Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по строительству и земельным отношениям
Пятого созыва
по проекту федерального закона N 284071-4 "Специальный технический регламент "О питьевой воде и питьевом водоснабжении" - внесен членами Совета Федерации С.Ю. Орловой, О.Е. Пантелеевым, С.А. Шуваловым в период исполнения им полномочий члена Совета Федерации, депутатами Государственной Думы Н.И. Сапожниковым, М.Я. Хесиным, А.А. Агеевым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по строительству и земельным отношениям рассмотрел проект федерального закона N 284071-4 "Специальный технический регламент "О питьевой воде и питьевом водоснабжении", внесенный членами Совета Федерации С.Ю. Орловой, О.Е. Пантелеевым, С.А. Шуваловым в период исполнения им полномочий члена Совета Федерации, депутатами Государственной Думы Н.И. Сапожниковым, М.Я. Хесиным, А.А. Агеевым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы, (далее - законопроект), и отмечает следующее.
Федеральным законом от 1 мая 2007 г. N 65-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании" устранено деление на общие технические регламенты и специальные технические регламенты.
Законопроектом (глава 3, ст.ст. 7-14) устанавливаются требования к источникам питьевого водоснабжения, то есть к поверхностным и подземным водным объектам, а также к зонам их санитарной охраны. При этом не учитывается то обстоятельство, что в силу положений статьи 1 Федерального закона "О техническом регулировании" природные ресурсы, природные объекты и зоны с особыми условиями использования их территорий не могут являться объектами технического регулирования.
В законопроекте отсутствуют правила идентификации объекта технического регулирования для целей применения технического регламента, что противоречит части 3 статьи 7 Федерального закона "О техническом регулировании", где предусмотрена обязательность наличия в техническом регламенте таких правил.
Большая часть законопроекта посвящена регулированию отношений, относящихся к предмету законодательства о санитарно-эпидемическом благополучии населения, водного, земельного и градостроительного законодательства. Законопроект нередко, в частности это касается норм о санитарно-эпидемиологических заключениях (часть 4 статьи 3), прямо вторгается в сферу регулирования Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Статьи 7-14 законопроекта устанавливают требования к источникам водоснабжения, а также режим зон санитарной охраны, что составляет предмет регулирования Водного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Статьи 15-22 законопроекта содержат нормы о проектировании, строительстве и эксплуатации систем водоснабжения, что является предметом регулирования Градостроительного кодекса Российской Федерации и Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Так, в статье 15, части 1 статьи 21 законопроекта перечисляются требования, в соответствии с которыми должно осуществляться проектирование систем питьевого водоснабжения. При этом не учитываются требования законодательства о градостроительной деятельности. Вместе с тем именно Градостроительный кодекс определяет порядок и требования к проектированию любых объектов капитального строительства.
Кроме того, отсутствует унификация терминологии законопроекта с Градостроительным кодексом Российской Федерации, который не содержит понятия "проектно-сметная документация", "приемка в эксплуатацию" (часть 4 статьи 15, часть 4 статьи 16 законопроекта).
В статье 6 законопроекта (часть 1) устанавливаются случаи наступления ответственности за невыполнение требований технического регламента только в части требований нормативов безопасности питьевой воды, приведенных в приложении 1, что противоречит положениям части 1 статьи 36 Федерального закона "О техническом регулировании", согласно которым ответственность устанавливается за несоответствие продукции или связанных с требованиями к ней процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации требованиям технических регламентов
Одновременно в статье 6 (часть 2) законопроекта устанавливается порядок финансирования мероприятий по достижению нормативов безопасности, предусмотренных техническим регламентом, и устанавливается ответственность собственника производственных сооружений, технологического оборудования предприятия водоснабжения за невыполнение обязанностей по финансированию расходов, необходимых для достижения установленных нормативов безопасности, что не может быть предметом регулирования технического регламента.
Из текста законопроекта не ясно, что представляет собой генеральный план развития объектов водопотребления (часть 5 статьи 15 законопроекта). Представляется, что в данном случае речь должна идти о предусмотренной Федеральным законом "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" программе комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, разрабатываемой органом местного самоуправления в соответствии с документами территориального планирования муниципальных образований.
В статьях 23-25 законопроекта содержатся положения о полномочиях органов государственной власти и органов местного самоуправления, что не может быть предметом регулирования технического регламента.
Статьи 26-28 законопроекта содержат нормы по обеспечению прав потребителей питьевой воды, что не является предметом технического регулирования и должно определяться Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей".
Законопроектом не предусмотрен механизм поэтапного введения нормативных показателей. В части 2 статьи 29 указано, что нормативы безопасности питьевой воды, установленные в законопроекте, должны быть обеспечены в соответствии с установленными в Приложении 1 сроками, однако Приложение 1 таких сроков не содержит.
Законопроект предоставляет право главному государственному санитарному врачу по соответствующей территории снижать требования к ряду показателей качества воды в зависимости от конкретной системы питьевого водоснабжения (приложение 1 к законопроекту). Это противоречит части 3 статьи 4 и части 3 статьи 7 Федерального закона "О техническом регулировании". В случае если включенные в приложение 1 требования к органолептическим характеристикам воды не являются требованиями безопасности, а характеризуют только качество воды (в зарубежных стандартах такие характеристики воды относят к категории "эстетических"), то такие характеристики не могут являться обязательными нормами технических регламентов.
Правительством Российской Федерации законопроект не поддерживается.
Следует учитывать, что Государственной Думой 29 июня 2011 года принят в первом чтении проект федерального закона N 484225-5 "О водоснабжении и канализовании", направленный на регулирование широкого круга отношений в сфере водоснабжения, в том числе составляющих предмет регулирования рассматриваемого законопроекта.
На основании вышеизложенного Комитет Государственной Думы по строительству и земельным отношениям не поддерживает проект федерального закона N 284071-4 "Специальный технический регламент "О питьевой воде и питьевом водоснабжении" и считает необходимым отклонить названный законопроект при его рассмотрении Государственной Думой в первом чтении.
Председатель Комитета |
М.Л. Шаккум |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.