Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 588894-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" подготовлен в соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации по вопросам противодействия экстремистской деятельности.
Следует отметить, что в настоящее время экстремистская деятельность представляет собой одну из наиболее опасных угроз конституционному строю и безопасности государства. О распространенности данного вида преступной деятельности на территории Российской Федерации свидетельствует ежегодный рост числа преступлений экстремистской направленности.
Так, в 2007 г. было зарегистрировано 38 преступлений, предусмотренных статьей 280 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК) (Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности), по 16 из которых расследование было окончено, соответственно 170 (98) преступлений, предусмотренных статьей 282 УК (Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства), 24 (21) преступлений, предусмотренных статьей 282.1 УК (Организация экстремистского сообщества) и 16 (22) преступлений, предусмотренных статьей 282.2 УК (Организация деятельности экстремистской организации).
За 2008 г. указанные показатели составили по статье 280 УК 29 (22) преступлений, по статье 282 УК соответственно 182 (139) преступлений, по статье 282.1 УК 18 (17) преступлений и по статье 282.2 УК 24 (20) преступлений.
В 2009 г. цифры равнялись 45 (23) преступлений по статье 280 УК, 223 (178) преступлений по статье 282 УК, 19 (15) преступлений по статье 282.1 УК и 20 (20) преступлений по статье 282.2 УК.
А в 2010 году данные уже составили 51 (21) преступлений по статье 280 УК, 272 (216) преступлений по статье 282 УК, 23 (22) преступлений по статье 282.1 УК и 27 (16) преступлений по статье 282.2 УК.
При этом анализ правоприменительной практики правоохранительных органов свидетельствует о том, что принимаемые меры по борьбе с проявлениями экстремизма зачастую являются малоэффективными ввиду имеющихся недостатков в законодательстве.
Разработка и принятие данного федерального закона необходима в связи с отсутствием детальной регламентации в законодательстве вопросов, связанных с финансированием экстремистской деятельности.
Назрела объективная необходимость по внесению в УК России изменений и дополнений, предусматривающих установление уголовной ответственности за финансирование экстремистской деятельности, а также введение конфискации имущества, полученного в результате совершения преступлений экстремистской направленности.
Также вносимые законопроектом изменения устраняют внутренние противоречия в пункте 1 примечаний к статье 282.1 "Организация экстремистского сообщества" УК, так как они предусматривают освобождение от уголовной ответственности лица, добровольно прекратившего участие в экстремистском сообществе, если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления, и исключают освобождение от уголовной ответственности лица, добровольно прекратившего участие в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.
Предлагаемые законопроектом дополнения УК требуют одновременного внесения соответствующих изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и в Федеральный закон "О противодействии терроризму".
Помимо этого, следует отметить, что Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности" определены правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, а также устанавливается ответственность за ее осуществление.
Вместе с тем в указанном Федеральном законе не закреплены полномочия Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере противодействия экстремистской деятельности, исходящие из содержания Конституции Российской Федерации.
Также следует отметить, что задача противодействия экстремизму в условиях развития технологий обработки и передачи информации приобретает особое значение. Компьютеризация российского общества, увеличение числа пользователей международной компьютерной сети "Интернет" приводит к необходимости совершенствования российского законодательства с целью обеспечения эффективности его противодействия новым вызовам и угрозам современности.
Большинство законодательных актов Российской Федерации, регулирующих вопросы противодействия экстремизму, не учитывает специфику распространения сведений экстремистского характера в международной компьютерной сети "Интернет".
Отсутствие адекватной реакции на размещение экстремистских материалов в международной компьютерной сети "Интернет" со стороны органов государственной власти, призванных бороться с любыми проявлениями экстремизма и разжигания национальной и межэтнической розни, культивирует чувства вседозволенности и безнаказанности у лиц, совершающих эти деяния.
В то же время необходимо приведение понятия "международная компьютерная сеть "Интернет" в соответствие с Федеральным законом "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
С учетом изложенного, представленным законопроектом также предлагается дополнить некоторые статьи УК России положениями, предусматривающими установление уголовной ответственности за совершение преступлений экстремистской направленности с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования (включая сеть "Интернет"), а также изложить в новой редакции статьи 4, 9, 10 и 13 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности", определяющих организационные основы противодействия экстремизму и ответственность за распространение экстремистских материалов.
Таким образом, изменения, предлагаемые законопроектом, являются актуальными и восполняют имеющиеся пробелы в действующем законодательстве Российской Федерации.
Принятие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не повлечет за собой дополнительных затрат из федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
В случае принятия Президентом Российской Федерации решения о формировании специально уполномоченного органа по вопросам координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию экстремизму, реализация которого потребует дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета, будет подготовлен проект указа Президента Российской Федерации и соответствующее финансово-экономическое обоснование к нему.
Перечень актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные заключительные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других федеральных законов.
Для реализации Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" необходимо:
1. В случае решения Президента Российской Федерации о формировании специально уполномоченного органа по вопросам координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию экстремизму, разработать проект указа Президента Российской Федерации "О создании специально уполномоченного органа по вопросам координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию экстремизму".
Срок - в течение шести месяцев с момента подписания проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Исполнители: Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации, Министерство регионального развития Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Генеральная прокуратура Российской Федерации.
2. Для разграничения компетенции федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, в области противодействия экстремистской деятельности, разработать проект постановления Правительства Российской Федерации "О компетенции федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, в области противодействия экстремистской деятельности".
Срок - в течение шести месяцев с момента подписания проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Исполнители: федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.