиваться соответствия качества воды гигиеническим требованиям существующих в России САНПИН.
Из-за износа оборудования заметно ухудшается качество питьевой воды. В России более 40% населения потребляет питьевую воду, не соответствующую санитарно-гигиеническим требованиям, особенно в сельской местности. В ряде регионов население страдает от нехватки воды. С потреблением некачественной питьевой воды в значительной мере связаны демографические проблемы и, прежде всего, низкая продолжительность жизни.
Более 97% предприятий водопроводно-канализационного хозяйства являются муниципальными унитарными предприятиями, у которых полностью отсутствует мотивация эффективного труда. Назрела необходимость срочного совершенствования организационно-правовой формы этих организаций.
Деятельность организаций по питьевому водоснабжению регламентируется в настоящее время более 150 нормативными и методическими документами: ГОСТами, САНПиНами, СНиПами, техническими условиями, правилами и т.д. Многие из них носят противоречивый характер и не соответствуют нормативам Европейского Союза. Все они не имеют статуса законодательного акта и поэтому не выполняются.
В то же время эти документы не предусматривают требований гигиенической и технической безопасности при водоснабжении населения домовыми распределительными системами, автономными и нецентрализованными системами водоснабжения.
Население практически не имеет никакой информации о качестве потребляемой им питьевой воды, ее соответствия гигиеническим требованиям безопасности.
Назрела необходимость в законодательном плане упорядочить все эти вопросы путем принятия специального технического регламента.
Проект Федерального закона устанавливает требования гигиенической и технической безопасности и единые нормы безопасности питьевой воды для всех систем, применяемых для водоснабжения населения, в том числе: централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных систем, автономных систем и систем водоснабжения на транспортных средствах.
Проектом закона установлены также требования безопасности (более жесткие) качества питьевой воды, расфасованной в емкости, а также требования к консервантам и таре.
В гигиенических нормативах качества питьевой воды установлено 98 обязательных показателей с соответствующим классом опасности, из которых должна составляться рабочая программа производственного контроля качества питьевой воды.
При установлении вышеуказанных нормативов качества питьевой воды использованы действующие в Российской Федерации санитарные нормы и правила, директивы Европейского Союза и рекомендации Всемирной Организации Здравоохранения.
Проектом закона определены также гигиенические и технические требования, которые должны соблюдаться при выборе источников питьевого водоснабжения, установлении зон санитарной охраны, проектировании, строительстве и эксплуатации систем питьевого водоснабжения.
Проектом технического регламента предусмотрено обязательное подтверждение соответствия качества питьевой воды, подаваемой потребителям всеми системами водоснабжения, и бутылированной воды соответствующим требованиям, установленным техническим регламентом.
Проектом закона впервые в России вводится контроль качества питьевой воды, у крана потребителя. Устанавливаются также требования по количеству и периодичности проб воды в местах водозаборных сооружений, отбираемых для лабораторных исследований, а также виды определяемых показателей и количество исследуемых проб питьевой воды перед поступлением ее в распределительную сеть и в местах передачи абонентам.
Особое внимание проектом закона уделено требованиям по обеспечению потребителей питьевой водой при нарушениях функционирования централизованных и нецентрализованных систем питьевого водоснабжения и требованиям к обеспечению потребителей питьевой водой при чрезвычайных ситуациях в питьевом водоснабжении.
Принятие законопроекта позволит упорядочить и совершенствовать нормативно-правовую базу в сфере питьевого водоснабжения, гармонизировать ее с нормативами Евросоюза, улучшить качество питьевой воды, подаваемой населению, и довести услуги по водоснабжению до европейского уровня. Одновременно потребуется внести некоторые изменения и уточнения в водный кодекс Российской Федерации, в Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и в другие федеральные законы, касающиеся вопросов питьевого водоснабжения.
Федеральной целевой программой "Обеспечение населения России питьевой водой предусматривалось 202 млрд. рублей (в ценах 2003 года) инвестиций для достижения действующих в России гигиенических нормативов качества питьевой воды (с учетом модернизации систем водоснабжения и обустройства санитарно-защитных зон).
Принятие данного законопроекта потребует дополнительных инвестиций в размере 12,2 млрд. рублей, в том числе: на реконструкцию реагентного хозяйства станций водоподготовки, использующих поверхностные источники водоснабжения - 5,9 млрд. рублей, модернизацию станций водоподготовки с забором подземных вод - 2,7 млрд. рублей, устройство и модернизацию опреснительных и обезжелезивающих установок для сельских поселений - 1,8 млрд. рублей. Эти затраты могут компенсироваться за счет собственных средств предприятий водоснабжения, из местных бюджетов и бюджетов Российской Федерации.
Второй вариант компенсации этих расходов может быть достигнут путем включения в тариф на услуги водоснабжения инвестиционной составляющей. С учетом сроков введения в действие законопроекта и средней стоимости услуги по водоснабжению, определяемой на начало 2005 года в размере 54,45 рублей на 1 человека в месяц, включение в тариф инвестиционной составляющей приведет к увеличению стоимости услуги на 1,47 рубля или на 2,7 %.
И в том и в другом случае дополнительных средств из Федерального бюджета на реализацию законопроекта не потребуется.
Принятие данного проекта закона также не потребует увеличения численного состава федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Финансово-экономическое обоснование введения в действие Федерального закона - специального технического регламента "О питьевой воде и питьевом водоснабжении"
Проблема обеспечения населения России питьевой водой нормативного качества и в достаточном количестве стала одной из главных во многих регионах страны. Без ее кардинального решения невозможно сохранение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, решения многих социальных проблем, связанных с повышением уровня жизни людей.
Напряженная ситуация с водообеспечением населения вызвана недостаточным развитием систем водопроводно-канализационного хозяйства, старением его основных производственных фондов, низким качеством вод поверхностных водных объектов, слабым внедрением в практику передовых научно-технических достижений, отсутствием средств на модернизацию систем водоснабжения и водоотведения, экономически неэффективной работой муниципальных предприятий (которых более 90%), эксплуатирующих централизованные системы водоснабжения и водоотведения. Многие водоочистные сооружения не справляются с очисткой природной воды, так как существующие технологии в условиях продолжающегося ухудшения качества воды в водоисточниках не могут обеспечить очистку, соответствующую установленным в России нормативам.
В городах и поселениях Российской Федерации эксплуатируется около 10 тыс. систем питьевого водоснабжения (водопроводов). Общая мощность городских водопроводов 72,5 млн. куб. м в сутки, из них 69 процентов приходится на муниципальные водопроводы, обеспечивающие водопотребление во всех городах страны. Годовой объем водопотребления на хозяйственно-питьевые нужды составляет порядка 13,5 кубических километров. Общая протяженность водоводов и уличной водопроводной сети в городах и поселениях составляет более 200 тыс. км, из которых в ветхом состоянии находится около 65 тыс. км., в связи с чем имеют место частые аварии, в результате которых многие населенные пункты на длительный срок остаются без питьевой воды.
Имеющиеся мощности коммунальных водопроводов используются со значительной перегрузкой и не обеспечивают бесперебойного водоснабжения. Нехватка мощностей водопроводов составляет почти 10 млн. куб. метров в сутки, в том числе коммунальных водопроводов - 7,6 млн. куб. метров в сутки.
В 2002 году каждая пятая исследованная проба питьевой воды из разводящих водопроводных сетей не соответствовала санитарным нормам по санитарно-химическим и каждая десятая - по микробиологическим показателям. В целом по Российской Федерации доля проб питьевой воды, не отвечающей санитарно-гигиеническим требованиям по паразитарным показателям, составила 1,6 процента.
Годовой объем водопотребления для нужд сельскохозяйственного водоснабжения составляет 3,9 кубических километров или 10,8 млн. куб. метров в сутки, при этом расход воды в коммунальном секторе составляет 2,8 млн. куб. метров в сутки.
Водоснабжение сельских населенных пунктов базируется в основном на использовании подземных вод, которые обеспечивают более 80 процентов общего объема водопотребления.
Из 152 тыс. сельских населенных пунктов России, в которых проживает 39,5 млн. человек, централизованными системами питьевого водоснабжения охвачено 73 тыс. населенных пунктов с населением 25,4 млн. человек или 64 процента сельского населения страны.
Системы централизованного питьевого водоснабжения в сельской местности представлены в основном локальными водопроводами, имеющими водозаборные скважины, емкостные сооружения, водопроводные сети. Внутренними системами водопровода оборудованы 30 процентов жилого фонда сельских населенных пунктов, имеющих централизованные системы питьевого водоснабжения.
Осуществляют водопользование из водоразборных колонок - 40 процентов сельских жителей; 30 процентов сельского населения пользуются водой из шахтных и мелкотрубчатых колодцев, открытых водоемов и родников.
В сельской местности пользуются питьевой водой, не соответствующей санитарным нормам, около 29 млн. человек.
Свыше 11 процентов сельского населения используют без водоподготовки подземные воды с минерализацией от 7 до 15 мг-экв./л.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 292 утверждена Концепция Федеральной целевой программы "Обеспечение населения России питьевой водой".
Этим постановлением было рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществить в 1998 году разработку на базе Концепции Федеральной целевой программы "Обеспечение населения России питьевой водой" региональных программ обеспечения населения питьевой водой.
Указанным постановлением Правительства Российской Федерации предусматривалось, что не менее 91 процента средств, необходимых для осуществления первоочередных мероприятий, должны выделяться из бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также привлекаются из внебюджетных источников.
Федеральная целевая программа "Обеспечение населения России питьевой водой" (далее - Программа) была доработана во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 марта 2001 года N 449-р с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 года N 292 "О Концепции федеральной целевой программы "Обеспечение населения России питьевой водой" и осуществлении первоочередных мероприятий по улучшению водообеспечения населения , а также с учетом мероприятий, предусмотренных в региональных программах обеспечения населения питьевой водой, разработанных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Основными задачами Программы являются: достижение действующих в России нормативов качества питьевой воды в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества", повышение эффективности и надежности систем водообеспечения за счет реализации водоохранных, технических и санитарных требований, совершенствование технологии обработки питьевой воды на станциях водоподготовки, развитие систем водозабора и водоподачи, а также совершенствования нормативно-правовой базы и хозяйственного механизма водопользования, стимулирующих экономию питьевой воды и обеспечение ее качества.
При составлении Программы были учтены мероприятия по водообеспечению населения, имеющиеся в утвержденных федеральных целевых программах по социально-экономическому развитию отдельных субъектов Российской Федерации, программах по развитию крупных регионов России ("Возрождению Волги", "Каспий", "Сибирь", "Дальний Восток и Забайкалье"), в программах по бассейнам рек ("Бассейн р. Томи" и др.).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "Дальний Восток и Забайкалье" следует читать "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996 - 2005 и до 2010 года"
В состав Программы вошли три главные инвестиционные подпрограммы - строительство и реконструкция городских централизованных систем водоснабжения, строительство и реконструкция систем водоснабжения сельских населенных пунктов, строительство водохранилищ питьевого назначения и обустройство зон санитарной охраны источников питьевого назначения и т.д.
Реализация программных мероприятий осуществляется в период с 2005 года по 2013 год в два этапа: 1 этап - 2005-2008 и 2 этап - 2009-2013 годы.
Прогнозируемые объемы финансирования реализации этих мероприятий приняты в размере 202 млрд. рублей (в ценах 2003 года), в том числе:
- по подпрограмме строительства и реконструкции городских централизованных систем водоснабжения 70,6 млрд. рублей;
- по подпрограмме строительства и реконструкции систем водоснабжения сельских населенных пунктов - 104, 1 млрд. рублей. Указанные объемы финансирования определены с с учетом возможного роста ежегодных инвестиций при сложившихся объективных экономических условиях. Суммарные инвестиции, заявленные в региональных программах обеспечения населения питьевой водой, превышали 400 млрд. рублей, их реализация в установленный срок до 2013 года потребовало бы резкого роста капитальных вложений, что представлялось нереальной задачей. Кроме того, в представленных программах предусматривалось лишь экстенсивное развитие систем водоснабжения и канализации городов.
Инвестиционная подпрограмма - строительство и реконструкция городских централизованных систем водоснабжения предусматривает: строительство и реконструкцию водозаборов подземных вод; строительство и реконструкцию водозаборов поверхностных вод; реконструкцию и технические перевооружение водоочистных станций; строительство и модернизацию магистральных водоводов; строительство, реконструкцию и реновацию внутригородских водоводов и водопроводных сетей; реконструкцию систем водоснабжения жилых зданий.
Строительство и реконструкция водозаборов подземных вод предусматривает объем финансирования 1 этапа в 6457 млн. рублей, 2 этапа - 12768 млн. рублей.
Инвестиционная подпрограмма - строительство и реконструкция систем водоснабжения сельских населенных пунктов предусматривает: строительство и реконструкцию централизованных систем водоснабжения; строительство и реконструкцию децентрализованных систем водоснабжения; строительство и реконструкцию групповых водопроводов, изготовление и монтаж установок и станций опреснения и обезжелезивания воды в контейнерном и блочно-модульном исполнении, обустройство зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения; строительство производственных и эксплуатационных баз.
Реализация подпрограммы строительство и реконструкция городских централизованных систем водоснабжения предполагается в 2 этапа, в том числе 1 этап - 24332 млн. рублей, 2 этап - 46299 млн. рублей. Источники финансирования федеральный бюджет - 1907 млн. рублей, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты - 48524 млн. рублей и внебюджетные средства - 20200 млн. рублей.
Строительство и реконструкция водозаборов подземных вод предусматривает объем финансирования 1 этапа в 6457 млн. рублей, 2 этапа - 12768 млн. рублей.
Строительство и реконструкция водозаборов поверхностных вод предусматривает объем финансирования 1 этапа в 3598 млн. рублей, 2 этапа - 7865 млн. рублей.
Реконструкция и техническое перевооружение водоочистных станций предусматривает объем финансирования 1 этапа в 5594 млн. рублей, 2 этапа - 9682 млн. рублей.
Строительство и реконструкция магистральных водоводов предусматривает объем финансирования 1 этапа в 2211 млн. рублей, 2 этапа - 4129 млн. рублей.
Строительство, реконструкция и реновация внутригородских водоводов и водопроводных сетей предусматривает объем финансирования 1 этапа в 5677 млн. рублей, 2 этапа - 10601 млн. рублей.
Реконструкция систем водоснабжения жилых зданий предусматривает объем финансирования 1 этапа в 296 млн. рублей, 2 этапа - 325 млн. рублей.
Строительство объектов по обустройству зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения предусматривает объем финансирования 1 этапа в 496 млн. рублей, 2 этапа - 926 млн. рублей.
Реализация инвестиционной подпрограммы строительства и реконструкции систем водоснабжения сельских населенных пунктов предусматривается также в 2 этапа, в том числе 1 этап - 34909 млн. рублей, 2 этап - 69167 млн. рублей. Источники финансирования: федеральный бюджет - 11552 млн. рублей, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты - 70252 млн. рублей и внебюджетные средства - 22272 млн. рублей.
Строительство и реконструкция централизованных систем водоснабжения на селе предусматривает объем финансирования 1 этапа в 26373 млн. рублей, 2 этапа - 53399 млн. рублей.
Из них: строительство и реконструкция локальных водопроводов соответственно 1 этапа - 17427 млн. рублей, 2 этапа 35369 млн. рублей; строительство и реконструкция групповых водопроводов соответственно 1 этапа - 4444 млн. рублей, 2 этапа - 9008 млн. рублей; строительство и реконструкция групповых водопроводов собственности субъектов Российской Федерации соответственно 1 этапа - 6031 млн. рублей, 2 этапа - 12245 млн. рублей; изготовление и монтаж установок и станций опреснения и обезжелезивания воды в контейнерном и блочно-модульном исполнении соответственно 1 этапа - 2019 млн. рублей, 2 этапа - 4068 млн. рублей.
Строительство и реконструкция децентрализованных систем водоснабжения предусматривает объем финансирования 1 этапа в 1899 млн. рублей, 2 этапа - 3855 млн. рублей.
Строительство объектов по обустройству зон санитарной охраны питьевых водоисточников и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения предусматривает объем финансирования 1 этапа в 697 млн. рублей, 2 этапа - 1385 млн. рублей.
Строительство производственных и эксплуатационных баз предусматривает объем финансирования 1 этапа в 2390 млн. рублей, 2 этапа - 3234 млн. рублей. Строительство водохранилищ питьевого назначения и охрана и восстановление водных объектов - источников питьевого назначения предусматривает объем финансирования 1 этапа в 8793 млн. рублей, 2 этапа - 14645 млн. рублей.
Важнейшим элементом указанных подпрограмм является решение проблемы улучшения качества питьевой воды за счет разработки и осуществления комплекса мероприятий по технологии ее подготовки. К числу основных мероприятий по повышению технологической и санитарной надежности подготовки питьевой воды относятся следующие:
- расширение ассортимента коагулянтов, флокулянтов и обеззараживающих реагентов, используемых на станциях подготовки питьевой воды;
- внедрение в практику порошкообразных и гранулированных реагентов и устройств для их автоматического дозирования;
- усовершенствование технологий предочистки, озонирования, сорбции;
- разработки и внедрение более экономичных и надежных микрофильтров с сетками, имеющими ячейки порядка 20 мкм и с зернистым заполнителем;
- разработка и внедрение методов очистки природной воды, имеющей повышенные концентрации антропогенных загрязнений, технологии озонирования и сорбции на активных углях;
- исследовании надежности, чувствительности и долговечности хлораторов и других технических средств для обеззараживания воды; для станций подготовки питьевой воды небольшой производительности, подготовку рекомендаций по более широкому применению обеззараживающих электролизных установок по производству гипохлорита натрия и УФО;
- исследование технологичности и эксплуатационных качеств контроля и автоматического управления технологическими процессами подготовки и обеззараживания питьевой воды;
- дооснащения базовых лабораторий оборудованием, приборами и реактивами, необходимыми для определения ингредиентов качества исходной и подготовленной питьевой воды в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.
Для сельскохозяйственного водоснабжения большое значение приобретает разработка и внедрение станций подготовки питьевой воды (обезжелезивание, дефторирование, опреснения, умягчения и т.д.), а также разработка и внедрение технологий и создание установок станций опреснения и обезжелезивания воды в контейнерном и блочно-модульном исполнении.
Одним из важнейших вопросов подготовки питьевой воды является ее эпидемиологическая безопасность. Поэтому предусматривается уделить первоочередное внимание вопросам разработки и внедрения приемов, обеспечивающих безопасность питьевой воды и разработки и внедрения технологий и сооружений для ее подготовки, исключающих микробиологические и паразитологические загрязнения.
Реализация программных мероприятий позволила бы полностью обеспечить качество питьевой воды и ее соответствие действующим в России санитарным нормам и правилам. Вместе с тем, проектом Федерального закона - специального технического регламента "О питьевой воде и питьевом водоснабжении", предусматриваются гигиенические нормативы качества питьевой воды, которые должны соблюдаться при использовании централизованных, нецентрализованных, автономных систем водоснабжения, домовых распределительных систем и систем водоснабжения на транспортных средствах, а также гигиенические требования к качеству воды, расфасованной в емкости.
В гигиенических нормативах качества питьевой воды, предусмотренных Техническим регламентом, установлено около 100 обязательных показателей, по некоторым из них требования значительно жестче, чем предусмотренные СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества".
Из общей мощности городских водопроводов в 72,5 млн. куб. метров в сутки, 65 процентов забирают воду из поверхностных источников (47,1 млн. куб. метров в сутки).
Перевод вышеуказанных мощностей на работу в соответствии с новыми нормативами качества питьевой воды должен осуществляться по программам, в которых должны учитываться такие мероприятия, как переоборудование станций подготовки питьевой воды, и в первую очередь реагентного хозяйства, переход на новые высокоэффективные коагулянты, флокулянты и обеззараживающие реагенты, а также усиление лабораторного контроля за качеством питьевой воды систем водоснабжения, включая контроль качества питьевой воды "у крана потребителя".
По данным ряда проектных институтов, включая институт "МосводоканалНИИпроект", удельная сметная стоимость строительства водопроводных станций средней производительности (250-300 тыс. куб. м/сутки) по распространенной в России технологии подготовки питьевой воды составляет в настоящее время 60-70 евро на 1 куб.м подготовленной питьевой воды.
Как уже отмечалось, потребуется, в первую очередь, реконструкция реагентного хозяйства станций подготовки питьевой воды, которое составляет 12 процентов от сметной стоимости строительства станций. При принятой удельной стоимости станции в 65 евро, реконструкция реагентного хозяйства составит 7,8 евро (280,8 рублей) на 1 куб.м подготовленной питьевой воды.
От общей сметной стоимости реконструкции реагентного хозяйства станции, стоимость технологического оборудования составляет не более 30 процентов.
Кроме того, на необходимые общестроительные работы при реконструкции реагентного хозяйства дополнительно принимается 15 процентов от общей сметной стоимости.
Итого реконструкция реагентного хозяйства составит 45 процентов от стоимости нового строительства, или 126,36 рублей на 1 куб.м подготовленной питьевой воды.
Общая стоимость реконструкции реагентного хозяйства для станций подготовки питьевой воды, использующих поверхностные воды, составит: 126,36 руб. х 47,1 млн. куб. м/сутки = 5,9 млрд. рублей.
При использовании новых коагулянтов, флокулянтов и реагентов при подготовке питьевой воды стоимость их возрастает, по сравнению с применяемыми в настоящее время на 10-15 процентов и составит 300 млн. рублей в год.
Обеспечение хозяйственно-питьевых нужд городского населения за счет подземных вод составляет 35 процентов от общего объема водопроводных мощностей или 25,4 млн. куб.м в сутки.
Подземные воды характеризуются повышенным содержанием растворенных химических веществ (железо, марганец, соли жесткости, фтор, сероводород и др.).
Для снижения в исходной воде указанных веществ и доведения их показателей до нормативов качества питьевой воды, приведенных в приложении N 1 проекта Федерального закона - специального технического регламента "О питьевой воде и питьевом водоснабжении", потребуется реконструкция и строительство установок и станций подготовки питьевой воды.
Программой определено, что затраты на строительство станций обезжелезивания воды составляют от 6,5 до 11 тыс. рублей на 1 куб.м производительности станции, а удельные затраты на строительство станций умягчения воды составляют 50-60 тыс. рублей на 1 куб.м производительности станции.
Объемы финансирования реконструкции и технического перевооружения водоочистных станций в Программе определены в размере 15,3 млрд. рублей, из них на водоочистные станции, с водозабором из подземных источников, размер финансирования, соответственно, составит 5,347 млрд. рублей.
Для доведения нормативов качества воды, забираемой из подземных источников до нормативов, приведенных в проекте Федерального закона, потребуется дополнительные затраты на реконструкцию и перевооружение в объеме до 50 процентов от общего финансирования реконструкции и технического перевооружения водоочистных станций, использующих подземные воды или 2,674 млрд. рублей.
Для сельских населенных пунктов Программой предусмотрено изготовление и монтаж установок и станций опреснения и обезжелезивания в контейнерном и блочно-модульном исполнении, при этом объемы финансирования указанных работ определены в размере 6,0 млрд. рублей.
Дополнительные затраты на реконструкцию и перевооружение указанных установок и станций, с целью доведения нормативов качества питьевой воды до нормативов, указанных в проекте Федерального закона, определены в объеме 30 процентов от указанной суммы и составят 1,826 млрд. рублей.
Общая стоимость реализации проекта Федерального закона - специального технического регламента "О питьевой воде и питьевом водоснабжении" по капиталовложениям оценивается в размере 12,2 млрд. рублей.
Проект Федерального закона - специального технического регламента "О питьевой воде и питьевом водоснабжении" предусматривает контроль за качеством питьевой воды "у крана потребителя".
Предполагается, что лабораторный контроль за нормативами качества питьевой воды будет осуществляться по требованию потребителей питьевой воды органами госконтроля за счет бюджетных средств, выделенных на их содержание.
При принятии Федерального закона - специального технического регламента "О питьевой воде и питьевом водоснабжении" и его вступлении в силу в 2005 году, объемы инвестиций на достижение требований проекта закона по годам реализации, с учетом отдельных сроков введения в действие закона для систем питьевого водоснабжения, использующих подземные и поверхностные источники водоснабжения, распределяются следующим образом (с учетом ежегодных затрат на использование новых реагентов в размере 300 млн. рублей):
2005 год - 2652 млн. рублей;
2006 год - 2800 млн. рублей;
2007 год - 2900 млн. рублей;
2008 год - 1300 млн. рублей;
2009 год - 1300 млн. рублей;
2010 год - 1300 млн. рублей.
По данным Госкомстата России (по состоянию на 01.01.2005 г.) в Российской Федерации средняя стоимость услуги по водоснабжению составляет 48,16 рубля на человека в месяц (при среднем потреблении воды в объеме 6,98 кубических метра на человека в месяц, и среднем экономически обоснованном тарифе 6,9 рубля за кубический метр).
При осуществлении намечаемых мероприятий, связанных с введением в действие Федерального закона - специального технического регламента "О питьевой воде и питьевом водоснабжении", средняя стоимость оплаты услуги по водоснабжению возрастет в 2005 году на 1,47 рубля или на 3,1 процента по сравнению с приведенным показателем Госкомстата России.
В 2006-2007 годах указанный показатель практически останется без изменений, в 2008-2010 годах произойдет некоторое уменьшение себестоимости оплаты услуги по водоснабжению.
В связи с отсутствием источника финансирования, непременным условием выполнения требований проекта Федерального закона является включение в себестоимость и тарифы на услуги по водоснабжению инвестиционной составляющей.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона (Технического регламента) "О питьевой воде и питьевом водоснабжении"
I. Перечень актов федерального законодательства, подлежащих изменению в связи с принятием федеральных законов (технических регламентов) "О водоснабжении" и "О питьевой воде и питьевом водоснабжении"
1. Водный кодекс РФ от 16 ноября 1995 г. N 167-ФЗ (с изменениями, внесенными федеральными законами от 30.12.2001 N 194-ФЗ, от 24.12.2002 N 176-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004), от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ);
2. Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ (с изменениями, внесенными федеральными законами от 30.12.2001 N 196-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ; от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ);
3. Федеральный закон "О качестве и безопасности пищевых продуктов" от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ (с изменениями от 30.12.2001 N 196-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ; от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 05.12.2005 N 151-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ);
4. Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2000 г. N 554 (с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 15.09.2005 N 569);
5. Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации. Утверждены Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. N 167 (с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 08.08.2003 N 475);
6. Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации. Утверждены Приказом Госстроя России от 30 декабря 1999 г. N 168;
7. Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства. Утверждены Постановлением Министерства труда и социального развития от 16 августа 2002 г. N 61;
8. Правила по охране труда при эксплуатации коммунального водопроводно-канализационного хозяйства. Утверждены Приказом Министерства РФ по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 22 сентября 1998 г. N 93;
9. Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда. Утверждены Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170;
10. Ориентировочные допустимые уровни (ОДУ) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования. Гигиенические нормативы ГН 2.1.5.1316-03. Утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ от 27.04.2003;
11. Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования. Гигиенические нормативы ГН 2.1.5.1315-03. Утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 27.04.2003;
12. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников. Санитарно - эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.1.4.1175-02. Утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 12.11.2002;
13. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды, расфасованной в емкости. контроль качества. Санитарно - эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.1.4.1116-02. Утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 15.03.2002;
14. Санитарно-эпидемиологический надзор за использованием воды в системах технического водоснабжения промышленных предприятий. Методические указания МУ 2.1.5.1183-03. Утверждены Гласным санитарным врачом РФ от 11 января 2003 г.
II. Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу в связи с принятием федеральных законов (технических регламентов) "О Водоснабжении" и "О питьевой воде и питьевом водоснабжении"
1. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы. СанПиН 2.1.4.1110-02. Утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 26.02.2002;
2. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы. санитарные правила СП 2.1.4.1075-01. Утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ от 11.10.2001;
3. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.1.4.1074-01. Утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ от 26.09.2001.
III. Перечень актов федерального законодательства, подлежащих принятию в связи с принятием федеральных законов (технических регламентов) "О Водоснабжении" и "О питьевой воде и питьевом водоснабжении"
1. Федеральный закон "О наилучших доступных технологиях".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.